Именно, когда мысль прочувствована, она может творить. Мир Огненный, ч.3, 155 |
Новости от друзей. В городе Выборге Ленинградской области историком искусства Анастасией Мартыновой был инициирован проект мемориальной доски, посвященной пребыванию в 1918-1919 гг. в Выборге великого русского художника Николая Константиновича Рериха с семьей (супругой Еленой Ивановной Рерих (урожд. Шапошниковой) и сыновьями Юрием Николаевичем и Святославом Николаевичем).
Впервые Николай Константинович Рерих побывал в Выборге во время своих поездок с художественно-археологической целью в 1903 – 1904 годах. Он интересовался старыми городами, в которых художник «открывал для себя Россию». Вначале Рерих знакомится с Нарвой, позже - с Выборгом, его замком и парком «Монрепо». Провозглашение независимости Финляндии в декабре 1917 года застало Рериха и его семью в Сортавала, где Рерих поправлял здоровье. Так, не предполагая этого, он оказался за пределами родины.
Положение русского населения в Финляндии оказалось неопределенным, и Рерих задумался о переезде в Выборг, откуда, в случае необходимости, проще было уехать назад, в Россию, или в Европу. Николай Константинович просит своего давнего друга, известного финского художника Акселя Галлен-Каллела, рекомендовать его губернатору Выборга, иначе придётся покинуть пределы страны. Последний обращается с просьбой выдать Рериху официальное разрешение остаться в Финляндии.
Николай Рерих вместе с супругой Еленой и сыновьями Юрием и Святославом проживали в Выборге с октября 1918 года по май 1919 года в доходном доме (в обиходе «с совами», «с арфами» или «с лирами») по ул.Тургенева д. 8 кв. 2 (Тургенева - это бывшая Ютеининкату в составе Финляндии до 1939 г., или Ладоуская ул., в составе России до 1917 г.). Дом построен в стиле модерн в 1909 году известным финским архитектором Отто Вартиоваара.
В Выборге Николаем Константиновичем Рерихом были написаны многочисленные картины (в том числе очень известные). Например: «Покаяние», «Зов колокола. Старый Псков», «Сыновья неба», «Жар земли», «Осень – Выборг», «Отверженный», «Сокровище», «Вечер», «Дождевые облака», «Сын Бога», «Град умерший», «Победитель», «Закат», «Скала ворона», «Осенний убор», «Дозорные», «Зов солнца» вторая версия, «Беглецы (Изгнанники)» эскиз, «Острова. Озеро Ладога (II)», «Заклинание» (вариация). Две работы художника «Выборг. Осень» и «Выборгская крепость» посвящены Выборгу. Также сохранилась «Выборгская тетрадь» Святослава Рериха 1918 года – сборник ироничных зарисовок, выполненных на листах обычной тетради в клетку.
Выборгский период жизни оказался для семьи Рерихов тяжелым в финансовом отношении: средства, которые принадлежали семье, остались в Петербурге, забрать их не удалось. Единственным способом поправить материальное положение была организация персональной выставки. Финский художник Аксели Галлен-Калела помог Рерихам не только остаться в Выборге, но и организовать первую в скандинавских странах персональную выставку Николая Константиновича, в Стокгольме, осенью 1918 года.
С 1917 по 1919 годы братья Юрий и Святослав Рерихи завершают в Финляндии гимназический курс. Юрий определяется в выборе специальности, выбирает востоковедение. Весной 1919 года Рерихи принимают решение уехать из Выборга и из Финляндии. Получив британскую визу, Рерихи через Норвегию отплыли на корабле в Англию. Куда и прибыли летом 1919 года. Николай Рерих получил предложение на оформление театральных постановок в Лондоне, а сын Юрий поступил на индо-иранское отделение Школы востоковедения при Лондонском университете. Незадолго до отъезда Николай Константинович пожертвовал Культурно-просветительскому обществу при выборгском православном приходе этюд для продажи на американском аукционе.
Интересно, что по данным старейшего знатока выборгской истории Э.Н. Абакшиной, впервые в России в 1989 году именно над Выборгом подняли рериховское Знамя Мира и выборгский фольклорный фестиваль «Руна Балтики» проходил под Знаменем Мира, которое несли через центр Выборга представители разных народов.
Благотворительный сбор средств на мемориальную доску шёл с августа по октябрь 2018 года на платформе "Область добра". Проект доступен по ссылке: областьдобра.рф/project/199
У проекта на сайте 35 дарителей, собрано 22 тысячи 500 рублей. Немаловажно, что свой вклад (5 тыс. руб.) внёс лично президент Национального рериховского комитета, российский дипломат Александр Прохорович Лосюков.
Проект мемориальной доски общество восприняло с воодушевлением, его, в частности, поддержали многие российские ученые. Проект широко освещался в российских и иностранных СМИ.
Автором разработан эскиз мемориальной доски, в настоящий момент проект находится на согласовании с органами государственной власти.
По задумке, на плите с неровными, природными очертаниями будет выгравирован портрет художника примерно до уровня груди, сидящего в полупрофиль, с открытой книгой в руках (по мотивам портрета Н.К. Рериха кисти сына художника — Святослава Рериха). Справа от художника палитра и кисть. Над ними — выгравированный текст в стилистике авторского списка художника за 1918-1919 годы, в котором он своей рукой отмечал работы, написанные в Выборге: «В этом доме с октября 1918 по май 1919 года жил и работал Н.К. Рерих с семьёй».
В 2017 году общественный совет по топонимике МО «Выборгский район» Ленинградской области по инициативе А. Мартыновой запланировал назвать одну из улиц Выборга во вновь формируемом районе Петербургский в честь художника Николая Константиновича Рериха.
Автор статьи: историк искусства, искусствовед, историк, автор двух монографий, многочисленных научных публикаций о Выборге в творчестве художников Анастасия Мартынова