Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Знаки Агни Йоги, 55 |
Сборник Н.К. Рериха "Сказки. Легенды. Притчи", вышедший в ИЦ РОССАЗИЯ, - очень долгожданная книга, которой пришлось преодолеть ряд трудностей на пути к читателю.
Книгу было решено издавать с иллюстрациями. Ни для кого не секрет, что нелегко иллюстрировать литературные произведения великого художника - нужно и сохранять главные ноты его художественного настроя, и в то же время не пытаться его копировать. Чтобы справиться с такой серьёзной задачей, новосибирская художница Любовь Лазарева не раз совершенствовала свои иллюстрации к некоторым сказкам, добиваясь более точных образов.
Когда книга была уже подготовлена, возникли трудности с её публикацией. Предполагалось выпустить издание в цветовой гамме, близкой давним фотоснимкам, называемой дизайнерами "хром". Задача с передачей тонов оказалась под силу не всем типографиям. Первый отпечатанный тираж оттисков, несмотря на тщательный выбор исполнителя, пришлось, к большому огорчению, забраковать и искать новую типографию, в итоге остановившись на выборе издательско-полиграфического предприятия "Офсет". И вот, наконец, книжечка небольшого формата у нас в руках, пролистаем её вместе...
Предисловие от издательства
Легенда, сказка, предание играли огромную роль в творчестве Николая Константиновича Рериха — художника с мировым именем, философа, писателя, общественного деятеля. «Неправда, что сказка — удел богатеев пресыщенных. Множества трудящихся бедняков черпали силы и надежду в сказке-правде, — писал Рерих. — Кто узнал сказку, тот умел постоять и за правду. Сама будничная работа преображалась. …В каждом человеке живёт мечта о тридесятом царстве, о Стране Прекрасной. И разве не будет правдою сказать о просторах, в которых каждый побывать может»1. «…В сказке, как в кладе захороненном, сокрыта вера и стремления народа»2.
Путешествуя по местам духовной культуры Европы и Азии, вглядываясь в сокровенные глубины народной психологии, Николай Константинович бережно отбирает образцы народного творчества. В них ярко выражены душа народа, его стремление к улучшению жизни, к добру, героизму, самопожертвованию во имя счастья людей. Рерих убеждён, что в каждом мифе, каждом древнем символе сокрыта истина: «О малом, о незначительном человечество не слагает легенд»3. Для него сказка, предание есть забытое под наслоением веков знание. Сказочные образы вырастают из реальных устремлений людей и народов, основа легенд и преданий всегда жизненна и достоверна. «…Самые серьёзные учёные, — пишет художник, — уже давно пришли к заключению, что сказка есть сказание. А сказание есть исторический факт, который нужно разглядеть в дымке веков»4.
Возвышенный строй былин, стихия народной песни завораживают Рериха уже в юности. В его ранних литературных работах явственно обозначился интерес к истории и фольклору, с его «праздничным великолепием сказочных элементов». Об этом свидетельствуют отдельные сочинения, написанные в духе исторической баллады, народной былины.
Сокровища народной мудрости вдохновили Николая Константиновича на создание собственных сказок и притч. Как и всё творчество Рериха, эти произведения неповторимо самобытны. Благодаря яркой образности и своеобразию языка, окрашенного народным колоритом, сказки глубоко западают в сознание, заставляют ещё и ещё раз перечитывать их.
Чаще всего сказки Рериха выдержаны в духе философской притчи. Уже в этих его ранних произведениях наметился круг образов и тем, который будет характерен для всего его дальнейшего творчества. В них нашла отражение философия торжества света и добра.
Своё представление о задачах искусства, о назначении творца Рерих раскрывает в юношеском произведении «Детская сказка». Призвание художника — свободное творчество, плоды которого получают самостоятельное бытие, служа людям, радуя их и украшая жизнь, — такова основная идея сказки.
Рерих затрагивает и важнейшие нравственные проблемы. Так, смысл притчи «Гримр-викинг» выражен в словах «в счастье нет друга» — к такому горькому выводу приходит викинг, герой сказки. Даже очень близким людям бывает трудно порадоваться счастью друга, ибо этому мешает зависть.
В сказке «Города пустынные» отразилась проблема угрозы механической цивилизации, всегда волновавшая Рериха. Сказка заканчивается радостным провозвестием победы сил природы.
Николаю Константиновичу, великому гуманисту, необычайно близко понятие подвига. В притче «Подвиг» утверждается мысль, что пути подвижничества могут быть разными, но по существу это всегда будет служение благу людей.
Рериха привлекают образы героев, исторических деятелей. Среди них — Чингиз-хан, выдающийся вождь монгольского народа. Высокая оценка художником роли этого деятеля основана на глубоком знании истории Средней Азии. Первое обращение к этому образу — сказка-поэма «Вождь», прославляющая Чингиз-хана и его деяния. Сказка написана в духе народной песни.
Некоторые произведения Н.К. Рериха целиком основаны на фольклоре. Так, поэтический сказ «Лют Великан» был услышан и записан художником в поездке по Валдайскому уезду. В народном духе выдержана миниатюра «Жальник»: в ритмике заговоров и заклинаний словно оживает далёкая старина.
Среди произведений Рериха выделяется поэма в прозе о красоте Русской земли и о любви к этой земле — «Неотпитая чаша». Николай Константинович создаёт образ России как целебной чаши, наполненной сказочной силой. Необыкновенно значимо звучат слова великого патриота и провидца о нашей Родине.
В сказке-предании «Клады» также предстаёт образ Родины как страны с неисчерпаемыми богатствами, до времени скрывающимися в её недрах.
Одна из самых близких Рериху тем — Восток и его миросозерцание. Глубокое проникновение в культуру и философию Индии отразили его сказки «Девассари Абунту» и «Лаухми Победительница». Последняя посвящена Лакшми, самой почитаемой в Индии богине красоты, олицетворению творческого начала жизни. Образ «покрывал успокоения», которые ткёт благая Лаухми, очень близок христианскому образу Покрова Богородицы и тоже символизирует Высшую Любовь и Покровительство.
В сказке «Заповедь Гайятри» мудрец и праведник Гайятри выходит на борьбу с воинствующим злом без копья и меча, один, но с Высшей Помощью. И в результате враги повержены собственными злодеяниями, обратившимися на них самих. В возвышенно-поэтическом слоге сказки явно ощущается влияние духовных песнопений и молитв индийского подвижника Шри Рамакришны, и в целом тема борьбы Добра и Зла раскрывается в свете восточного миропонимания.
Сказка-пророчество о мудреце Гайятри послужила основой для создания пьесы «Милосердие» (1917), — оба произведения выражают несломимую веру художника в конечное торжество Разума и Справедливости.
Читать далее на странице книги
"Н.К. Рерих. Сказки. Легенды Притчи" в книжном интернет-магазине.
1 Рерих Н.К. «Тридесятое царство» // Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 355 – 356.
2 Рерих Н.К. Древние источники // Там же. Т. 1. С. 102.
3 Рерих Н.К. Легенды // Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 61.
4 Рерих Н.К. Культура // Там же. С. 19.