Ничто на Земле не зажжёт огонь сердца, как любовь. Мир Огненный, ч.1, § 629 |
9 октября – в день рождения Н.К. Рериха, отмечаемый как День Культуры – в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске был показан фильм, посвящённый Николаю Рериху, открылись три новые выставки, прошёл концерт классической музыки.
В зале сменных экспозиций открылась выставка, посвящённая Юрию Николаевичу Рериху. В экспозиции представлены вещи, принадлежавшие Юрию Николаевичу, и репродукции наиболее любимых им картин отца. | |
|
В зале Востока и мировых религий появился новый, значительный экспонат – буцудан, буддийский алтарь. Он поступил в собрание Музея Н.К. Рериха из частной коллекции в 2012 г. В Новосибирск он был привезен с острова Сахалин. А туда он попал в период заселения юга острова японцами (1905-1945 гг.). Домашний алтарь, подобно храму, является одновременно и хранилищем культовых предметов, и произведением искусства. Находясь в жилище человека, он был частью интерьера, функционировал в нем наряду с мебелью. Домашний буддийский алтарь, находящийся в нашей экспозиции, представляет собой шкаф со створчатыми дверцами и решетками, помещенный на подставку-основание, содержащую выдвижные ящики и выдвижной столик. Конструкция алтаря выдержана в традициях создания мебели, выработанных в Китае еще в древности. Форма предмета образована сочетанием плоскостей, расположенных под прямым углом. Отдельные деревянные части соединены при помощи клиньев, гвозди не использованы. Четко ощущается композиционный центр алтаря – пьедестал для скульптурного изображения Будды. Многообразие видов отделок, примененных при изготовлении алтаря, свидетельствует о большом количестве ремесел, обслуживавших буддийский культ. В создании алтаря сливаются вместе ремесло, зодчество и ваяние. В интерьере традиционного японского дома, где практически отсутствовала мебель, алтарь не выделялся, так как помещался специальную нишу. Обычно дверцы алтаря были закрыты (их раскрывали только во время молитв). Высота буцудана и расположение его композиционного центра предполагали восприятие объекта зрителем с низкой точки зрения. Богатое декоративное оформление алтаря не заслоняет скульптуру Будды, а создает цельный художественный образ. В выдвижных ящиках алтаря хранились реликвии и принадлежности культа, на выдвижном столике - курильницы и вазы с цветами. Такой дар получен Музеем от новосибирца Владимира Игоревича Березина. Решив передать семейную реликвию в музей, где её смогут увидеть очень многие люди, он внимательно ознакомился с различными музеями, после чего счёл, что именно в Музее Рериха лучше всего поймут ценность этого значительного предмета.
Буцудан, которому пришлось пережить немало перемещений, не мог быть выставлен в залах музея без проведения реставрационных работ, которые осуществил художник-реставратор Новосибирского краеведческого музея Владлен Сергеевич Трегубов. Он также предоставил для временной экспозиции скульптуру Будды.
Также во временной экспозиции - японские скульптуры Хотея, которые предоставил В.И. Березин. Хотея всегда изображают с весёлой улыбкой. Его прообразом явился живший в Китае в десятом веке странствующий монах, который всегда носил с собой большой холщовый мешок и чётки, поэтому его и стали называть Хотеем, что означает «холщовый мешок». На вопросы о содержимом мешка монах отвечал, что у него там весь мир. Люди полагают, что ничто не доставляет ему столько радости, как собирание в мешок всех мирских несчастий. Это и есть причина его веселья: он берёт то, что любит больше всего на свете, — проблемы других людей. |
В каминном зале выставлены вещи, принадлежавшие семье Рерихов. После открытия выставок состоялся концерт классической музыки. Перед гостями Музея выступили лауреаты международных конкурсов - солист Государственной новосибирской филармонии Алексей Гребёнкин (фортепиано) и музыкальный дуэт Исаака и Анны Нуразян (скрипка, фортепиано). | |
|
|