Мысли на каждый день

Великие Владыки видят и оценивают каждое приношение на пользу Их Дела. А ведь важно лишь Их одобрение. Когда эта истина твердо живет в сознании, то никакие обиды не могут укорениться в сердце.

Рерих Е.И. Письмо от 01.10.1937

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Две памятные даты

 
18.08.2016





13 августа, во вторую субботу месяца (день свободного посещения Музея Н.К. Рериха) состоялось мероприятие, приуроченное к двум памятным датам августа.

Открыл эту встречу сотрудник музея С.Р. Сапунков:

«Август богат знаменательными датами, связанными с жизнью людей, которые ускоряли человеческую эволюцию, полагая свой труд на алтарь будущего.

12 августа исполнилось 185 лет со дня рождения Елены Петровны Блаватской, Воина Духа, которая в XIX веке открыла человечеству путь к Высшему Знанию. Свою миссию она выполняла по поручению Великих Учителей, в тесном сотрудничестве с ними.

Несмотря на суровость своей жизни, Елена Петровна, участвуя в Великом Деле, взошла на свою Голгофу, закончив жизненный путь Победительницей.

16 августа исполнится 114 лет со дня рождения учёного-востоковеда с мировым именем Юрия Николаевича Рериха, о котором можно сказать как об образце учёного будущего. Он не только был выдающимся учёным энциклопедических знаний, он был Человеком с большой буквы, всей своей жизнью утверждавший высокие нравственные принципы, и нёс Знания, которое дали миру Рерихи».

В этот день гости музея прослушали два сообщения — о Е.П. Блаватской и Ю.Н. Рерихе и посмотрели слайд-фильмы: «Жертвенный подвиг Е.П. Блаватской» и «Ю.Н. Рерих. Путь учёного». Завершилась встреча экскурсией по выставочным залам музея.



Елена Петровна Блаватская

Е.П. Блаватская — выдающаяся русская женщина, озарившая XIX век Светом знания. Родилась в Екатеринославе (в настоящее время — Днепропетровск, Украина) 12 августа 1831 года. По материнской линии Блаватская принадлежала к княжескому русскому роду Долгоруких, по отцовской — к немецкому роду.

Её деятельность проходила в Европе, США и Индии. Некоторые, знающие какой большой патриоткой она была, задаются вопросом — почему же Елена Петровна трудилась не в России? «Сознание русского общества не было готово», чтобы воспринять знания, которые принесла в этот мир Блаватская, — пишет Е.И. Рерих в одном из своих писем.

Е.П. Блаватской было создано Теософское общество, провозгласившее всемирное братство людей, невзирая на расу, вероисповедание и цвет кожи (теософия в переводе с древнегреческого — божественная мудрость). Братство людей — представителей разных религий — это положение особо актуально в настоящее время. Из истории человечества известно, насколько жестокими были религиозные войны.

Блаватская впервые открыто заявила о существовании Махатм — Учителей Востока, так как была их Посланницей.

От Великих Учителей Е.П. Блаватская получила знания, изложенные в её фундаментальных трудах — «Разоблачённая Изида» и «Тайная Доктрина», представляющих собой синтез науки, религии и философии. В этих книгах говорится об устройстве Вселенной, об эволюции человечества, о Космических Законах.

Знания, принесённые людям Еленой Петровной, были приняты лишь немногими. Ведь «гений её был не от мира сего», — так сказал один из современников Блаватской.

За свой самоотверженный труд, за спасительный Свет принесённой Истины она подвергалась различным нападкам, переходящим в настоящую травлю, клевете; ей пришлось пережить и весь ужас предательства.

Но приближается то время, когда имя Блаватской, по словам Е.И. Рерих, «будет поставлено на должную высоту почитания».

В заключение приведём выдержку из статьи об этой великой Подвижнице, написанной в 1991 году доктором философии Университета востоковедения в Лос-Анджелесе Стефаном Хоэллером: «Немногие чувствовали, знали, кто или что она была... Сотни, даже тысячи людей: поэты, художники, учёные, журналисты, священники, политики, государственные деятели и простой люд. Они пошли за ней, а после её смерти продолжили начатое ею. И при жизни, и после смерти влияние Блаватской было намного глубже, чем могли представить себе самые пламенные её почитатели... Что за женщина! Что за чудо, что за тайна... (...) Она шла за своей звездой, жила, следуя своим взглядам, умерла во имя своей миссии. Аристократка царской России, она воссоединилась с аристократами духа... (...)

...Многие её книги... Теософское движение, основанное при её участии... вдохновение, пробуждённое ею в бесчисленных преданных сердцах и сильных умах, — всё это было, есть и пребудет... Так кем же она была? Мы не знаем. Вероятно, никогда и не узнаем. Она остаётся благородной тайной.

Но зато мы знаем другое: тот, кто не умеет быть благодарным, недостоин благодати. Поэтому сегодня мы не можем не благодарить её за то... что она дала нам... (...) И даже сегодня она продолжает вдохновлять тех, кого привлёк огонь, возжжённый некогда с её помощью. Мы должны благодарить её и сегодня, и до конца наших дней»*.


* Цит. по: Крэнстон Сильвия. Е.П. Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига – Москва, 1999. С. 606 – 607.


Материал подготовила Н.В. Грипич.



