Мысли на каждый день

Мысль есть первопричина и венец всего творения. Мысли правят миром, следовательно, правят кармою.

Рерих Е.И. Письмо от 24.09.1935

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Репортаж с Дня Культуры в Музее Н.К. Рериха

 
10.10.2012


9 октября 2012 года в Новосибирском Музее Н.К. Рериха торжественно отмечался День Культуры. Состоялось открытие двух новых выставок, демонстрировались видеофильмы, звучала классическая музыка.

 скачать второй фоторяд в большем размере
(приблизьте открывшуюся картинку, в исходном размере она шире компьютерного экрана)

9 октября в день рождения Николая Константиновича Рериха мы по традиции отмечаем День Культуры. Николай Константинович вошёл в историю мировой культуры не только как всемирно известный художник. Его деятельность поражала своим размахом. Как общественный деятель, борец за мир, он выдвигался номинантом на Нобелевскую премию Мира. Историк и археолог, он занимался этнологией и этнографией, изучал искусство, быт, религию разных народов, много путешествуя по миру. Крупный философ, исследователь, он искал пути, сближающие народы, и мощью своего творчества прокладывал этот путь, кристаллизуя самые лучшие чаяния и надежды человечества. Им было написано более 7000 картин, но и его литературный дар был не менее велик, чем дар художника, он является выдающимся писателем, публицистом, поэтом, его литературное творчество составляет 27 томов.

Учёный, путешественник, во время своей легендарной экспедиции он прошёл Центральную Азию тяжелейшим маршрутом.

В одном из своих выступлений младший сын Рериха Святослав Николаевич говорил о своём отце: «Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей, стран на поле культуры. Есть какие–то ценнности, которые превыше всего, которые принадлежат всему человечеству, и которые мы должны совместно оберегать».

В этот день была показана архивная видеозапись, где С.Н. Рерих говорит о России и будущем человечества.

Прозвучали поэма Н. Д. Спириной «Вестник» и её выступление на собрании, посвящённом 120-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха и Дню Культуры 9 октября 1994 года – «Гигант духа».

…И вот приходил такой Вестник,
Он был здесь, среди нас, совсем рядом...
Одни устремлялись на его призывы,
Другие трепетали ожиданьем,
Третьи отворачивались тупо,
И четвёртые отвечали стрелою
На посланную стрелу счастья.
А он шёл по лицу земли,
Прислушиваясь к сердцам разных народов —
Не забьётся ли где-нибудь сердце
Вестью о Новом Мире,
Не затрепещет ли ожиданием?!..
(Н.Д. Спирина)

Также демонстрировалась архивная видеозапись экскурсии заведующей кабинетом Н.К. Рериха в Музее Народов Востока Ольги Владимировны Румянцевой.

Со словом о Преподобном Сергии Радонежском выступила Наталья Михайловна Кочергина, его дополнила слайдкомпозиция по выступлениям Н.Д. Спириной, которая называется «К Дню Преподобного Сергия Радонежского».

8 октября — день ухода Преподобного Сергия Радонежского. Его называют Игуменом земли Русской за тот вклад, который внёс он своими трудами в её духовную жизнь. В трудное для Руси время в северных Радонежских лесах, благодаря Преподобному Сергию, начинает биться духовное сердце Новой Руси — Троицкая обитель.

Много чудес связано с жизнью Преподобного. Но самое большое чудо — Он Сам. Подумаем только, что жизнь Его — не прекрасная легенда, дошедшая до наших дней из глубокой древности, — этот великий Светоч действительно жил на этой скорбной земле, где Ему пришлось претерпеть и нужду, и голод, и холод, и одиночество; а став наставником обители, взять на себя ещё и тяготы духовного водительства, а затем и водительства целой страны.

Перелистывая страницы Его жизнеописания, вспомним, каким сохранился облик Преподобного Сергия в памяти народной.

Кротость, духовная ясность, величайшая простота — таковы утончённые и одухотворённые черты его духовного склада.

Великая сердечность Преподобного, отзывчивость на всякое горе и, более всего, его несломимая вера в заступничество Сил Превышних и ясная, радостная бодрость, не оставлявшая его даже в самые тяжкие минуты, привлекали к нему всех и каждого. Он постоянно твердил о Хранителях Благих и прежде всего учил признательности Высшему Миру. Каждому приходящему, по преданию, он предлагал поблагодарить Господа за встречу.

Замечательно, как часто в его словах, обращённых к ученикам, звучало слово радость. Именно эта радость полагалась им в основание всякого действия и привлекала к нему столько сердец, сделав его Обитель средоточием духовной культуры, опорою и прибежищем Земли Русской.

Сергий проницательно разбирался в побуждениях и душевном складе приходящих к нему. Никогда не отказывал искренне искавшим подвига, лишь предупреждал их о трудности пустынного жития.

Наблюдение и любовь к людям дали ему подход к каждой душе и умение извлекать из неё лучшие чувства. Для самого скудного и убогого находилось у него слово ободрения и поощрения. Лишь лицемеры и предатели не находили к нему доступа.

Духовное прозрение в истинную сущность людей помогало ему безошибочно разбираться в способностях учеников и поручать каждому задачу по силам его, ни в чём не насилуя, но всячески охраняя личные свойства их.

«Дерзайте» — было излюбленным речением Сергия. Он знал, что дерзновение есть необходимейшее условие продвижения. В нём заложена сила энергий, устремляемых волей человека к новым нахождениям. Это та же древняя формула, прозвучавшая в словах Христа и не потерявшая ни йоты из своей значимости и поныне: «Просите и дастся вам, стучите и отворят вам, ищите и обрящете».

С концертом классической музыки выступили лауреаты международных конкурсов: магистрант Новосибирской консерватории Даниил Ефремов (кларнет) и аспирант Новосибирской консерватории Екатерина Предвечнова (фортепиано), ученица Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Анна Танака (скрипка) и концертмейстер Янина Койфман (фортепиано).


Даниил Ефремов и Екатерина Предвечнова


Анна Танака


Янина Койфман 

Валентина Григорьевна Герман открыла выставку материалов, относящихся к студенческому периоду жизни Н.К. Рериха. Экспонаты представлены Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая (Барнаул).

Звучали избранные фрагменты из юношеской переписки Н.К. Рериха с музыкальным и художественным критиком В.В.Стасовым и товарищем по Академии художеств Л.М.Антокольским.

Формирование личности Николая Константиновича Рериха проходило в то время, когда в русском обществе стремительно развивался интерес к философии, русской культуре, которая всегда была насыщена иска­ниями смысла жизни, нравственных идеалов.

Человек большой культуры, широких интересов, Рерих дружил со мно­гими видными людьми своего времени. Особенно хотелось подчеркнуть неоценимую роль в становлении его духовного мира В.В. Стасова.

К Стасову тянулось все светлое, талантливое, подлинно на­циональное. Это был большой знаток в различных областях искусства, литературы и истории, имел большой опыт работы в Публичной биб­лиотеке. Это давало ему возможность оказывать неоценимую помощь мно­гим служителям искусства.

4 сентября 1895 года Рерих он впервые пришел к Владимиру Васильевичу в Публичную библиоте­ку, в возглавляемый им художественный отдел.

Важнейшие события жизни Рериха, в которых принимал участие Ста­сов, известны и описаны самим Николаем Константиновичем. "Ведь он (Стасов), так сказать, впервые ввел меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и под­держивал в моих первых зовах о России. Помню нашу переписку с ним. Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радо­вался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же истинным слогом..."

Рерих сразу же заинтересовал Стасова тягой к русской истории, широтой своих творческих планов. И он охотно допустил его к богатей­шим сокровищам Публичной библиотеки. Изучение различных материалов сопровождалось длительными беседами, в которых Стасов переда­вал юному читателю свои знания.

Стасов отвез Рериха в Ясную Поляну и познакомил с Л. Н. Толстым, высоко оценившим "Гонца".

Между Стасовым и Рерихом завязалась большая творческая друж­ба, пронизанная горячим желанием "принести пользу" и крепнувшая из года в год.




Открывая выставку о рериховском движении «Ступени большого пути», С.А. Деменко рассказывал:

«Рериховское движение, имеющее богатейшую историю становления, распространилось во многих странах и стало международным. Многочисленные общества, творческие клубы и образовательные учреждения, действующие под эгидой этих организаций во всём мире, объединили под всеобъемлющим куполом Культуры не только творческих людей, но и всех тех, кто стремится к воплощению гуманистических идеалов.

Культурная деятельность, развёрнутая обществами под непосредственным руководством Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов приобретала мощный размах.

В Нью-Йорке были созданы учреждения — Музей Николая Рериха, которым руководила Зинаида Григорьевна Фосдик, Мастер-Институт Объединённых Искусств, Американо-Русская Культурная Ассоциация.

Одним из важнейших духовно-культурных центров, носящих имя Николая Константиновича Рериха, было Латвийское Общество, учреждённое в Риге в октябре 1930 года. Главным направлением работы общества стала издательская деятельность. Именно в Риге вышли в свет многие книги Учения Живой Этики. Не только в Латвии, но и в соседних Литве и Эстонии так же создавались культурные общества, собравшие многих людей вокруг имени и идей Николая Рериха. Еще одним из таких духовных очагов, которому суждено было сыграть значительную роль в дальнейшем развитии Рериховского движения в России, стал русский город в Китае — Харбин.

На стенде представлены избранные фотопортреты активных участников Рериховского движения, архивные снимки, относящиеся к истории Рериховского движения в Америке, Прибалтике, Манчжурии и России, а на карте мира отмечены города, активно участвующие в современных рериховских событиях.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку