Преуспеяние заключается не в том, как складывается земная, внешняя жизнь, а в том, как растут внутри качества духа и огни, утверждаемые ими. Грани Агни Йоги, 1958, § 673 |
9 ноября в Музее Н.К. Рериха открылась выставка предметов православной культуры (живописные иконы и меднолитая пластика, сибирские старопечатные и рукописные книги) из фондов Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Искусство иконописи открывает нам красоту благородства, красоту подвига самопожертвования во имя счастья других людей, во имя торжества справедливости, во имя общего Блага, оно способствует формированию нравственных идеалов, помогает людям оценить красоту жизни, своих отношений друг к другу и к обществу. Утверждая всё самое прекрасное в человеческих поступках и помыслах, великие творения искусства служат формированию самой человеческой личности, оказывают оздоравливающее воздействие не только духовное, но и физическое. Среди повествований о выдающихся иноках первого поколения киевского монашества можно было прочитать о родоначальнике русского иконописания старце Алипии, который считал даже краски, которыми он рисовал, целебными, и лечил больных, помазуя их кистью, которой писал иконы. В этом предании проявляется идея целительной. силы искусства, служения художника людям.
В 1919 году Н.К. Рерих писал в очерке «Иконы»: «Еще один иноземец уверовал в наши старые, чудесные, красивые иконы. Ришпэн смотрел в Москве выставку, устроенную Московским археологическим институтом, и пришел в восторг от красоты наших священных изображений. Вспомним, что Морис Дени и Матисс, когда были в Москве, а Бланш, Симон и целая толпа лучших французов, когда видели наше искусство в Париже, воздали заслуженное нашим иконам и нашему старому искусству. Называю иноземцев, ибо нам, своим, не верили, когда мы в восторге говорили то же самое. Даже всего десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших старых икон, многие даже культурные люди еще не понимали меня и смотрели на мои слова, как на археологическую причуду. Но теперь мне пришлось торжествовать. Лучшие иноземцы, лучшие наши новаторы в иконы уверовали. Начали иконы собирать, не только как документы религиозные и научные, но именно как подлинную красоту, нашу гордость, равноценную в народном значении итальянским примитивам. Слава Богу, слепота прошла: иконы собирают; из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски; иконы издают тщательно, роскошными изданиями; музеи гордятся иконными отделами; перед иконами часами сидят в восхищении, изучают, записывают; иконами гордятся. Давно пора!»
Производство литых икон началось в XVII веке и пришло в Россию с Запада. К XIX веку в России открылось много мастерских медного литья, ставших впоследствии именитыми. Спрос на литые иконы объяснялся невысокой ценой и практичностью. Основным сплавом для изготовления меднолитых икон была бронза. Со временем для их изготовления всё чаще стали применять латунь. Старинные литые иконы обладают необыкновенной выразительностью и зачастую использовались как «обереги». Они украшались орнаментами в виде виноградной лозы, цветов и птиц. Растительный орнамент — это символ божественного: цветы — остатки рая на земле, виноградная лоза — олицетворение всего, что полезно и красиво, символ самого Иисуса Христа. Литые иконы и кресты из латуни своим золотистым блеском указывали на Божественное присутствие. Ведь в иконописи именно золотой (жеётый) цвет означает Божественный свет и сияние вечной жизни. Кроме того, выбор медных сплавов объясняется не только их внешней привлекательностью и практичностью, но и антикоррозийными свойствами. Со временем в литых иконах и крестах для расцвечивания фона стали применять эмаль, которая была выражением стиля, допустимого православными традициями. В эмали каждый цвет несёт индивидуальный смысл. Красный — цвет Небесного очищающего огня, жертвы и жизни; голубой — знак духовной чистоты и целомудрия; белый символизирует Рай, невинность души, чистоту и святость; зелёный — Животворящее Древо; синий — цвет Божественной мудрости, вечности, истины; бирюзовый — цвет молодости и сиреневый — печали. Чёрный означает отречение от мира, чёрный в сочетании с белым — смирение. Качество литого шедевра во многом зависело от работы мастера. Он не только создавал рельефные картины по каноническим сюжетам, а вносил в изображение собственное представление о прекрасном. Считалось, что для занятия церковным литьём умелец должен был иметь художественные способности, обладать знаниями иконописных правил и высокой духовностью. Имена первых литейных художников остались нам неизвестны. Но значение их велико — они заложили базу для создания художественной традиции медного литья. Мастерство умельца, тёплая прохлада медного сплава, символическое соцветие эмали, неповторимые орнаменты и святой Лик, оберегающий и помогающий в любых жизненных ситуациях — всё это делает литые иконы настоящим произведением искусства.
| |
После открытия выставки посетители могли ознакомиться с фильмами «Имя святое – Сергий» и «Великий закон человечности». Также в этот день – вторую субботу ноября - велись экскурсии по всем залам музея, а в 13-30 состоялась встреча музыкального лектория, посвящённого 170-летию Н.А. Римского-Корсакова. | |
|