Юрий Николаевич Рерих

Юрий Николаевич Рерих — выдающийся учёный-востоковед, талантливейший лингвист, историк, этнограф, археолог, искусствовед — человек энциклопедических знаний. (…)

Среди всего написанного и сказанного о семье Рерихов — меньше всего информации о Юрии Николаевиче. «Он долгое время оставался несколько в тени большой известности и славы своего отца — Николая Константиновича и младшего брата — Святослава Николаевича». Это объяснимо, ведь Юрий Николаевич был учёным, и область его исследований связана с определёнными направлениями науки — востоковедением, историей, лингвистикой и другими, не представляющими большого интереса для широкого круга людей. (…)

Невзирая на молодость своего старшего сына, Николай Константинович возложит на него ответственность за охрану экспедиционного каравана, а значит, доверит ему жизнь людей и судьбу экспедиции.

И когда, пересекая пустыню Гоби, они шли по местам, где орудовали грабители, и караван неожиданно оказался прямо перед крепостью разбойника Дже-ламы, одно имя которого наводило ужас на местное население, Юрий Николаевич — разведкой — войдёт в неё первым, в сопровождении только одного участника экспедиции. К счастью, крепость была пуста. (…)

Свои незаурядные способности Юрий Рерих развил, обучаясь в нескольких университетах мира. Первым высшим учебным заведением для Юрия Николаевича стала Школа восточных языков при Лондонском университете, где он изучал санскрит на индо-иранском отделении. (…)

В 1920 году семья Рерихов переезжает в Америку, и со второго курса Школы восточных языков Юрий Николаевич переходит в Гарвардский университет в Кэмбридже, который заканчивает со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. Одновременно он начинает изучение языков пали и китайского.

В письме к родителям от 5 декабря 1920 года восемнадцатилетний студент написал: «Как бы мне хотелось уехать с экспедицией куда-нибудь в Центральную Азию. Здесь, хотя я и веду очень замкнутый образ жизни, всё-таки есть признак развращённости нашего века. Да и народы тут не понимают стремления к пустынным островам. Для них Fifth Avenue является целью, а особняк на ней — раем. Мне такая психология не подходит. Начал писать новое сочинение о сборниках сказаний о прежних перевоплощениях Будды»1. (…) Из Америки Юрий Рерих едет во Францию, где учится в Парижском университете на среднеазиатском, индийском и монголо-тибетском отделениях. Учителями Ю.Н. Рериха были выдающиеся востоковеды. По окончании Сорбонны он получает степень магистра индийской филологии. Одновременно Юрий Николаевич занимается на военном и юридическо-экономическом отделениях университета и слушает курс китайского и персидского языков.

Таким образом, к концу обучения в Париже он готов к самой широкой научной деятельности на поприще востоковедения. И судьба предоставляет молодому учёному замечательную возможность для реализации его мечты об экспедиции в Азию. В конце 1923 года Юрий Николаевич отбывает с родителями в Индию. (…)

Экспедиция началась в Восточных Гималаях, в княжестве Сикким — одном из древних центров буддийской культуры. Здесь молодой учёный впервые смог применить на практике своё знание тибетского языка, войти в контакт с учёными-ламами. Результатом экспедиции явилась собранная её участниками богатейшая коллекция тибетских буддийских танок, писанных на шёлке. Подробный анализ этих танок был сделан Юрием Николаевичем в его первой большой научной работе «Тибетская живопись», вышедшей в Париже в 1925 году. По мнению исследователей, этот научный труд, завершённый Юрием Рерихом в возрасте 23 лет, уникален, так как других подобных работ ни тогда, ни в наши дни написано не было.

Он владел десятками языков и диалектов, и «ему были доступны любые первоисточники, так же как и разговорный язык в живом общении с аборигенами исследуемых стран»2. Не будет преувеличением сказать, что без Юрия Николаевича решение многих поставленных перед Центрально-Азиатской экспедицией задач было бы невозможно. Во всех трудностях и испытаниях этого долгого пути Ю.Н. Рерих был незаменимым помощником своего отца. Неисчислимые препятствия и лишения, сопутствовавшие экспедиции на всём её пути (а это 25 000 км по Индии, Сибири, Алтаю, Монголии, Китаю и Тибету), были преодолены, и в мае 1928 года экспедиция завершилась.

Итоги этой уникальной экспедиции нашли отражение в монографии Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии». (…)

Материалы, собранные экспедицией, были настолько обширны, что понадобился целый научный центр для их обработки. С этой целью в гималайской долине Кулу, где Рерихи обосновались в конце 1928 года, был создан институт «Урусвати», и возглавил его Юрий Николаевич Рерих. На протяжении двенадцати лет, с 1930 по 1942 год, когда события Второй мировой войны прервали деятельность этого центра, Ю.Н. Рерих был бессменным директором и душой института.

Широко известны слова Павла Фёдоровича Беликова, сказавшего о Юрии Николаевиче, что он был по складу своего характера воин. Внешний вид кабинетного учёного был лишь доспехом этого воина. Кто же другой, как не этот воин, мог выполнить труднейшую миссию — передать Родине знания, накопленные великой семьёй. Но Ю.Н. Рериху предстояло не только вернуть художественное и научно-философское наследие своих родителей. Блестящий энциклопедист, владеющий обширными познаниями во многих областях науки, учёный, обладающий даром научного синтеза, — таким его знал внешний мир, и именно «вид кабинетного учёного» должен был помочь Юрию Николаевичу в решении главной задачи — дать импульс новому сознанию соотечественников. Роль Ю.Н. Рериха в формировании нового, подлинно научного мировоззрения огромна и пока ещё в полной мере в нашей стране не осознана.


1 Рерих Ю.Н. Письма Т. 1. М., 2002. С. 29.
2 Непрерывное восхождение. Т. 1. М., 2001. С. 492.


Фрагмент статьи О.А. Ольховой
«Будем неутомимо трудиться на Указанном Пути».
Полностью опубликована в журнале «Восход», № 8 - 9, 2012 г.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку