Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу. Рерих Е.И. Письмо от 31.07.1937 |
12 августа 2009 года в Музее Николая Рериха открывается фотовыставка, посвященная философу, писательнице, основательнице теософского движения Елене Петровне Блаватской (1831-1891 гг.).
«Будет время, когда её имя достойно и почитаемо прозвучит по всей Руси», — писал великий философ и художник Николай Рерих.
Двадцать лет назад в Новосибирске состоялась первая в Советском Союзе конференция, посвящённая нашей знаменитой соотечественнице. Спустя два года новосибирским издательством «Алгим» (руководитель Б.А.Данилов) была напечатана «Тайная Доктрина», труд, предвосхитивший многие научные открытия ХХ века.
Отдавая дань её вкладу в развитие науки, религии и культуры, ЮНЕСКО объявила 1991 год — Международным годом Блаватской.
Нашу соотечественницу справедливо можно назвать гражданином мира, нежели какой-то отдельной страны, но Родину она никогда не забывала. «Так мне Россия дорога, так наболело у меня сердце за родину, за всё своё, что душу бы отдала в кабалу на десять тысяч лет за неё», — писала Елена Петровна.
Сегодня ее имя вернулось на родину, о чём свидетельствует растущий интерес к творчеству Блаватской: торжественные вечера, научные конференции, издание книг. Чтобы лучше понять и почувствовать этого человека, обратимся к истории.
Чарлз Джонстон, писатель и переводчик с санскрита, преподававший в Колумбийском университете, вспоминал:
«Моё самое первое впечатление о г-же Блаватской — это мощь и масштабность её индивидуальности, я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы… Это был дух, прошедший горнило природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно… проступали её огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям».
Учёных, читавших «Тайную Доктрину» — основной труд Блаватской, восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в их собственных областях науки. В её время считали атом неделимым, Елена Петровна говорила о его бесконечной делимости. Возраст человечества отмерялся в пределах полумиллиона лет — она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Луна считалась осколком Земли — Блаватская утверждала, что наша планета намного младше, и это было доказано в ХХ веке.
Примечателен тот факт, что «Тайная Доктрина» являлась настольной книгой Альберта Эйнштейна.
Учение Блаватской включает в себя теорию мировых циклов, доктрину кармы, основные принципы строения и эволюции мира, человека и человечества.
Елена Петровна не считала это учение своим и утверждала, что оно исходит от Учителей, которых она встретила во время своих странствий по Востоку. Блаватская называла их Учителями мудрости. Согласно теософии, они появлялись на протяжении всей истории как Спасители человечества: Будда, Кришна, Зороастр, Моисей, Авраам, Иисус.
О Христе Блаватская писала, что он был «одной из величайших и наиболее ярких фигур в панораме истории человечества», которая «не только не померкнет, но с каждым веком будет вырисовываться всё отчетливее и ярче».
Несомненно, на формирование мировоззрения Е.П.Блаватской оказала большое влияние православная культура. Патриотизм Блаватской, о котором свидетельствуют факты ее биографии, характерен для идеалов истинного верующего православного человека.
К сожалению, ее взгляды на Россию, и, в частности, на православие не достаточно изучены и подчас подвергаются грубейшему искажению. Авторы клеветнических утверждений, несомненно, забыли о великой силе Знания, которое объединяет всех прогрессивных людей на Земле, и предпочитают пребывать в невежестве и, следовательно, вне Культуры. Характерным примером вышесказанного может служить фраза, приписываемая Блаватской и кочующая по страницам недобросовестных авторов, которые даже не ставили перед собой цель проверить ее подлинность.
Речь идет о ссылке на работу К. Кудрявцева «Что такое теософия и Теософическое общество», - СПб, 1914, с 25. Автор приводит высказывание, якобы принадлежащее Елене Петровне, из английской газеты «Pall Mall Gazette» от 26 апреля 1884 г.: «Наша цель не в том, чтобы восстановить индивидуализм, а в том, чтобы смести христианство с лица земли».
Если мы обратимся к подлинному интервью Блаватской в названной газете, то увидим, что ничего подобного ею не говорилось. Здесь вы можете ознакомиться с полным текстом в подлиннике и на русском языке интервью Елены Петровны «И снова о теософах» в английской газете «Pall Mall Gazette» от 26 апреля 1884 г. Его электронная версия получена из библиотеки американского города West Lafayette. В письме к В.П. Желиховской от 2. 02. 1886 г. она подчеркивает: «Я враг католических и протестантских церковных излишеств; идеал же Христа распятого светлеет для меня с каждым днём яснее и чище, а против Православной христианской церкви, — пусть повесят меня — не пойду!».
Из писем Блаватской хорошо видно, что под православием она подразумевает не идеологию, а искреннюю веру человека в христианские идеалы. В письме к Н.А Фадеевой от 28 октября 1877 года она пишет: «Божественная истина укоренилась в русской православной церкви весьма прочно, вот только покоится она глубоко, в самом её фундаменте; на поверхности её не найдёшь, она живёт лишь в чистых ангельских сердцах…».
В настоящее время мифы, преследовавшие Блаватскую, начинают постепенно опровергаться объективной информацией о ее деятельности.
В 1885 году в Лондоне Общество психических исследований издало отчёт, в котором Елена Петровна Блаватская обвинялась в мошенничестве. И только спустя 100 лет, в 1986 году, это же Общество выпустило пресс-коммюнике, предназначенное для газет и ведущих журналов Великобритании, Канады и США. Оно открывалось словами: «согласно новейшим исследованиям, госпожа Блаватская, основательница теософского общества, была осуждена несправедливо».
Жизнь Блаватской — пример самоотверженного подвига на благо всего человечества.
В 1898 году Дж. Прайс, современник Е.П. Блаватской, утверждал: «Она была предтечей, громко взывающей в пустыне верований. Она не принадлежала своему веку. Её весть шла от великого прошлого и была обращена не к настоящему, но к будущему».