Мысли на каждый день

Краткость формул есть завет Огня. Нужно приучиться к священной краткости… В ней выражается и целесообразность, и бережность, и уважение, и заостренная сила.

Мир Огненный, ч.1, 329

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Новости ИЦ РОССАЗИЯ
Вышла книга "РЕРИХ" П.Ф. Беликова и В.П. Князевой

 
07.11.2009

Вышла книга "РЕРИХ" П.Ф. Беликова и В.П. Князевой
Вышла книга "РЕРИХ" П.Ф. Беликова и В.П. Князевой

К 135-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха в ИЦ "РОССАЗИЯ" вышла книга П. Беликова, В. Князевой. "РЕРИХ". Это первая наиболее полная биография Николая Константиновича Рериха, впервые изданная в 1972 г. в серии «Жизнь замечательных людей».

Среди огромного количества литературы о Н.К. Рерихе, вышедшей в последние десятилетия, книга П.Ф. Беликова и В.П. Князевой не утратила своей актуальности и по-прежнему является главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя.

Сибирское Рериховское Общество благодарит всех, то откликнулся на призыв помочь в сборе средств на издание.


От редакции

Дорогие читатели!

Предлагаемая вашему вниманию книга — издание совершенно особенное. Можно сказать, что с её появлением в Советском Союзе в 1972 году (она вышла в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь замечательных людей») очень многие люди впервые узнали о нашем великом соотечественнике — Николае Константиновиче Рерихе. Среди огромного количества самой разнообразной литературы о нём, изданной в последние годы, эта книга остаётся наиболее полной и достоверной биографией художника, и это не удивительно, так как один из авторов этого труда, Павел Фёдорович Беликов, в течение многих лет был близким и преданным сотрудником семьи Рерихов. Он собрал самый большой в СССР архив об этой семье, доступ к которому был открыт для многочисленных исследователей, учёных, рериховедов.

Выход книги «Рерих» накануне 100-летнего юбилея великого художника П.Ф. Беликов считал делом необычайной важности. Он писал Святославу Николаевичу Рериху, сыну художника: «Интерес к книге громадный. Повсюду идёт на неё большая запись, так что разойдётся моментально. Редакция считает книгу очень удачной. Серия "Жизнь замечательных людей" — очень солидная и популярная серия, в ней далеко не всё публикуется» (12.06.1972). «Тираж дали для этой серии рекордный — 150 000 (обычно максимальный даётся в 100 000)» (17.06.1972).

И тираж действительно разошёлся очень быстро, книгу было невозможно найти в магазинах, а те, кто приобрёл её, считали себя счастливчиками. Было принято решение о повторном издании, и в 1973 году книга вновь вышла большим тиражом.

В 1996 году, через 14 лет после ухода из жизни П.Ф. Беликова, была предпринята ещё одна публикация данного труда; книга была заново отредактирована В.П. Князевой и вышла в издательстве «Агни» (Самара).

В настоящем издании мы сочли необходимым вернуться к редакции 1972 года, без каких-либо изменений.

Чем объясняется популярность данного издания? Возможно, тем, что о Н.К. Рерихе в Советском Союзе было известно очень мало, его имя замалчивалось и появилось немало домыслов, связанных с личностью художника и обстоятельствами его жизни. Прошедшие в 1960 – 1970-е годы выставки картин Н.К. Рериха пробудили интерес к его творчеству, который постоянно возрастал. Книга в серии «ЖЗЛ» была первым изданием, представившим полную биографию Николая Константиновича, основанную на фактах и архивных материалах.

Известный исследователь творчества семьи Рерихов, основатель Сибирского Рериховского Общества Н.Д. Спирина, которую связывали с П.Ф. Беликовым долгие годы дружбы и сотрудничества, писала: «Без всякого преувеличения можно сказать, что Павел Фёдорович был уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране. (...) В прошлом, когда у нас о Рерихе ещё почти ничего не знали, он проложил путь к изучению его жизни и творчества, приблизил его к нам» («Слово о Друге»).

Работа над книгой длилась нескольколет. Павел Фёдорович писал её совместно с ленинградским искусствоведом В.П. Князевой, выступавшей в роли консультанта. О каждом этапе работы он сообщал Святославу Николаевичу, без рекомендаций и советов которого не мыслил этого труда. «...Книгу мы пишем вдвоём с Валентиной Павловной. У меня написано уже 460 машинописных страниц и осталось ещё написать 4 главы, что составит страниц около 60. Но Валентина Павловна только что приступила к рукописи... После этого я ещё раз просмотрю, и мы окончательно согласуем текст... После представления рукописи издательству будет проведена редакционная работа, которая возьмёт несколько месяцев времени. В процессе редактирования я смогу внести ещё изменения согласно Вашим указаниям, так что это не будет поздно. Я специально укажу редактору, что хочу послать Вам рукопись на консультацию, чтобы избежать ошибок, т.к. полные архивы находятся в Вашем распоряжении. Я уверен, что издательство будет заинтересовано в такой проверке... Во всяком случае, я сделаю всё зависящее от меня, чтобы Вы смогли ознакомиться с рукописью до сдачи её в печать. Вы уже знаете, что у меня возник целый ряд вопросов, которые мне трудно здесь, без наличия архивных данных, решить... Конечно, и Валентина Павловна будет приветствовать Вашу консультацию... Мы хорошо знаем, что подробное жизнеописание Николая Константиновича — очень ответственная работа. Сейчас я пользуюсь исключительно архивными материалами, и если у меня возникают сомнения, то предпочитаю такие моменты вообще выпускать, чтобы не исказить фактов. Но, безусловно, важны не только сами факты, но и их интерпретация, и в этом Ваше указание будет особенно ценным» (14.02.1969).

