Мысли на каждый день

Если соизмеримость не соблюдена, разрушается и решимость. Наша решимость – до последней черты.  

Озарение, ч. 3, гл. 4, п. 11

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ВОСПОМИНАНИЯ О ЛАВРЕ

Автор: Осипова Татьяна  

Другие части статьи: Духовное наследие Преподобного Сергия Радонежского

Теги статьи:  Преподобный Сергий


В Троицком соборе Свято­-Троицкой Сергиевой Лавры


Фрагмент росписи «Житие Сергия Радонежского».
Свято­-Троицкая Сергиева Лавра. Святые ворота


Троицкий собор


В Троице-Сергиеву Лавру потянуло давно. Вернее сказать — влекло в Лавру всегда, но с большею силой проявилось это чувство после того, как там побывала. Так и стоит перед глазами знаменитый Троицкий собор, построенный, по преданию, на месте срубленной руками Сергия маленькой церковки, где в одиночестве, в лесной глуши, молился молодой отшельник за спасение Руси. «Неустанным молитвенником за Отечество» называли его в народе.

В день приезда в Сергиев Посад, как только устроилась в гостинице, не теряя времени, поспешила в Лавру — в нетерпении быстрее увидеть её. Дорога вела вдоль прямой улицы, повернула за угол большого многоэтажного дома, и вдруг открылась Лавра — засияла золотыми куполами на солнце, поразила белизной монастырских резных стен, так что от неожиданности дух захватило. Лавра, построенная на возвышенности, на горе Маковец, освещённая неярким осенним солнцем, словно парила в лёгкой дымке над городом, над шумными улицами, поражая тонкостью архитектуры, торжественностью и величием храмов.

Не без волнения входят в обитель люди через главный вход монастыря — Святые ворота. Сразу же спешат пройти в Троицкий собор — небольшой белокаменный храм — поклониться мощам Преподобного Сергия, которого ещё при жизни почитали святым.

Жизнь монастыря начинается рано, в 5.30 утра, с общей молитвы братии у мощей Преподобного. И с этого часа до позднего вечера в храме звучит непрестанная молитва, сопровождаемая песнопениями и тихим потрескиванием горящих свечей. С раннего утра непрекращающийся поток людей устремляется к главной святыне обители, к гробнице Сергия — искусно отделанной серебряной раке. Как и в давние времена, тысячи людей обращаются к Святому, ищут у него помощи и исцеления. Рядом с мощами, под стеклом, находится схима, которая была прислана Сергию вместе с благословенной грамотой из Константинополя патриархом Филофеем.

«В 1655 году Россию посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его сын, архидиакон Павел Алеппский, в своих путевых записях рассказал о посещении Троицкого монастыря, особо отметив то необыкновенное почитание, которым пользовалась обитель у русских: "...посещение этого святого монастыря заступает у них место паломничества в Иерусалим к храму Воскресения и ко всем тамошним святыням". Красота и благолепие знаменитой обители поразили восточных гостей. Монастырь, свидетельствовал Павел Алеппский, "не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всём мире"» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Краткая история монастыря).

Почему же русский народ так любит и почитает Святого Сергия, а его имя вызывает священный трепет в сердцах людей?

Под тихое пение певчих мысли уносятся в далёкое и страшное время, когда стоял вопрос, быть или не быть Руси, когда Русь находилась под гнётом монголо-татарского ига, терзаемая междоусобной и, казалось, непримиримой враждой русских князей, а простые люди пребывали в отчаянии, утеряв надежду на спасение.

В то время юный Сергий уходит в непроходимые леса, в пустынь. Никого, кроме диких зверей, не было вокруг жилья Сергия. В этой глуши вместе с братом он строит небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы — будущий центр Земли Русской, откуда придёт спасение страны.

Не надо прилагать больших усилий для того, чтобы перенестись в то далёкое прошлое, представить образ молодого отшельника в маленькой церковке, стоящего на коленях перед иконой, освещённой тускло горящей лучиной. Здесь, в этом самом месте, он горячо молился за народ русский.

Из Троицкого собора можно пройти в келью Святого. На её стенах изображены сцены из жизни отшельника. И вновь мысль уносится далеко, в непроходимый лес, в ночь... Сергий не спит, он погружён
в глубокую молитву за свою братию. Вдруг он слышит голос: «Сергие!» В маленькое оконце кельи струится яркий свет, и, открыв его, Сергий видит множество прекрасных белых птиц, которые заполнили двор обители. А голос продолжает: «Смотри, подобно этим птицам, умножится число учеников твоих».

И опять забилось, заволновалось сердце, ведь стою в том самом месте, где это происходило много веков назад. Здесь же было ему явление Божией Матери. В келье Сергия, под стеклом витрины, находится нательный крест Преподобного — ещё один дар Константинопольского патриарха Филофея. Всё в Лавре связано с Сергием, всё волнует и заставляет сердце чувствовать и биться по-особому.

От картин — представлений прошлого — никуда не уйти, в каком бы месте монастыря ты ни находился, ведь здесь магнит, здесь всё исхожено ногами Святого. Стою на земле, на которой он трудился — копал грядки, пёк хлеб, на своих плечах в тяжёлых деревянных кадках-вёдрах носил воду из протекающей неподалёку речки, заботился о братии. Сюда же приезжали к нему за советом и благословением русские князья, шли простые люди. Здесь произошло очень важное для Руси событие: Сергий благословил московского князя Дмитрия на битву с ханом Мамаем, ободрил князя и не просто предсказал ему победу, а вместе с братией горячо молился за неё, тем самым навсегда связав своё имя с Куликовской битвой, которая решила судьбу России.

Отсюда шёл его призыв к русским князьям к объединению и прекращению вражды между ними, в этом видел Сергий спасение Руси. И князья прислушались к игумену, стали объединяться, вместе оказывать сопротивление завоевателям.

Видя в обители большую опасность для слабеющей Орды, через несколько лет после ухода из жизни Сергия татаро-монголы спалили её дотла, но уничтожить обитель уже было невозможно. Когда миновала опасность, вернувшиеся из леса монахи тут же приступили к восстановлению монастыря.

Тихо текут мысли, погружая в давно прошедшие события; настолько всё происходящее на Руси и в Лавре переплелось в сердце русском, что, кажется, ты сам был очевидцем этих событий. Кажется ли?..

Поднимаю глаза и совсем близко, чуть в стороне от святых мощей, вижу в железной двери отверстие — пробоину от вражеского снаряда — память о смутных временах, которые вновь чуть не привели Русь к гибели. Теперь уже польско-литовские захватчики пытались стереть её с лица земли. Пробоина — память ещё об одном подвиге Лавры и её защитников. Летописец рассказывает о тех временах, когда враги захватили почти всю страну, разоряли города и «сожигали сёла», «посекали людей, как траву». И только непокорная Лавра была единственной надеждой народа русского на спасение. Враги понимали, что в Лавре сосредоточен духовный центр России, и всеми силами пытались её уничтожить, окружив обитель многочисленными войсками. Осада продолжалась 16 месяцев...

В те страшные дни «у гроба Преподобного все защитники обители дали присягу крепко сидеть в осаде без измены...» И с этого времени уже не прерывалась молитва у гроба Сергия.

Василий Пичугин, доктор исторических наук, говорит об этих событиях так: «Когда мы говорим о чудесах во время осады — они были постоянны... Защитники понимали, что с ними находится сам Преподобный Сергий. Количество явлений было огромно. Преподобного Сергия видели не только осаждённые, но и осаждавшие... Они понимали, что перед ними не та крепость земная, которую можно с помощью каких-то усилий взять. Они понимали, что если её защищают святые люди, которые умерли, как это можно взять?»

12 января 1610 года осаждавшие, «никем не гонимы, но десницею Божиею, сняли осаду Троицкой обители».

Народ всегда знал — Сергий не однажды спасал Русь и никогда её не оставит. С тех давних времён и по сей день бережно держит Сергий Великую Русь, Россию, на своей ладони, охраняет и оберегает её. Есть такая картина у Николая Константиновича Рериха. Внизу картины надпись: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое — при князе Дмитрии, второе — при Минине, третье...» — стоит многоточие.

Елена Ивановна Рерих писала: «Именно Преподобный Сергий есть хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнётся великое духовное воскресение и спасение Родины».

Отшумели давние события, тревожно отзвучали колоколами-набатами, откатились в далёкую историю, но назревают новые. Опять воцарились смутные времена, но теперь уже в планетарном масштабе. И опять мы обращаемся к Сергию: «Защити Землю Русскую!» И знаем: Помощь придёт, как было это уже много раз...

Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою победим!

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Преподобный Сергий