…Горение духа есть красота и щит в служении Благу. Мир Огненный, ч.3, § 261 |
Из выступления Т. Деменко:
«В ПОХВАЛУ СВ. СЕРГИЮ»
«В акафисте Преподобному Сергию есть такие удивительные слова: “Радуйся, дивный подражатель совершенства Отца нашего Небесного”. Сергий подражал совершенству Высшего, и ему тоже стали подражать.
Ведь человек не может ни подниматься, ни падать один. По закону вселенской взаимосвязи он всегда кого-то тянет за собой — или вверх, или вниз. И чем сильнее и масштабнее человек, тем больший круг людей он захватывает своим влиянием. Св. Сергий охватил всю Русь. Мы знаем, что Он не проповедовал и жил внешне незаметно, но внутренне так мощно, что к Нему потоком шли люди. Шли, напитываясь огнём его духа, его веры, его мужества, его любви.
Люди 14 века, придавленные долгие годы угнетением и страхом, стали расправлять спины, стали ощущать свою силу. И, наконец, они стали верить в победу над вековым татарским игом. И победа пришла. Духовным центром победы русичей и стал Святой Сергий.
Основатель нашего музея Наталия Дмитриевна Спирина писала: “Вспоминая о Преподобном Сергии, мы обращаемся не только к прошлому. Такие, как Он, — вне времени. Они пребывают и в настоящем, и в будущем. Они всегда с нами, когда мы с Ними. Будучи с Ними, мы даём возможность помогать нам, открываем Им вход в нашу жизнь”.
О КАРТИНЕ Н.К. РЕРИХА «СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ»
«Картина была создана Рерихом в Индии в 1932 году. Она являлась, по его замыслу, «левым крылом диптиха», предназначавшегося «для исполнения в цветном стекле», т.е. в мозаике или в витраже. (Правое крыло — картина «Святой Франциск»).
Желание Рериха, чтобы картина была выполнена в цветном стекле, было осуществлено в 2014 году в часовне на территории нашего музея.
Так сложились события, что это единое произведение практически сразу же после его написания оказалось в разных странах.
Картина иконографична. “В Белграде [она находилась с 1936 по 1948 год] в музее я молился перед иконой Святого Сергия работы Рериха” — говорил один известный архиепископ того времени (отец Виктор из Шанхая).
Используя некоторые композиционные принципы иконописи, Рерих изобразил Сергия Радонежского в полный рост, крупным планом. Подвижник держит в руках церковь — белокаменный храм, — а за его спиной возвышается монастырский комплекс, ассоциирующийся с Троице-Сергиевой лаврой.
Детищем Сергия являлась не только Троице-Сергиева Лавра, вся Русь может быть символизирована этим храмом, который Святой бережно держит в руках.
На картине художник изобразил момент известного исторического события — Преподобный благословляет русское воинство на решающее сражение, Куликовскую битву. За холмом под знамёнами выступают в поход русские полки с обращёнными к небу и готовыми к бою копьями. Из-за пригорка поднимается хоругвь с ликом Христа.
Надпись внизу картины гласит: “Дано св. Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…”.
Прежде всего к внутреннему сплочению и единству страны призывал Святой. И сейчас история повторяется. И сейчас на бессменном дозоре стоит Святой Сергий».
В канун дня рождения Н.К. Рериха гости музея посмотрели фильмы студии СибРО «Творец будущего» и «Мировоззрение Новой Эпохи».