Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления. Мир Огненный, ч.2, 411 |
k | |
25 мая в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом сезоне встреча музыкального лектория, посвящённая творчеству Иоганнеса Брамса. Ведущая Эльвира Полонская рассказала о его жизни и творчестве, звучала музыка Брамса в исполнении фортепианного дуэта Анатолия и Эльвиры Полонских, студентки Новосибирской государственной консерватории Екатерины Полонской, преподавателей Новосибирского музыкального колледжа им. Мурова Натальи Тимофеевой и Ольги Артемьевой, преподавателей музыкальной школы Аллы Кузнецовой и Александра Шугаева, солистки НГАТОиБ Ольги Колобовой.
"Тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом", - так сказал об Иоганнесе Брамсе Роберт Шуман.
Детство Иоганнеса прошло в стеснённых условиях. Первые уроки музыки ему дал отец, контрабасист городского театра. В дальнейшем, несмотря на стеснённость в средствах, он смог получить достойное музыкальное образование: известные музыканты, знакомясь с его талантом, охотно ему помогали. Уже с семи лет отец отвёл его к именитому пианисту Отто Косселю. В десять лет Брамс уже выступал в престижных концертах, у него появилась возможность совершить турне по Америке. Однако здоровье мальчика этому не способствовало, и Коссель уговорил его родителей продолжить обучение у композитора Эдуарда Марксена. Уже в четырнадцать лет Иоганнес Брамс успешно выступил с сольным концертом как пианист. В то же самое время ему приходилось зарабатывать на жизнь, работая тапером в вечерних кафе.
В апреле 1853 года Брамс отправился в гастрольную поездку с венгерским скрипачом Э. Ременьи, во время которой познакомился с другим известным скрипачом, Йозефом Иоахимом. Тот был поражён мощью и огненным темпераментом музыки Брамса и способствовал его знакомству с Ференцем Листом и Робертом Шуманом. Шуман и его жена, пианистка Клара Шуман-Вик, тепло приняли молодого музыканта. Он был принят семьёй Шумана не только как ученик, но и как сын. Иоганнес долгое время жил у них - до самой смерти Роберта Шумана в июле 1856 года. Через всю жизнь Иоганнес пронёс глубокое романтическое чувство к Кларе Шуман, жене человека, которого он безмерно уважал. После смерти Роберта Шумана Брамс покинул свою "вторую семью", продолжая помогать Кларе впоследствии.
«Немецкий реквием» стал знаковым событием в жизни композитора. Первое исполнение ещё не завершённого сочинения 10 апреля 1868 года состоялось в Бремене и потрясло слушателей. Восхищенных отзывов реквием удостаивался и в дальнейшем.
Особенную славу доставили Брамсу его симфонии. Уже в ранних своих работах Брамс выказал самобытность и самостоятельность. Он работал практически во всех жанрах, избегая лишь оперного. Его перу принадлежат одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепианных концерта, несколько сонат для одного фортепиано, для фортепиано со скрипкой, с виолончелью, кларнетом и альтом, фортепианные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепиано, кантата «Rinaldo» для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского «Harzreise im Winter») для соло-альта, мужского хора и оркестра, «Немецкий реквием» для соло, хора и оркестра, «Triumphlied» (по поводу Франко-прусской войны), для хора и оркестра; «Schicksalslied», для хора и оркестра; скрипичный концерт, концерт для скрипки и виолончели, две увертюры: трагическая и академическая.
Талант Брамса приобрёл широкую славу. Помимо друзей и почитателей, специальные "Брамсовские центры" заботились о том, чтобы ближе познакомить публику с его сочинениями. Особенно почитали композитора в Вене, где впервые исполнялось большинство его произведений. Заключительная фаза жизни Брамса была достаточно размеренной, он по-прежнему много работал над сочинениями, уделял значительное внимание народным песням. Земной путь его завершился из-за болезни в 1897 году.
| |