Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Грани Агни Йоги, 1958, § 673 |
В Музее Николая Константиновича Рериха 25 июля с большим успехом прошёл концерт певца из города Коврова Ивана Колтыгина. С ним встретилась журналист Наталья Шадрина:
– От имени наших слушателей я хочу поблагодарить Вас за сегодняшний замечательный концерт. Летом, когда филармония на каникулах и нам, любителям классической музыки, просто не хватает её, тут такой подарок! Расскажите, каким образом Вы оказались в Новосибирске?
– Знаете, я, честно говоря, вообще не планировал давать концерт, поскольку я ехал просто с экскурсией посмотреть Сибирь, Новосибирск, этот замечательный музей, посетить Алтай. И буквально за две недели возникла идея дать сольный концерт в стенах музея.
– Я давно сотрудничаю с этим музеем, можно сказать, с момента его создания, и должна заметить, что здесь случайных людей не бывает, так или иначе они соприкасаются с творчеством семьи Рерихов.
– Я приблизился к Учению Живой Этики более десяти лет назад. В 2007 году начал с трудов нашей великой соотечественницы Елены Петровны Блаватской и вскоре начал изучать труды семьи Рерихов – и Елены Ивановны, и Николая Константиновича.
– А у Рерихов Вас привлекает больше философия или живопись?
– Я думаю, что и художественное наследие, и философское – неотделимы друг от друга, поэтому меня всё привлекает.
– Расскажите немного о себе, именно Ваш творческий путь с чего начался?
– Если говорить о вокальном творчестве, о песенном, то петь я начал в детстве. Любовь к музыке у меня появилась очень рано, но это было на любительском уровне. Просто желание слушать хорошую музыку, хорошие песни. А потом я сам начал много петь, но никогда нигде – ни в Домах культуры, ни в школе – я не выступал. Я даже помню такие моменты: на уроках музыки я старался специально петь плохо, чтобы не выделяться перед другими учениками, но мне всё равно ставили пятёрки. А серьёзно я стал заниматься творчеством уже спустя долгие годы, где-то в 21 год. И мне порекомендовали в нашем городе вокальный коллектив, который специализировался на исполнении романсов, классических оперных произведений, оперетты, песен советских композиторов. Это как раз было моё, я туда пошёл и многие годы в этом коллективе работал.
– Т.е. специального музыкального образования у Вас нет?
– Специального музыкального образования нет. Единственное, я около года занимался в музыкальной школе, будучи уже взрослым человеком, занимался постановкой голоса. Но потом так сложились обстоятельства, что пришлось самостоятельно осваивать вокальное искусство. Просматривал различные мастер-классы, записывал свой голос, отслеживал, где нужно подправить, что нужно откорректировать, т.е. фактически обучался самостоятельно.
– Таких людей называют самородками. У Вас есть победы на конкурсах?
– Да, я неоднократно участвовал в различных конкурсах. В 2014 году в Москве на конкурсе «Золотой голос» я получил диплом первой степени за исполнение песни Бабаджаняна «Лучший город земли». На конкурсе «Романс – голос осенний», который проходит в Кинешме Ивановской области, я получил специальный приз «Рыцарь романса».
– Судя по тому, как Вы сегодня выступали, Вы действительно рыцарь романса. Но, знаете, есть и некоторая сложность, ведь романсы Вы поёте популярные, которые люди слышали и в исполнении других певцов, и обычно сравнивают. Как найти свой путь, чтобы никого не копировать и при этом запомниться?
– Чтобы быть самобытным певцом и никому не подражать, нужно сложиться как личность. Как я в творчестве, скажем, реализую себя? Я беру в репертуар только те произведения – романсы или песни, – которые близки мне по духу, то есть я пропускаю их через себя. В наше время как-то принято петь просто ноты. Я часто слушаю каких-то молодых исполнителей, которые пропевают ноты, пропевают мелодию, но я не чувствую ничего большего в этом исполнении. Для меня самое главное – это не пропеть мелодию, не пропеть ноты, а вложить свою душу, выразить через музыкальное произведение свои чувства, свои эмоции. Вот это я считаю самым главным в творчестве.
– Вот как раз на сегодняшнем концерте я эту особенность за Вами заметила. Потому что многие певцы, особенно оперные, стараются показать силу своего голоса. И в таком случае как будто и романс тот же, и слова те же, а души нет. И ещё мне показалось, слушая Ваше исполнение, что Вы в какой-то степени отождествляете себя с героем романса.
– Да, это необходимо, потому что какой смысл исполнять то или иное произведение, если ты не способен отождествить себя с этим героем?
Репертуар у меня достаточно разнообразный. Начинал я, конечно, с романсов, с классики, сейчас огромную долю моего репертуара занимают песни советских композиторов. Много внимания я уделяю песням гражданского содержания, патриотическим песням. Буквально несколько дней назад я давал концерт для жителей Верхнего Уймона, где прозвучали песни Оскара Фельцмана, Давида Тухманова и многих других композиторов. Песни, которые сейчас не исполняются практически, я считаю, что это несправедливо. Их нужно постоянно показывать людям, особенно молодёжи, которая не знает этих песен совсем. В них есть что-то воспитывающее, что-то доброе, душевное – то, что возвышает человека. В то же время простое и прекрасное.
– И при этом они очень мелодичные. Как относятся к этому зрители в Вашем городе, других городах, где Вы выступали? Или приходит публика уже целенаправленная?
– Конечно, в моём городе публика уже сложившаяся, т.е. люди многие годы ходят на мои концерты, но в последнее время я всё чаще и чаще вижу в зале молодёжь. И даже целыми семьями приходят, с детьми, т.е. люди тянутся к этим песням, они начинают их понимать. Я считаю, что этот репертуар фактически тоже классика. Дело в том, что песни эти понимаются тогда, когда человек проживает жизнь. Вот достигает он какого-то периода жизни, например, 30 – 35 лет и начинает мыслить, начинает чувствовать, начинает думать, и эти песни становятся ему близки. И, конечно, здесь надо отметить, что песни эти и романсы слушают люди с определённым уровнем духовного развития. Если этого определённого уровня нет, то человек не воспринимает эти произведения.
– В этом и чувствуется Ваша тяга к Рерихам и их влияние на Ваше творчество. Но на одном месте нельзя остановиться творческому человеку. А что дальше?
– Я считаю, что это, в какой-то степени, моя просветительская миссия. Ведь в действительности культурный пласт советского периода и более раннего периода – огромный. Его хватит на несколько жизней, просто всё не перепеть. Каждый раз я пополняю свой репертуар, каждый раз новая программа.
– Что ж, замечательно. Сегодня, это, кстати, тоже ощутилось, потому что парочку романсов публика не знала. А где Вы их «выкопали»?
– Я с детства являюсь коллекционером граммофонных записей. Вот уже многие годы, более 20 лет, я собираю пластинки. Сейчас их уже насчитывается более 3 тыс. единиц, и среди них есть записи царских времён, т.е. начала века – Шаляпин, Собинов, Нежданова и т.д. И, конечно же, песни советского периода – огромная коллекция. И фактически всё, что я исполняю, – это всё произведения, услышанные мной с этих пластинок. Поэтому мне есть с кем сравнивать, мне есть у кого учиться. Потому что все эти исполнители – это действительно мастера, высочайшие профессионалы своего дела. Сейчас таких очень мало, сейчас не на кого равняться. И это, в своём роде, своеобразная школа. Моими учителями, можно сказать, были и Шаляпин, и Собинов, и Утёсов, и Шульженко, и Трошин и т.д., т.е. от каждого исполнителя я что-то чуть-чуть взял.
– Очень хотелось бы ещё раз увидеть, услышать Вас в нашем городе. Планируете ли Вы такую поездку?
– Да, конечно, обязательно. В следующем году я обязательно приеду, возможно, с новой программой и, надеюсь, порадую новосибирцев, гостей города своим концертным выступлением.
– С Музеем Николая Рериха, я думаю, у Вас дружба уже сложилась?
– Да, безусловно. Мне провели замечательную экскурсию, спасибо огромное Сергею Деменко. Здесь прекрасные сотрудники и невероятно дружественная, я бы даже сказал, любящая атмосфера.