Когда все усилия приложены, тогда приходит и Помощь. Рерих Е.И. Письмо от 27.06.1934 |
29 октября 2023 года в Музее Н.К. Рериха во время Торжественного собрания СибРО состоялось открытие выставки витражей, изготовленных по эскизам Николая Константиновича Рериха. Куратор проекта Людмила Толстихина рассказала о том, как возникла сама идея создания витражей и как они создавались.
«В 2016 году у нас в музее проходила буддийская историко-художественная выставка, посвящённая 100-летию Санкт-Петербургского дацана. Она была организована Фондом буддийской культуры и называлась "Сияние лотоса. Байкал – Нева – Белуха". В ряду других экспонатов были представлены и фотографии витража, который украшает световой плафон в Санкт-Петербургском дацане Гунзэчойнэй.
Совершим небольшой экскурс в историю этого храма, к которой имеют непосредственное отношение члены семьи Рерихов. Дацан Гунзэчойнэй — первый в Европе и самый северный буддийский храм — был построен в 1909 – 1915 годах. Инициатором строительства выступил выдающийся религиозный, общественный и политический деятель, представитель Далай-ламы XIII в России бурятский лама Агван Лобсан Доржиев.
Нужно отметить, что на рубеже XIX – XX веков началось активное сближение России с буддийскими странами Востока, завязывались контакты с Тибетом и Монголией. Важным шагом в этом процессе стало строительство в Петербурге буддийского храма.
В 1913 году, ещё до окончания строительства, в дацане прошла первая служба. Она была посвящена 300-летию царского дома Романовых. А в 1915 году состоялось освящение храма в честь божества Калачакры, олицетворяющего Учение Шамбалы. Во время Гражданской войны, в 1919 году, храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека.
В 1922 году с одобрения Народного комиссариата иностранных дел СССР Доржиев учредил при дацане неофициальную Тибетскую миссию — дипломатическое представительство Тибетского государства, не признанного остальными странами мирового сообщества. В 1924 году с разрешения советской власти в дацане вновь начали проводить службы.
В 1938 году дацан был закрыт, а ламы подверглись репрессиям. В последующие годы в храме размещались физкультурная база, военная радиостанция, лаборатории Зоологического института.
Ю.Н. и С.Н. Рерихи приняли деятельное участие в судьбе храма. Вернувшись в 1957 году на Родину, Юрий Николаевич неоднократно обращался в самые высокие инстанции с ходатайством о сохранении и реставрации дацана. Святослав Николаевич в ходе поездки в нашу страну в 1974 году проявил большую озабоченность судьбой этого памятника и передал крупную сумму на его восстановление.
Лишь в 1990 году храм был возвращён буддийской общине. Сегодня он является важным духовным центром, где регулярно проходят службы, ведётся научная работа, крупные учёные читают лекции по философии.
Уникальные витражи Н.К. Рериха, расположенные на третьем этаже дацана в составе каре "Благие символы буддизма" и в горизонтальной мандале светового фонаря, сохранились лишь отчасти. В 2016 году в рамках научной реставрации витражи были воссозданы по эскизам Н.К. Рериха, при этом сохранившиеся элементы оставили на местах, а недостающие фрагменты восполнили абсолютно идентичными новыми стёклами.
На витражах изображены традиционные буддийские символы — "Восемь благоприятных знаков".
Итак, фотографии витража были представлены в Новосибирске на выставке Санкт-Петербургского дацана, а по завершении её подарены музею. Мы разместили их над буцуданом*. Позже родилась идея повторить витраж Рериха в стекле, то есть выполнить настоящий витраж.
На нашу удачу нашёлся и витражист. Это наш друг и сотрудник из Уфы Гумер Галеевич Терегулов. Он занимается витражным искусством, а загоревшись этой идеей, прошёл дополнительное обучение. Мы обратились к друзьям за финансовой помощью, объявив сбор средств на материалы, так как все наши выставочные проекты реализуются исключительно за счёт народного финансирования. Этот проект нашёл поддержку, и мы благодарим всех, кто откликнулся и помог. Работы по изготовлению витража Гумер Галеевич выполнил безвозмездно, более того, он взял на себя и часть расходов на материалы.
Создание витража — процесс чрезвычайно трудоёмкий. Начинается он с подбора стёкол, сравнимого с тем, как живописец выбирает палитру, смешивая разные краски. Естественно, в этом деле есть свои особенности. В одном случае нужно использовать прозрачные стёкла, чтобы создать эффект лёгкости и воздушности; в другом — глухие стёкла, которые почти не пропускают свет. Есть стёкла, которые, пропуская световые лучи, по-разному преломляют их, что создаёт особенный, неповторимый эффект. Затем из цветного стекла нужно точно вырезать каждый элемент. Работа эта очень тонкая, кропотливая, требует большой аккуратности и мастерства. После этого начинается процесс пайки. Каждый элемент обрамляется медной фольгой и припаивается к соседним элементам.
Специально к открытию выставки из Уфы приехал Гумер Галеевич. Сердечно благодарим его за огромную работу, которую он проделал, за этот прекрасный дар музею! Благодарим также компанию "Арт-стекло" в лице генерального директора Дмитрия Валерьевича Логачёва и менеджера Евгения Моносзона за сотрудничество и живое участие в этом проекте».
К микрофону вышел Гумер Галеевич Терегулов и поделился своими впечатлениями:
«Работа над витражами по своему содержанию очень ответственная, и в исполнении не всё просто, к ней предъявляются высокие требования, иначе и быть не может. В процессе работы открываются интересные нюансы, начинаешь понимать большое значение эскиза, как художник его проработал. Эффект, который производят витражи на нас, когда они нас восхищают, — это результат кропотливого труда художника над эскизом, над линиями, как они скомпонованы, — всё это создаёт цельное впечатление от картины, плюс, конечно, необычный материал — стекло, которое наряду с цветом передаёт ещё и свет. Необычное создаётся ощущение — эффект можно сравнить с восприятием радуги, когда смотришь и видишь цвет и свет, что-то нематериальное.
Эти витражи были продуманы и прорисованы Николаем Константиновичем Рерихом, и мне, как мастеру, который выполнял по образцам эти витражи, было очевидно, что он прекрасно знал все нюансы, которые обычно обсуждаются художником с мастером-исполнителем: например, острый угол у зелёного листочка лотоса не должен быть меньше, иначе просто не будет инструмента, который позволил бы выполнить этот рисунок.
В Средние века, когда не было современных инструментов и станков, витражи были в основном угловатые, из прямых линий, они были более мозаичные. А эти эскизы очень цельно воспринимаются, они приближены к художественному образу и воспринимаются как картина.
Витражи в Санкт-Петербургском дацане выполнены в классическом стиле с применением свинцовых профильных протяжек, поэтому они имеют большие габариты, в два с лишним раза больше, чем эти. Витражи для новосибирского музея выполнены по технологии "Тиффани", изобретённой американским художником и декоратором Луи Тиффани в конце XIX века. Она считается одной из сложных, но позволяющих выполнять небольшие форматы с множеством мелких деталей».
«Если посмотреть на работу в целом и её результат, то можно сказать с уверенностью, что это — плод коллективного труда», — отметил Гумер Терегулов и поблагодарил всех, кто так или иначе помогал замечательной идее воплотиться в жизнь.
«Установление витражей в Музее Н.К. Рериха, — подчеркнул в завершение Гумер Галеевич, — это только начальный этап. Дальше, уже благодаря экскурсоводам, эти витражи вместе с картинами и другими экспонатами музея будут служить расширению кругозора посетителей, для чего они и предназначены».
***
Колесо Дхармы — символ Учения Будды, который напоминает о благородном восьмеричном пути к совершенству. Восемь спиц колеса символизируют правильные воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, осознание, созерцание и усилие.
Раковина — символ распространения Учения Будды. Силой своего звука она пробуждает живущих от сна неведения.
Зонт — символ защиты от зла. Подобно тому как обычный зонт защищает от дождя и зноя, так драгоценный зонт дарует защиту ума от знойного жара омрачений, а также оберегает от страданий.
Штандарт — победоносное знамя, символ победы Света над тьмой, над страданием, смертью и невежеством, над всеми внутренними и внешними ограничениями.
Пара золотых рыбок — символ преодоления Океана Сансары и достижения Нирваны, знак бесстрашия и радости, с которыми рыбки плывут в океане жизни без преград. Так же и просветлённый человек не встретит границ и препятствий, а будет без страха исследовать воды Учения.
Драгоценный сосуд — символ долгой жизни и здоровья. Также его считают символом богатства и благосостояния. Драгоценность, венчающая крышку сосуда, — это сокровище, исполняющее задуманное (Чинтамани). Содержимое сосуда — нектар бессмертия.
Бесконечный узел — символ бесконечности жизни и пути познания, а также взаимозависимости всех живых существ и явлений во Вселенной.
Лотос — символ духовной чистоты, святой любви и святого сострадания. Он рождается в мутной болотной воде, но появляется на свет незапятнанным и прекрасным. Таким образом, он олицетворяет непривязанность к сансаре, хотя и пребывает в не
«Подношения пяти чувств» — традиционные буддийские символы, обозначающие отречение от чувственных наслаждений.
От редакции
* Буцудан — буддийский домашний алтарь; поступил в собрание Музея Н.К. Рериха из частной коллекции в 2012 году. Буцудан является одновременно и хранилищем культовых предметов, и произведением искусства.