Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
10 мая в Музее Н.К. Рериха состоялось открытие выставки картины барнаульского художника Леопольда Цесюлевича «Зов Преподобного». После просмотра слайд-фильма «Светоч духовной культуры», посвящённого Преподобному Сергию, посетители прошли в выставочный зал, чтобы прослушать рассказ экскурсовода и просмотреть видеозапись с рассказом о картине самого художника. В завершение встречи выступили с концертами два музыкальных коллектива. Одну программу представили учащиеся Детской музыкальной школы № 6, класс преподавателя Д.А. Мордвиновой (концертмейстер П.В. Аксёнова). С концертом камерной музыки выступил ансамбль солистов Новосибирской филармонии и магистрантов Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки. Фрагменты выступления с открытия картины …Сегодня мы представляем картину барнаульского художника Леопольда Цесюлевича « Зов Преподобного». Кто бывал у нас в музее, тот хорошо знает этого художника и его работы. Два года назад здесь состоялась персональная выставка его картин. Помимо пейзажей и этюдов алтайского цикла всем запомнилась его знаменитая «Царица Алтая», или «Алтайская принцесса». В одном из залов находятся портреты Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерих, написанные Леопольдом Романовичем. Леопольд Романович Цесюлевич родился в Риге, там же закончил Академию художеств. В советские годы он стал членом Союза художников, а в 2006 году получил звание заслуженного художника России. Он был лично знаком с Юрием Николаевичем Рерихом, долгие годы переписывался с биографом семьи Рерихов Павлом Фёдоровичем Беликовым. Именно по совету Ю.Н. Рериха Л.Р. Цесюлевич переехал на постоянное место жительства на Алтай, который стал его второй Родиной. Здесь художник не только профессионально занимается живописью, но и активно включается в общественную работу. В Новосибирске он сотрудничает с Марией Ивановной Канальской — директором картинной галереи, где открылась постоянная выставка картин Николая Рериха, из числа картин, привезённых Юрием Николаевичем Рерихом. В эти же годы он знакомится с Наталией Дмитриевной Спириной. Вспоминая это время, художник говорит: «О создании музея Рериха на Алтае, обо всех делах духовной культуры я всегда информировал Наталью Дмитриевну, она всегда была в курсе всего происходящего и неизменно выражала поддержку всей этой деятельности». Л.Р.Цесюлевич первым открыл дом Атаманова в селе Верх-Уймон, в котором останавливался Н.К. Рерих во время Центральноазиатской экспедиции. Последующие исследователи алтайского периода экспедиции опираются именно на материалы, собранные Леопольдом Романовичем. Он добился установки на доме Атамановых мемориальной доски, посвященной пребыванию здесь Н.К. Рериха. И до настоящего времени, будучи известным исследователем творчества семьи Рерихов, художник пишет статьи и выступает с сообщениями об их творчестве. Сегодня мы знакомим наших зрителей с его новой работой. Картина посвящена Преподобному Сергию Радонежскому и называется «Зов Преподобного». Картина очень необычная. Мы все привыкли к иконописному изображению Сергия. Здесь совершенно другое решение. Мы видим Сергия не в золотых ризах, а живым человеком, зовущем за собой, зовущем на подвиг. Святой Сергий жил в непростое для нашей истории время. Необходимо было собрать и объединить Русь. Сергий пешком ходил по удельным князьям, убеждая их в необходимости объединиться и принять верховенство московского князя. Сила его слова, сила его убеждения и сила его авторитета были так велики, что князья прислушивались к нему. Именно с этих пор ранее разрозненные русские земли обрели государственность. Потому и называют Великого Светоча Устроителем русской государственности. В записях Б.Н. Абрамова говорится : «... Напутствие даю. Хранить Преподобного Облик, как мощи великой магнит, в сердце хранить, хранить как щит, как высшее что имеют. Пусть учатся мечом огненной мысли рассекать сложность жизненных условий... Мысль превыше всего. А мысль, объединённая с силой Сергия, непобедима и несокрушима. Мыслью такою пойдут они там, где пути и дороги заказаны. А вы с НИМ идите, Воителем Светлым — таков мой завет» («Грани Агни Йоги», 1956, 371). Конечно, лучше всего расскажет о своей картине сам художник. Поэтому и на открытии, и в дальнейшем для новых посетителей будет звучать видеозапись с рассказом Леопольда Романовича о замысле картины и чувствах автора во время создания это произведения. | |