Каждый Учитель должен оставаться и учеником, – в этом высокая соизмеримость. Надземное, 47 |
"Великий женский Путь" - так назван альбом репродукций и комментариев к картинам Н.К. Рериха, вышедший в ИЦ РОССАЗИЯ накануне Нового Года.
От редакции
Живописные полотна великого русского художника Николая Константиновича Рериха — поистине драгоценный дар человечеству. На картинах Мастера предстаёт богатейший мир образов, наполненных глубокой философской мыслью и одухотворённых красотой: величественные храмы и царство Гималаев, герои старинных легенд и преданий, святые и подвижники Востока и Запада.
Предлагаемая вниманию читателей книга-альбом открывает серию «Великий Дар», куда войдут комментарии к картинам Николая и Святослава Рерихов. Первый выпуск под названием «Великий женский путь» посвящён женским образам Н.К. Рериха. Эта тема имела для художника особое значение.
«Недаром нынешний век называется веком Матери Мира, — писал Н.К. Рерих. — В этом величественном понятии заключается признание женщины... как существа, облечённого особым доверием для выполнения неотложных мировых задач»1. «Кто же, как не женщина, должна сейчас восстать и объединиться во имя Культуры и Прекрасного? (...) Женщины, ведь вы соткёте и развернёте Знамя Мира... Вы зажжёте у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий. Вы скажете детям первое слово о красоте... Вы произнесёте священное слово Культура. Великое и прекрасное дело заповедано вам, женщинам!»2
О выходе в свет сборника комментариев к картинам Николая и Святослава Рерихов мечтала Наталия Дмитриевна Спирина (1911 – 2004) — поэт, прозаик, крупнейший исследователь рериховского наследия. В течение многих лет она делала выборки из литературных трудов самих Рерихов, а также книг и статей биографов и исследователей творчества художников. К этой работе Наталия Дмитриевна привлекала сотрудников Рериховских обществ, учила их верному пониманию содержания картин, утверждала подлинно научный подход в изучении художественного наследия Рерихов, исключающий всякую необоснованную, своевольную трактовку картин. Материал, собранный Н.Д. Спириной, лёг в основу данной книги. В сборник также вошли стихи и проза самой Наталии Дмитриевны, которая обладала даром проникновения в глубинный смысл полотен Рерихов, и многие её стихи и прозаические зарисовки родились как результат этого постижения.
Работа по подбору материалов к картинам Н.К. и С.Н. Рерихов продолжается и сегодня — в данный сборник включены материалы из журнала «Восход» Сибирского Рериховского Общества.
Надеемся, что это издание окажет помощь не только тем, кто изучает обширное наследие Н.К. Рериха, но и всем ценителям прекрасного.
Названия, даты написания и размеры картин приведены по каталогам и изданиям музеев, в которых эти картины находятся (Музей Н. Рериха в Нью-Йорке, США; Международный Центр Рерихов, г. Москва; Новосибирский художественный музей и др.). Сведения о картинах, местонахождение которых неизвестно, даны по каталогу В.В. Соколовского.
1 Рерих Н.К. Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 193.
2 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 39 – 42.
Н.Д. СПИРИНА
«ВЕЛИКИЙ ДАР»
Мало посмотреть картину, надо ещё и увидеть её. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!» (Мир Огненный, I, 30).
Ви'дение произведений искусства очень многогранно. И зависит это многообразие от степени развитости восприятия. Объяснение картин может помочь этому восприятию, когда раскрывается содержание картины, её смысл, а также её живописные особенности. Велика радость увидеть нечто достойное и прекрасное. Тогда произведение искусства приближается к человеку, становится его другом, приносящим ему что-то новое, чего он ещё не знал. Воображение обогащается и растёт, и уже никогда не может быть утрачено. Каждое объяснение, раскрытие картины вводит в её мир, совершается увлекательное путешествие в дотоле неведомое.
Велика заслуга таких сборников в деле приобщения к Миру Прекрасного, стремиться к которому заповедал нам С.Н. Рерих.
Подробнее об альбоме: http://knigisibro.ru/books/detail/29163