Святослав Николаевич, понимавший всю сложность работы над книгой, после ознакомления с рукописью писал Павлу Фёдоровичу: «Вы прекрасно справились с очень трудной задачей. Поздравляю Вас от всей души. Просмотрел манускрипт, появились некоторые соображения и мысли, спешу их Вам переправить. Есть некоторые небольшие поправки и уточнения, есть также некоторые соображения. Посылаю их Вам... (Все дополнения и пожелания Святослава Николаевича были в процессе дальнейшей работы над рукописью учтены и большинство из них, после издательского редактирования, в книгу вошло. — П.Б.(10.11.1969).

Нельзя забывать, что книга создавалась в далеко не благоприятных условиях застойного времени. Имени Рериха опасались, отношение к художнику было неоднозначным, и потому приходилось продумывать каждое слово, каждый шаг, считаясь с жёсткими идеологическими установками того периода. Немало усилий нужно было затратить не только для того, чтобы написать о Рерихе, но и чтобы это издание состоялось.

И вот наконец книга увидела свет! По словам Н.Д. Спириной, только благодаря труду, энергии и мужеству П.Ф. Беликова удалось осуществить это издание, хотя и с немалым уроном. Жесточайшая цензура тех лет не пропускала даже таких слов, как «дух», «духовность» и др., рукопись была урезана.

Павел Фёдорович, как человек, очень многое знавший о жизни Н.К. Рериха и глубоко постигший суть его творчества, не был полностью удовлетворён этой работой: «...Я считаю эту книгу лишь слабым отзвуком тех чувств и мыслей, которые не облечь в обычные человеческие словосочетания, — писал он Святославу Николаевичу. — Остаётся только надеяться, что эта первая более-менее подробная и систематизированная биография Николая Константиновича, в которой как-то раскрыт и его внутренний творческий мир, послужит фундаментом для дальнейших работ и исследований. ...В жизнеописании Николая Константиновича я не допустил вымыслов и, в меру возможностей жанра, затронул некоторые серьёзные, глубинные проблемы. Ввиду того, что редакция выразила пожелание дать больше связей с современной художественной жизнью России, я подробнее остановился на "Мире искусства" и впервые дал новое толкование отношений Николая Константиновича с этим художественным течением и его лидерами. Это толкование расходится с ранее принятыми и теми, которых придерживается мой соавтор. Тем не менее редакция полностью поддержала мою точку зрения. Если что-то в этой первой биографии Николая Константиновича и не получилось, то, думаю, в дальнейшем меня поправят. Я и сам хочу многое к уже написанному добавить» (12.06.1972).

Эта неудовлетворённость подтолкнула Павла Фёдоровича к новой работе — написанию книги «Рерих. Опыт духовной биографии»; в ней он широко использовал те материалы, открытое обращение к которым тогда было невозможным.

В одном из писем Святослава Николаевича читаем: «Дорогой Павел Фёдорович... Для Николая Константиновича искусство жизни было превыше всех искусств... Удивительной была жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны. Как это нужно всё собрать и бережливо донести. Сколько было у них знаний, широких, истинных. Мысль была свободной, радостной. Только и думали о благе всех, поверх всяких внешних условностей, всяких ветхих ограничений... Пройдёт много времени до полной оценки всего творчества Николая Константиновича. Воистину он был великим человеком. Прекрасный образ Его как-то особенно светится. Такими должны были быть великие Учителя прошлого. Вся жизнь Его — это служение Добру, человечеству, и кто измерит все неисчерпаемые богатства Его внутренней жизни» (8.06.1962).

Помимо книги в серии «ЖЗЛ», Павел Фёдорович Беликов написал немало прекрасных статей о членах семьи Рерихов и их творчестве, начал работу над духовной биографией Н.К. Рериха; этот уникальный труд, даже будучи незавершённым, является ценным дополнением к уже изданной книге.

Во всём, что создано П.Ф. Беликовым, чувствуется не только глубокое знание, но и любовь ко всем членам великой семьи и их великим делам. Этой любовью он жил и горел до конца своих дней. Вероятно, именно поэтому предлагаемая читателям книга о Н.К. Рерихе, написанная около 40 лет тому назад, до наших дней остаётся «главным пособием для изучающих жизнь и творчество этого великого художника и мыслителя» (Н.Д. Спирина. «Слово о Друге»).



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку