Именно среди Великого Служения велико ощущение ответственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её. Рерих Е.И. Письмо от 08.08.1934 |
Беседа на выставке картин Николая Рериха «Гималаи»
Когда темно, когда грозно, тогда держите сознание на будущем. У Нас будущее зовётся ковром полёта.
Община. 189
Явление будущего воспламенит сердце. Самое подавляющее может рассеяться лишь от будущего.
Мир Огненный. II. 443
Есть две категории людей. У одних всё позади, у других всё впереди, независимо от их возраста. Ретроспектива и перспектива — две точки зрения на жизнь. Они определяют духовное здоровье человека. Пессимизм и оптимизм проистекают из этого мировоззрения. Все религии, в их чистом виде, учат перспективному мышлению, провозглашая бессмертие души и жизнь вечную. Грубый материализм, отрицая дух, обрекает человека на смерть, так как всё материальное конечно, оно даёт приговорённость к смерти, и потому её так боятся люди.
«Следует переносить всё сознание в будущее. Редко кто находит в себе мужество признать нежелательность возвращения в прошлое. Явление смелой жажды будущего показывает, что дух готов для огненных познаний»1.
Человек — творец своего мира, своего будущего. В настоящем многое невозможно, но в будущем возможно всё. Всё в нашей власти, всё достижимо, всё осуществимо, и нет преград творческой мощи мысли. Можно мечтать о будущем, можно забрасывать самые дальние якоря и творить это будущее согласно своему идеалу.
Поразительно, как много вдохновенных призывов к будущему имеется в книгах Живой Этики! Уже в предисловии к книге «Агни Йога» говорится: «Для будущего мы встаём от сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы».
Учение Живой Этики говорит, что среди кратковременных и непрочных земных радостей «одна радость неотъемлема — радость мысли о будущем. Ни рыбы, ни птицы, ни животные не знают будущего. (...) В этом зове пространства заключена огромная радость. Кто боится будущего, тот ещё находится в животном состоянии, и мировая трапеза ещё не для него.
Научиться углубить и вознести мысль о будущем — значит занять в нём место, которое будет расти вместе с сознанием»2.
К какому будущему устремляться? Для многих будущее мрачно и темно. Естественно, что не к такому будущему призывает нас стремиться Учение. Отталкиваясь от несовершенств настоящего, представляя себе противоположные положения, мы тем самым творим на плане мысли эти улучшения. А затем эти мыслеобразы начинают материализовываться, входить в жизнь; и мы помогаем этому процессу своими руками, своим трудом, своим творчеством. Работая для будущего, мы претворяем настоящее; оно уже не господствует над нами в нашем сознании.
«Будущее можете понять как оборот от ночи ко дню»3.
Будущее помогает нам оценить происходящее в настоящем. «...Вдвигая факт в будущее, находим его ценность»4. Сейчас, например, мы стоим перед фактом выставки картин Рериха «Гималаи». Что несёт приход к нам картин священных гор, с высот которых стекаются к нам капли жизни, необходимые для роста нашего духа? Несёт «прикасание к величию, которое питает дух». Можем ли мы учесть все последствия этого факта?
По аналогии мы вспоминаем, как в 1960 году в этих же залах была открыта выставка 60 картин Н.К.Рериха, привезённых его сыном для города на Оби. В центре огромного города внезапно просиял несказуемый свет. Загорелись переливы красок, стали излучаться высокие энергии, наслоённые на них рукой великого художника, посланца нового мира. И через какое-то время духовный посев стал давать всходы. Многие пробудились к духовной жизни, и это пробуждение определило всю их дальнейшую судьбу.
Не в наших малых мерах учесть следствия выставки «Гималаи», но что они будут — это несомненно.
Что будет служить проводником в будущее? «Реальное знание без предрассудков»5. Непредубеждённое познавание приведёт к открытиям, которые расширят наше сознание и обогатят нашу жизнь. Вехи к этим новым знаниям расставлены в книгах Учения. Но это отдельная тема, а сегодня хотелось бы подумать о том, как «устремиться в будущее мимо сажи настоящего», как сказано в «Озарении».
«...Без представления о будущем, воплощения будут лишь бессмысленным отрывком листа жизни. Именно, животный разум не нуждается в осознании будущего, но именно воля познания двигает человека к пониманию смен жизни»6.
И наша будущая жизнь на земле, как и наше пребывание в Тонком Мире, будет строиться согласно нашим устремлениям, в соответствии с созданным нами идеалом.
«Украшение будущего всеми цветами воодушевления — свет зари. Украшение прошлого как венок могильный. Утверждающий мощь будущего Наш воин, даже сила его умножится от сокровища будущего»7.
«В каком доме будет расти психическая энергия? Конечно, в доме, который устремлён в будущее»8.
Агни Йога советует «отменить страх за будущее»9, так как «будущее состояние заключено в сознании нашем».
«Страх будущего есть ужас Мира. Он вторгается в жизнь под различными пониманиями. Он постепенно разлагает ум и омертвляет сердце. Такой страх ложен в природе своей. Люди знают, что каждое их местонахождение не вечно, значит, разумно будет немедленно приготовлять нечто будущее. (...) ...Самая здоровая и прекрасная мысль будет о будущем»10.
«Ни прошлое, ни настоящее не дадут осилить весь гнёт Мира. Только будущее, во всей огненности, перенесёт к берегам новым»11.
«Радость о новом уже есть крылья к будущему»12.
«...Огонь мысли зажигает и складывает облик будущего»13.
Как нам относиться к испытаниям, к ударам судьбы?
«...Без понимания будущего удары-двигатели не понятны. Они могут порождать сетования и уныние. Потому так нужно постижение основ самоусовершенствования для великого будущего»14.
«Сотворение добра есть улучшение будущего. (...) Нелепо думать, что добро отвлечённость или заслуга. Оно есть спасение будущего, ибо без него нет утверждения восхождения»15.
«...Только будущее может освободить от тяжести ощущений, и не слишком трудно приучиться думать о будущем, если усвоили устремление к самому Высшему. Так утверждайте во всех действиях полезность понимания будущего. Много воспоминаний, сожалений, обид и разных прошлых ненужных вещей только отталкивают магнетизм грядущего, уже сложенного. Явление магнетизма будущего есть великий двигатель, и нужно его понять совершенно реально»16.
«Человек должен быть постоянно на пороге к будущему. Человек нов каждое мгновение. Человек не может утверждаться на бывшем, ибо его больше не существует»17.
В книгах Живой Этики даётся много сведений о жизни в Мире Тонком; много указаний, как подготовиться к переходу туда, как вести себя там, какие там условия существования. Это целая большая тема, связанная с темой о будущем, совершенно непреложном для всех без исключения. Но, как сказано в книге «Мир Огненный», «иногда люди доходят до такой нелепости, что считают каждую мысль о жизни будущей как бы концом земного существования». Но «каждый путник, просвещённый мыслью о вечном пути, может идти с радостью»18.
Ведь все религии, все заветы всех эпох и народов говорят в той или иной форме о жизни вечной, о бессмертии души. Теперь об этом начала говорить и наука.
Недавно по телевидению был показан фильм известного американского тележурналиста Фила Донахью «Пережившие клиническую смерть». Это как бы продолжение книги доктора А.Моуди «Жизнь после жизни» о загробном существовании во время клинической смерти. Как и многие другие признаки, этот факт тоже знак наступления новой эпохи, отличающейся смелым, непредвзятым познаванием. Пусть это только первые робкие шаги в область потустороннего мира, но они уже делаются на наших глазах, и этому можно порадоваться.
Радостно замечать и отмечать каждый признак наступления новой эпохи!
«...Теперь, на пороге смены Юги, мы все должны понять, что само светлое будущее возможно, но лишь зло людское может препятствовать скорейшему наступлению светлой эпохи»19.
«Время великое и грозное — так утверждается светлое будущее».
«Когда радость будущему живёт в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Потому так важно воспитывать сердце в этом устремлении к созданию мощного будущего»20.
Живая Этика придаёт особое значение мысленному строительству новой эпохи.
«Мышление — залог преуспеяния, залог нового строительства, залог мощного будущего»21.
«Каждый должен мыслить о переустройстве Мира...»22
Духовные Учителя говорят: «Мы живём в будущем, Мы знаем прошлое, Мы не боимся Беспредельности и ожидаем каждого продвижения. Будущее стоит как великая действительность. Лишь тонкая закрытая дверь отделяет от будущего, которое уже оформляется каждым нашим дыханием»23.
«...Мы никогда не жалеем о прошлом. Ценно устремление в будущее. Особая энергия привлекается, когда мысль живёт в будущем. Не может самое блестящее прошлое сравниться с возможностями будущего. Наука подтверждает, насколько целебна мысль о будущем и сколько яда скрыто в жалении о прошлом»24.
«Мы смотрим в будущее, и в этом устремлении находим твёрдость и мужество»25.
Елена Ивановна Рерих в одном из своих писем призывает: «Прошу всех проникнуться великою серьёзностью и торжественностью грядущего времени и помнить, что мы должны напрячь все свои силы, чтобы преуспеть в самоусовершенствовании. Будущее велико и прекрасно».
В Учении Живой Этики много говорится о Новом Мире. Оно наполнено пламенными призывами к осмыслению и построению Нового Мира.
«Новая Заря уже светит на тёмном горизонте. Уже события идут, и новые силы строят лучшее будущее»26.
«Нужно каждый день мыслить о задачах Нового Мира»27.
«Не ничтожному свидетелями будете. Преобразится жизнь — Я говорю»28.
«Расы сотрутся в Новом Мире»29.
«...Новый Мир устремлён к мирам дальним»30.
«Радость познания должна стать преимуществом Нового Мира»31.
«Светлая, всепобеждающая мысль будет вполне соответствовать условиям грядущей Новой Эры сотрудничества»32.
«...Молнии мысли могут дать решение мира»33.
«...Если в Чёрном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно»34.
«Человечество нуждается в очищении существования. Так нужно начинать переустройство от очагов, от жизни каждого дня. ...По всему миру вне народности, но личным началом, будет исправляться жизненный принцип»35.
«...В Новом Мире всё должно быть направлено ко Благу»36.
«Можно лишь признаками Культуры строить Новую Эпоху»37.
«Новый Мир... явит любовь к ценностям Природы, и они дадут ему лучшую эмульсию сущности жизни»38.
«Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью»39.
«Каждый должен мыслить о переустройстве Мира, ибо когда мы поймём происходящее, мы поймём приближение будущего. Каждая мысль, направленная к строительству Новой Эпохи, даст свои формы»40.
«Именно, воскресение духа даст новую Эпоху»41.
«Очищение основ должно утвердиться, ибо без этого невозможно явить Новый Мир»42.
«...Задача Нового Мира пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный облик Красоты»43.
«Истинно можно сказать, что Новый Мир идёт. Пусть многое не понято и извращено, но входят новые возможности, которые со временем дадут новое мышление и миросозерцание»44.
«...Близок час, когда ненужная чешуя начнёт спадать и Мир Света начнёт нарождаться на радость»45.
И в книгах Живой Этики, и в письмах Елены Ивановны Рерих предсказывается великий расцвет нашей Родины, «России будущей чудная повесть»46.
«Нрав русского народа просветит красота духа. (...) Россия процветёт искусством»47.
В своих письмах последних лет Елена Рерих пишет о России: «Свет стоит над Родиной»48. «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но лучшая страна станет космическою основою равновесия в мире. Страна лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной. Наша страна узнает ярый расцвет после уявления космических знаков. Космический знак нашей страны сотрудничает со знаком Благоденствия. (...) Она... пойдёт путём особым, путём самостоятельным, путём сотрудничества с Силами Космическими, Силами Света»49.
А теперь хотелось бы привести маленькие примеры мечтаний о будущем. У каждого такие представления могут быть индивидуальны, но все они будут являть противовес уходящей эпохе и помогать строительству Нового Мира. Ведь «каждая возможность утверждается притяжением мысли»50. В Учении говорится: «Я радуюсь видеть, как молнии прозрений народного блага сверкают среди мыслей ваших. Нужно бросать в пространство эти мысли. Если бы каждый день уделять полчаса будущему! Истинное приветствие Наше получит костёр ваших помыслов.
...Пусть Страна будущего облекается в плоть мысли»51.
Вот как выражает свои мечтания о новых человеческих взаимоотношениях выдающийся американский поэт-гуманист Уолт Уитмен:
Приснился мне город, который нельзя одолеть,
хотя бы напали на него все страны вселенной,
Мне снилось, что это был город Друзей,
какого ещё никогда не бывало,
И что превыше всего в этом городе крепкая
ценилась любовь, и в ней была главная суть,
И что каждый час она сказывалась
в каждом поступке жителей этого города,
Во всех их словах и взорах.
Из сборника «Листья травы»
(Далее был прочитан сказ «Храм Истины. Путешествие по будущему», см. с. 39. — Ред.)
15 сентября 1991 г.
1 Мир Огненный. I. 425.
2 Община. 189.
3 Там же. 166.
4 Агни Йога. 128.
5 Там же. 131.
6 Там же. 152.
7 Там же. 253.
8 там же. 501.
9 Там же. 324.
10 Мир Огненный. II. 281.
11 Там же. 344.
12 Мир Огненный. I. 47.
13 Там же. 613.
14 Там же. 642.
15 Мир Огненный. II. 286.
16 Там же. 44.
17 Там же. 70.
18 Там же. 425.
19 Надземное. 111.
20 Мир Огненный. III. 239.
21 Там же. 262.
22 Там же. 169.
23 Надземное. 75.
24 Там же. 138.
25 Там же. 415.
26 Мир Огненный. III. 139.
27 Сердце. 132.
28 Листы Сада Мории. Зов. 7.04.1922.
29 Там же. 14.05.1922.
30 Община. 81.
31 Там же. 198.
32 Там же. 219.
33 Агни Йога. 45.
34 Сердце. 54.
35 Там же. 173.
36 Там же. 534.
37 Мир Огненный. I. 190.
38 Там же. 321.
39 Мир Огненный. III. 93.
40 Там же. 169.
41 Там же. 186.
42 Там же. 193.
43 Там же. 266.
44 Надземное. 259.
45 Мир Огненный. III. 491.
46 Листы Сада Мории. Зов. 15.05.1922.
47 Там же. 24.02.1922.
48 Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993. 6.09.1948.
49 Там же. 17.11.1949.
50 Братство. 841.
51 Листы Сада М. Озарение. 3-111-10.