Мысли на каждый день

Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость.

Надземное, 47

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ГРАНИ КУЛЬТУРЫ

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  




Слово в День Культуры(на выставке картин Н.К.Рериха «Гималаи»)Сегодня мы отмечаем день рождения Николая Рериха и неразрывно связанный с памятью о нём День Культуры. Ведь именно он мечтал о всемирном Дне Культуры, «когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества»1. Эту, по его словам, «традицию высокого значения» мы проводим уже второй раз. Именно наш город первый откликнулся на призыв великого гуманиста.

Но мало только проводить День Культуры, без осознания значения этого светоносного понятия. Без этого осознания подобное мероприятие было бы просто формальным, а следовательно, и недейственным.

Теперь наше небывалое время требует срочного проведения в жизнь всех высоких утверждений, которые нами провозглашаются. Только так сможем мы помочь и людям, и планете. Эпоха слов кончилась, началась эпоха реальных дел.

Выставка картин Николая Рериха «Гималаи» была реальным делом. «Только вдвигая факт в будущее, можем определить его истинное значение», — говорит Живая Этика. Что заронила выставка в сознания и сердца людей, взрослых и детей, посетивших её, нам невозможно учесть. Но зёрна красоты, величия и гармонии, но духовная мощь эманаций, наслоённых на них рукой великого художника и человека, — всё это те зёрна, которые «в дни суждённые процветут», у каждого в свой срок, своим цветом и своими плодами; главное то, что плоды эти непреложно будут эволюционно значимы и прекрасны.

Понятие Культуры многогранно и охватывает всю жизнь, от её земных проявлений и до духовных высот. Если мы не начнём строить Культуру на земле, среди обычной жизни, среди повседневного обихода, мы не построим её и в духе. Ведь любое здание начинает сооружаться с фундамента, а не с крыши или купола.

Те, кто опередили нас в своём духовном развитии, эти Светочи мира, расставили нам вехи духовного пути, пролегающего через земную жизнь, «чтобы во тьме не заблудиться нам».

Хочется немного сказать о том малом, с чего надо начинать закладывать Храм почитания Света.

Культура начинается с человека. Если человек не культурен, о какой культуре может идти речь? Кто её будет создавать? Потому в Живой Этике всё начинается с человека и жизни, которую он творит вокруг себя.

«Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»2, как сказано в Евангелии.

Формула Рериха «Культура — сочетание жизни и красоты» призывает нас сочетать жизнь с красотою, призывает нас к этому и Живая Этика.

Кого можно именовать культурным человеком? Кто-то может быть образованным, умным, добрым, талантливым, даже гениальным, и всё равно он может при этом не быть культурным. Значит, для этого требуется совокупность качеств, делающих человека таковым. И первое из них, также указанное Рерихом, — «Культура есть Сердце». Сердце очищенное, всевмещающее, находящееся в тесном взаимодействии с окружающим миром — природой, животными, человеком. Умение думать в первую очередь о других — из этого проистекает и доброта, и сочувствие, и стремление помочь, и забота, и терпимость, и терпение, и выдержка.

Начнём с внешних признаков, с культуры поведения. В книге «Община» указывается, что не только дух должен быть дисциплинирован, «но и качества внешних действий». Там же говорится: «Почему нужно быть неуклюжими? Почему нужно производить впечатление невежд? Почему наши должны быть небрежными? Почему, когда идёт спор, наши должны быть крикливыми? Почему наши должны болтать без меры? Обходите ненужную грязь»3.

Как тщательно осматривается доспех общинника! Как много внимания уделяет Учение отрицательным и положительным качествам его и как много указаний даётся к их изживанию или развитию. Не этим ли и мы должны заняться в первую очередь, чтобы культура вошла в нашу жизнь и преобразила её и всё окружающее? Заповеданная нам община может стоять только на фундаменте культуры. В книге «Община» особенно много указаний даётся на то, что для неё годится и что неприемлемо. Но это тема для большого доклада, я же коснусь вкратце только некоторых её положений. Читая книги Живой Этики, вы сами найдёте множество примеров и указаний по этому вопросу.

Одним из ярых врагов культуры является грубость. «Молодое поколение слишком часто поддаётся в сторону грубости. Очень плачевно такое положение, когда требуется напряжение всех лучших сил. Очень нужно твердить, что каждая грубость неприемлема для эволюции. ...Грубость есть невежество»4.

«Никакое тесное общежитие не может иметь явленную грубость в своей среде»5.

«...Грубость противна всем законам природы. Каждый грубый поступок создаёт такой безобразный вихрь, что, если бы люди могли видеть его, они, наверно, стали бы осторожнее в поступках. Карма грубости весьма тяжкая»6.

Большое внимание в вопросе культуры поведения обращено на речь. «Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их — невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением»7.

«Привыкайте вкладывать значение в каждую речь, изгоняя ненужный лепет»8.

«Не захлебнитесь многословием»9.

«Говорите по сознанию собеседника»10.

«Условие Братства полная соизмеримость мысли и выражения — это оплот правды красоты»11.

«Конечно, Мы ценим прежде всего искренность. Слово, не содержащее в себе утверждение сердца, пусто»12.

Приведём по этому поводу притчу о бессердечии.

«В некий сельский храм пришёл однажды известный своей прозорливостью старец и видит, что бес, нарядившись проповедником, произносит перед народом поучение с амвона. Народ внимательно слушал. Прислушался и старец к словам, которые произносил переодетый проповедником бес, намереваясь уличить его тотчас во лжи. Но сколько ни говорил бес — всё в его словах было на удивление православно. После окончания проповеди, когда, отпустив народ, бес сошёл с амвона, старец обратился к нему со следующими словами:

— Ведь ты бес, я узнал тебя, — сказал старец.

— Точно так, — ответил бес.

— Я искал поймать тебя на слове, но не нашёл ничего неправославного, — сказал старец.

— Я старался, — ответил польщённый бес.

— Для чего же ты это делал? — удивился старец.

— Я говорил с холодным сердцем, — пояснил бес, — и знаю, что люди, которые меня слушали, поступать по моим словам не будут. А этого для меня уже достаточно».

«...На Востоке именно простота изложения считается высшим достижением, ибо простота свидетельствует о ясности понимания»13.

Мы часто употребляем в нашей повседневной жизни выражения «красивый поступок», «некрасиво поступил» и так далее. Это и говорит о «сочетании жизни и красоты». Это и определяет степень культурности человека.

«Людям часто не хватает дисциплины духа и чувства меры»14.

Культура поведения исключает злословие, раздражение, суетливость, состояние, когда человек «выходит из себя». Кстати, стоит вдуматься в это обиходное выражение. Когда человек «выходит из себя» — значит, кто-то в него входит, так как природа не терпит пустоты. И кого в таких случаях может привлечь гневный и раздражённый человек? Безответственность за свои действия, невменяемость не есть признак культуры.

«Свойства злобы не годятся для общины»15. То же говорится и об обидах. Утончение сердца «упасёт от нанесения обид. Каждый обидчик уже притворил Врата Огненные, он покусился на достоинство человеческое и тем прежде всего умалил самого себя. (...)

Пусть каждый спросит сердце своё — где граница обиды? Нельзя растрачивать силы на взаимные ущемления»16.

В свою очередь, и чувство обиженности мешает духовному продвижению. «...Чувство обиженности есть самое мелкое и выращивается неразвитым сознанием. Так в обиходе живёт рутина обиженности. Нужно сознать её и выгнать, как самое вредное насекомое»17.

«...Сад обид нехорош. Нужно явить понимание полной негодности обид. Обида самое пресекающее обстоятельство. Она как скрытый нарыв»18.

Избегайте «подозрительности и чванства»19. Опасайтесь быть навязчивыми, — предупреждает Живая Этика.

Из всего сказанного можно заметить, как Учение заботится о том, чтобы наша жизнь сочеталась с красотой. Все перечисляемые там отрицательные свойства прежде всего акультурны. Но там же указываются и положительные качества, вносящие подлинную культуру в наш быт, в нашу повседневную жизнь.

Всё начинается с мысли. «Чистая мысль, напитанная красотою, указывает путь к истине. (...)

Через препятствия безобразия можно идти к маяку красоты, разбрасывая семена без числа»20.

«Если человек прочтёт все книги добра и не научится терпению, вмещению и соизмеримости, то он не человек»21.

«Искренность и простота — два мощных магнита и основы великого творчества отношений между людьми»22.

«Проходящий в гордости не от огненной природы; проходящий в самоуничижении не от огненной природы, только простота Огню свойственна»23.

Необычайно красиво качество признательности, проявляемое в нашей повседневной жизни; благодарности за всё доброе и светлое, что к нам приходит! Начиная от луча солнца и кончая Лучами Истины, озаряющей наш путь. «Благодарность есть одно из главных качеств справедливости. (...) Неблагодарный прежде всего неблагороден»24.

Святослав Рерих призывает каждый день стать немного добрее, делать свою повседневную работу сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Это тоже шаг к культуре, к сочетанию жизни и красоты.

Культуру поведения рождает взаимодействие внутреннего с внешним. Естественная сдержанность внешних проявлений проистекает из внутреннего гармоничного состояния, основанного на понимании происходящего. И, в свою очередь, внешняя дисциплинированность воздействует на внутреннее состояние.

Всякое достижение начинается с осознания его. Продумывая достижение и понимая его необходимость, мы постепенно начинаем претворять его в жизни каждого дня.

«Пора собираться Земле в новый путь», — говорит «Община»25.

9 октября 1991 г.


1 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 74.
2 Матф. 7: 18.
3 Община. 91.
4 Мир Огненный. II. 175.
5 Мир Огненный. III. 53.
6 Братство. 58.
7 Агни Йога. 106.
8 Община. 100.
9 Там же. 132.
10 Агни Йога. 328.
11 Листы Сада М. Озарение. 2—VII—19.
12 Беспредельность. 737.
13 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 25.06.1936.
14 Листы Сада М. Озарение. 2—IX—12.
15 Община. 7.
16 Мир Огненный. II. 143.
17 Мир Огненный. I. 143.
18 Там же. 534.
19 Община. 127.
20 Там же. 27.
21 Аум. 327.
22 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 24.04.1931.
23 Мир Огненный. I. 577.
24 Иерархия. 182.
25 Община. 36.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : 1991