Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь. Аум, 80 |
Художественный альбом «ОБРАЗ ХРАМА НЕБЕСНОГО В ЦЕРКОВНО-МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ Н.К. РЕРИХА» вышел в ИЦ «Россазия». Автор исследования - Наталья Владимировна Тютюгина, историк искусства, музейщик, педагог, автор более сорока научных статей по творчеству Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, по церковной металлопластике, автор научного каталога «Церковное серебро и медное литьё XII – начала ХХ века из собрания БГХМ им. М.В. Нестерова», монографических исследований «Рерих и Врубель. Эстетика русского живописного символизма» (2002), «Древнерусская традиция в символизме Н.К. Рериха» (2003, 2007).
В 1900 году в деревне Флёново, в имении князей Тенишевых Талашкино под Смоленском, был заложен храм. Главным архитектором строительства выступила покровительница и подвижница русской культуры — княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В 1903 году умер муж М.К. Тенишевой — князь Вячеслав Николаевич Тенишев, и храм стал фамильной усыпальницей2. Строительные работы были полностью завершены к 1905 году. Но в это время начались революционные беспорядки и погромы, которые коснулись и имения княгини: Мария Клавдиевна вынуждена была уехать в Париж. Вернулась она лишь в 1908 году с мыслью наконец завершить церковь во Флёнове. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу. Расписать церковь княгиня предложила своему близкому другу — художнику Николаю Константиновичу Рериху. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это — храм, — вспоминала в Париже в 1920е годы М.К. Тенишева. — Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой — сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие... Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные...» Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания оставил и Н.К. Рерих: «Мы решили назвать этот храм — Храмом Духа. Причём центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли М[арии] К[лавдиевне] живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед».
Вершиной сотворчества Марии Клавдиевны Тенишевой и Николая Константиновича Рериха, сотворчества, «слагающего ступени грядущей культуры», стало строительство храма во имя Святого Духа. И по-своему провидчески звучат слова Н.К. Рериха, сказанные ещё в самом начале строительства: «Видел и начало храма этой жизни. До конца ему ещё далеко. Приносят к нему всё лучшее. <...> Пусть протекают годы в спокойной работе. Пусть она возможно полней воплотит заветы красоты. Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?»
Более подробно об этом издании можно узнать на сайте книжного магазина.