Мысли на каждый день

Когда радость будущему живет в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению.

Мир Огненный, ч.3, § 239

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Фоторепортаж с музыкального лектория: "Исповедь души".

 
27.12.2010



25 декабря в Музее Н.К. Рериха прошёл музыкальный лекторий: «Исповедь души», посвящённый творчеству П.И. Чайковского.  Рассказ Эльвиры Полонской о жизни и творчестве композитора чередовался с концертными номерами из его произведений, демонстрировались фрагменты из фильмов. В концерте принимали участие: солистка НГАТОиБ Ольга Колобова, фортепианный дуэт Эльвира и Анатолий Полонские, студенты государственной консерватории, учащиеся музыкального колледжа и музыкальных школ г. Новосибирска. Предлагаем вам фоторепортаж с мероприятия.

* * *

В уходящем году исполнилось 170 лет со дня рождения Петра Ильича Чайковского, знаменитого русского композитора. Подобно Петру Первому, «прорубившему окно в Европу» и побудившему весь мир уважать Россию, Чайковский открыл для мира русскую музыкальную культуру.

Пётр Ильич был вторым ребёнком в семье выдающегося русского инженера. Двумя годами раньше, в 1838, родился его старший брат Николай, в 1842 — сестра Александра и Ипполит. Братья-близнецы Анатолий и Модест появились на свет в 1850 году.

Родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма - отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Отношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: "Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю."

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела, в доме стоял механический орган — оркестрина. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Когда Петру Ильичу было 14 лет, а его младшим братьям-близнецам по 4 года, от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. И с этого же момента Петр Ильич начинает испытывать особенную ответственность за судьбу младших братьев. "Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. Я внутренно ужасно горжусь и дорожу этим лучшим чувством моего сердца. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них - и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери <...> и, кажется мне это удается."

В 1859 году, когда Чайковский окончил Императорское училище правоведения, получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции, никто не знал, насколько великая музыкальная судьба его ждёт. Хотя он и занимался музыкой на факультативных занятиях, его преподаватель Рудольф Кюндингер не видел в нём ничего особенного.

Всё изменилось, когда, не удовлетворяясь работой чиновника, в 1861 году Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. Его учителями в консерватории были Николай Иванович Заремба (теория музыки) и Антон Григорьевич Рубинштейн (оркестровка). По настоянию последнего он бросил службу и целиком отдался музыке. Его консерваторские работы - кантата на оду Шиллера «К радости», увертюра к пьесе Островского «Гроза», танцы сенных девушек, включенные впоследствии в оперу «Воевода».

По окончании консерватории в 1865 году композитор переехал в Москву, где получил место профессора классов свободного сочинения, гармонии, теории и инструментовки в только что основанной консерватории. Несколько лет спустя он впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». Несмотря на разность творческих взглядов, между ним и «кучкистами» сложились дружеские отношения.

1870-е годы в творчестве Чайковского ― период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие.

В июле 1877 года, увлёкшись сочинением оперы «Евгений Онегин», а также чтобы покончить с различными слухами и сплетнями по поводу своей личной жизни, импульсивно женился на бывшей консерваторской студентке Антонине Милюковой, а в 1878 году оставил пост в Московской консерватории и уехал за границу. Моральную и материальную поддержку ему в этот период оказала Надежда фон Мекк, с которой Чайковский в 1876―1890 вёл обширную переписку, но никогда не встречался[4]. Фон Мекк посвящена одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877).

В средине 1880-х Чайковский возвращается к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 его избирают директором Московского отделения РМО. Музыка Чайковского получает известность в России и за границей. Последние годы своей жизни композитор провёл в Клину, Московской области, где сейчас находится его мемориальный музей.

В последний раз в жизни Чайковский встал за дирижёрский пульт за девять дней до своей кончины ― 16 октября 1893 года. Во втором отделении этого концерта впервые прозвучала его Шестая, «Патетическая» симфония.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку