Мысли на каждый день

Любите всё, что может возвышать сердце.

Мир Огненный, ч.1, 660

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Самонастрой как метод духовного совершенствования

Автор: Башкова Наталья  




Учение Живой Этики и «Грани Агни Йоги» несут в себе важный аспект понимания смысла человеческой жизни, а именно: как пути духовного совершенствования. События, встречи, многообразные влияния окружающего мира осмысливаются как условия и факторы развития сознания, как причинно-следственные этапы формирования его различных качеств и свойств, их тренировка и шлифовка посредством жизненных испытаний, преодоления неумелостей, трудностей и препятствий. Поэтому плодотворность и успешность жизни человека оценивается отнюдь не по внешним критериям богатства, карьеры, социального признания, а по насыщенности внутренней работы сознания, по степени воздействия на него высшего начала — духа.

Собственные, самостоятельные усилия каждого человека в строительстве своего внутреннего мира выражаются в таких понятиях, как сознательность, дисциплинированность и самоконтроль, а также сопутствующие им распознавание и соизмеримость. В книгах Учения этим понятиям уделяется огромное внимание. Сознательность подразумевает готовность к ответственному выбору, высокую степень активности, бодрости, включённости внимания человека в происходящие жизненные процессы. Дисциплинированность означает меру упорядоченности и организованности всех уровней и проявлений человеческого микрокосма. Самоконтроль ведёт к регулированию, управлению и умелой защите его равновесия и целостности.

Психический мир человека, мир его сознания, имея тонкоматериальную природу, развивается, как и бытие в целом, по определённым законам и принципам. Их познание даёт возможность выработки методов и приёмов самосовершенствования — управления, контроля, интенсификации психических процессов. Это не просто надежды, бесплодные мечтания и упования на помощь извне, но самостоятельные, сознательные шаги к поставленным целям через «применение непреложных законов магнитности мысли, законов созвучия, соответствия и соизмеримости»1. Так мыслящий человек способен овладеть ключами достижения желаемых следствий.

Одним из самых действенных, мощных способов совершенствования сознания является самонастрой. В Учении, как и в современной психологической литературе, используются также понятия «приказ сознания или воли», «самовнушение», «аутотренинг», в религиозной литературе к ним близки «молитва», «умное (точнее сказать, сердечное) делание» и другие. Одно из главных отличий подхода Живой Этики состоит в цели, которую ставит перед собой человек, устремлённый к совершенствованию. Цель эту можно сформулировать так: раскрытие в его земной личности качеств и свойств высшего духовного начала, накопление опыта и знаний для беспредельного роста одухотворённого сознания, которому соизмеримо с его развитием становятся доступны новые сферы космического бытия для дальнейшего познания и существования в них. В «Гранях Агни Йоги» самонастрой назван «могучим оружием духа», «путём прямым и скорейшим»2. «...Борьба за освобождение своё от всяких привычек и утверждение всех светлых качеств духа [является] наинасущнейшей задачей земных воплощённых»3.

Тонкие структуры многомерной природы человеческого микрокосма являются следствием его духовно-психической деятельности. Мысли, чувства, переживания... Чем более они характерны для человека, постоянны, привычны ему, тем более устойчивые, твёрдые кристаллические формы они образуют в его сознании. Будучи магнитны по природе, мысли и переживания способны усиливаться и расти за счёт притяжения к себе из окружающего пространства подобных психоэнергетических конгломератов, образованных другими людьми. Так, каждый человек представляет собой сложную, многослойную сферу различных по происхождению и качеству тонких психических форм и образований.

Поэтому, когда человек решает что-либо изменить в себе, в своём отношении к миру и людям, он сталкивается с большими, порой неожиданными препятствиями и трудностями. Не только вовне, но именно внутри себя. Метод самонастроя как раз и направлен на последовательное преобразование своей внутренней, ментально-психической природы и форм её проявления. Оно, в свою очередь, приведёт к естественным, логичным изменениям и в здоровье человека, и в его творческой активности, и в социальной жизни. В «Гранях Агни Йоги» указывается: «Преодоление себя и победа над собою достигаются мыслью»4.

В Записях Бориса Николаевича Абрамова часто встречается метафора «арфа духа», которая ярко выражает идею возможности и необходимости самонастраивания, работы над собой, своим характером. Здесь подчёркивается многогранная польза замены преходящих, сиюминутных настроений более устойчивым, сознательным настроем себя, своего мышления на позитивной, созидательной волне мысли.

Самонастрой будет иметь реальную, действенную, практическую силу только при выполнении важнейших условий его постепенной реализации. Именно о них скажем подробнее.

Самонастрой представляет собой чётко и кратко сформулированную идею, являющуюся для человека его желанной, заветной целью. Это может быть определённое действие либо духовное качество, воспитание которого стало необходимым человеку (например, мужество или равновесие). Усилия могут быть направлены как на очищение, освобождение от укоренившейся отрицательной, вредной привычки, так и на созидание, утверждение светлых, позитивных качеств духа.

Такая идея-цель должна быть намного сильнее, мощнее по своему волевому импульсу, стать более крепкой и устойчивой, чем всё то, что породил человек ранее, что есть в нём, но более не удовлетворяет и мучает его.

Этот момент формулирования своей цели и последующего неоднократного мысленного повторения её очень важен. Дело в том, что в эти моменты она должна исходить из сознания максимально однородной, чистой. Ни в коем случае не следует допускать мыслей, её нейтрализующих или даже противоположных, выражающихся в сомнениях и неверии в собственные силы. Они будут существенно уменьшать энергетический потенциал цели, тот сердечно-волевой посыл (усилие), который лежит в её основе5.

Желание победы приведёт к необходимости кропотливого, тщательного выявления всех обессиливающих сомнений. Этот процесс может быть очень продуктивным. Чем тоньше развиты аналитические способности человека в процессе рефлексии, тем более глубокие слои психики (сознательные и полусознательные) он способен затронуть и повлиять на состояние протекающих в них процессов.

Каждодневно при самонастрое важно проверять себя, добиваться от себя максимальной согласованности, монолитности сознания. В «Гранях Агни Йоги» даются прекрасные образы, помогающие внутренне представить и прочувствовать это состояние: «Если сердце хочет одного, мозг другого, а ноги идут в третьем направлении, монолита мысли не получается. Как снаряд из орудия всеми своими частями устремлён к цели, как стрела на полёте, так и микрокосм человеческий при полной согласованности всех частей даёт явление мощной непреодолимой творящей мысли. Такие мысли двигают горами. Чтобы породить их, нужна согласованность высшая... Тогда мысль будет остриём тарана, пробивающим любое препятствие силой концентрированного удара»6.

Что может помочь добиться такой силы мысли? Обострению первоначального желания способствует всестороннее осознание отрицательных последствий тех проявлений, которые человек хочет преодолеть в себе. Так, можно вспомнить глубокое унижение своего достоинства от страха и боязливости, атрофию творческой мысли, неспособность найти выход из создавшегося положения, высокомерие и насмешки окружающих людей, их больно ранящие выпады и упрёки...

Обратим внимание на поучительное разделение желания и сознания необходимости в Учении Живой Этики: «Улыбка решимости — лучший проводник. (...) Желание не есть подвиг. Подвиг есть осознание необходимости. Желание может расти; от желания можно отказаться или изменить его. Поток стремится не по желанию, но по неизбежности необходимости.

Дух знает, где толчки желания и где скала необходимости. Вижу, как истины поток несётся, ничто не может преградить ему путь. (...)

Только сознанием полной необходимости переплывёте»7.

Вот чего нужно добиваться от себя — чтобы первоначальное желание стало необходимостью! Пока мы можем жить без намеченного достижения, допускаем это — инерция будет тянуть нас на старую колею... Наша цель — не подавить, не запрятать обнаруженный недостаток, а искоренить его из сознания. Это может сделать осознанная необходимость, ведущая к битве до конечной победы, а значит, к подвигу духа.

Усилению устремлённости к цели способствует сосредоточение и на обратном — на само'м позитивном достижении, на очувствовании сердечной симпатии к тем следствиям, к которым оно приведёт. При этом полезно «представлять себя уже обладающим данным качеством и проявляющим его в жизни»8. «Проекция мысли в будущее являет собой те якоря дальнего плавания, пользуясь которыми ладью духа можно устремлять к желаемым достижениям. Думая о будущих достижениях, утверждаем корни их в настоящем и усиливаем их, если они уже есть. В будущем всё достижимо. Это следует твёрдо запомнить, а также и то, что мысли творят. Есть мечты праздные, не ведущие ни к чему, и есть мечты творческие, осуществляющие проектируемое будущее. В них мысль творит»9. В воображении человек постепенно учится применять, прилаживать будущее достижение к себе, своей жизни, вырабатывает новые формы поведения и отношений, адаптирует к ним своё сознание, учится вмещению и подвижности.

Обратим внимание, что сосредоточение на желанной цели преодоления в себе недостойных слабостей происходит не в момент их проявления (когда это непосильно), а в тишине и спокойном состоянии, когда не надо ни с чем бороться или от чего-то отказываться. «Выбрать надо спокойное время, когда никто не мешает, и сосредоточиться на мысли о том, что хочет воля. Надо создать чёткий образ желаемого действия... [и] когда придёт время действовать, действовать будет сила, вложенная в желаемый образ. (...) ...Когда в тишине и молчании, не терзаемый в этот момент силой привычки, собирает всю свою мощь человек и устремляет её на уничтожение угнездившегося в его сущности нароста духа, кристаллизовавшейся в форме тёмного мыслеобраза привычки, то огненная сила сосредоточенной мысли может разрушать её в самом корне»10. «Таким образом, против укоренившейся привычки можно собрать такую силу противодействия, что желания потворствовать своей слабости может и вовсе не появиться, когда наступит для неё время уявиться. Но в мысль внушения надо вложить всю свою силу»11.

Ещё одно важное условие правильного самонастроя, или волевого приказа: исходить он должен не от ума, а от сердца. В Учении сердце — высокосинтетический, духовный орган, способный улавливать и хранить импульсы духа, это вместилище утончённых разума и чувств. Сердце никогда не имеет такого периода, как ночной отдых у мозга. «Прежде нужно поверить в мощь сердца... — отмечается в «Гранях Агни Йоги». — Внушение себе и приказ себе надо давать через сердце, особенно засыпая, когда мозг прекращает свою сознательную деятельность. Мозг спит, но сердце не спит никогда, ибо на страже. Не лучше ли ему, бодрствующему, поручать выполнение подобных заданий?»12

Выработанную для себя формулу цели следует ритмически утверждать в своём сознании, наращивая её внутреннее напряжение, обогащая чувствами и образами. Ритмом мы формируем новые структуры в нашей тонкой природе, упорядочиваем наш ментально-психический поток, усиливая его однородность с поставленной целью, защищая его от внешних чуждых воздействий. «...Отшельники йоги облекали сознание своё в постоянную молитву, устанавливая её ритм. В ритме особая сила, — подчёркивается в «Гранях Агни Йоги», — ибо тогда в противовес волнам пространственным и волнам внешнего мира создаётся своя волна, идущая им наперерез и разбивающая их повторною силой своею. И тогда скала духа уявляет мощь непоколебимой устойчивости»13.

«Аккумулированную силу мысли называют волей. (...) Воля, поддержанная ритмом, начинает расти. Можно любую слабость в себе преодолеть силой ритмической мысли. Спасение в ритме, ибо воля, поддержанная мощью ритмической мысли, может преодолеть любое препятствие, стоящее преградою на пути восхождения духа»14.

Ритм помогает вспоминать об избранной формуле-цели сначала в определённые часы дня, а затем — ввести эту формулу в постоянное памятование. Поскольку формула звучит в сердце, а не в мозге, то её ритмическое биение может осуществляться параллельно с работой ума, занятого текущими дневными задачами. «Пусть мозг даже будет занят своей обычной работой, — записывает Борис Николаевич, — но это нисколько не помешает сердцу выполнять очередное задание, не мешая работе мозга»15. Также и в Живой Этике отмечается, что сердечная молитва «не требует особого времени и производится за любым трудом. Можно легко привыкнуть к особому ощущению в сердце, не опасаясь последствий»16.

Что представляет собой сердечная формула? Конечно, она должна быть краткой, но ёмкой и глубокой. Это может быть краткое изречение из высокодуховных книг, близких сознанию, это может быть Имя Духовного Учителя и Его Образ, могут быть традиционные слова или молитвы, как, например, Иисусова молитва или воззвания «Аум», «Агни», «Радж», «Свет», а также и индивидуальные формулы, которые человек сам создаёт для себя, и просто названия утверждаемых в себе духовных качеств.

Подобные формулы щедро рассыпаны драгоценным жемчугом на страницах Учения Живой Этики, писем и трудов Е.И. и Н.К. Рерихов, «Граней Агни Йоги».

Радость, Мужество, Терпение, Чистота,

Сдержанность, Спокойствие...

«Страдающий от империла должен повторять — как всё прекрасно!»17

«...Когда захотите закалять дух, можно повторять древний мантрам — Радж, Радж, Радж!»18

«...Повторяйте как мантрам: "Радость придёт"»19.

«Повторяйте и Вы мой любимый Мантрам:
"Да будет Воля Твоя"»20.

«Что же может сильнее соединить, как

не мантрам — "Люблю Тебя, Господи!" На такой зов легко получить луч познания. Заметьте это»21.

«Мыслитель говорил: "Учитель, укажи путь

красоты духа"»22.

«Мыслитель говорил: "Учитель, открой мне путь, самый простой и прямой"»23.

«Мыслитель говорил: "Учитель, научи меня

благожелательству"»24.

«Мыслитель сказал: "Учитель, научи меня благодарности к близким и далёким, к видимым

и невидимым"»25.

«Мыслитель говорил: "Учитель, освяти
Моё познавание"»26.

«Мыслитель говорил: "Учитель, укажи
в снисхождении восходить"»27.

«Мыслитель говорил: "Учитель, вдохнови меня

на лучшее творчество!"»28

«Овладение собой пошли, Владыка»29.

Повторение таких формул, помогающих установить настрой сознания, по сути является концентрацией и мобилизацией наших внутренних сил, нашей психической энергии. Каждая из выбранных формул или названия качеств активизируют определённые энергии, силы сознания. Вместе с тем любая из них неизбежно влияет целостно на весь микрокосмос. На этом аспекте остановимся подробнее.

Формулы, взятые из духовных книг, служат эталоном чистоты для нашего мышления. Представим, что человек видит перед собой предмет белого цвета, но вот к нему подносят эталон белого цвета, и здесь, при сравнении, становится ясно, что предмет далеко не белый, а имеет серый оттенок. Так же и с нашими мыслями — мы можем полагать, что в целом мыслим позитивно и доброжелательно, но когда сознание вмещает более высокий, чистый эталон, то многие из старых наших чувствований приходится пересматривать и переоценивать в новом свете.

Ритмично повторяемый в течение дня самонастрой помогает не просто достичь нужного напряжения, но, что важнее, удержать его длительный срок, с тем чтобы сделать именно это состояние привычным и естественным. Удержание более высокого качества мышления способствует лучшему различению, распознаванию часто неожиданного появления некрасивых, недостойных образов и мыслей, ухода фокуса активного сознания к второстепенным, часто ненужным размышлениям. Человек более чутко отслеживает появляющиеся у него мысли и чувства, способен к более тонкой оценке их по шкале добра и зла, бескорыстия и личной выгоды, красоты и безобразия, самоотверженности и эгоизма, заботливости и равнодушия, мужества и трусости и т.д. И следовательно, человек становится способен к более быстрому реагированию, к волевой остановке мышления в нежелательном, негативном русле и, наоборот, развитию позитивных, светлых мыслей вплоть до их реализации в жизни. Так, самонастрой одновременно является действенной защитой от зла и притяжением к более возвышенным сферам идей.

Такая сознательная работа ведёт к утверждению свободной воли самого человека, твёрдому отстаиванию его решений в потоке мчащихся дел, событий, лиц... Замечательные образы, данные в Учении, заставляют нас задуматься над нашей ролью в жизни — кто ты: капитан корабля, машинист или безвольный пассажир?..

Благой самоприказ пробуждает новые силы в человеке, строит мосты между ним и лучшими, высшими сферами бытия, откуда по зову и созвучию спешит к людям помощь и поддержка, откуда нисходят высокие, целительные энергии.

Таким образом, самонастрой предстаёт продуктивным методом самосовершенствования, необходимым для преодоления недостатков и утверждения духовных качеств. При всей его внешней простоте успешность применения его напрямую зависит от систематического выполнения ряда важных условий, подробно описанных в «Гранях Агни Йоги».

 

1 Грани Агни Йоги. 1959. 330.

2 Там же. I. 5 нояб. 1960 г. См. также: Надземное, 867: «Победа приказом сокращает путь».

3 Грани Агни Йоги. I. 5 нояб. 1960 г.

4 Грани Агни Йоги. II. 5.

5 Там же. 1953. 257: «Страшно, непреодолимо, мощно действие мысли незримой, тихой, неслышной и неотвратимой, как судьба. Приказ мысли выполняется всегда, если отдающий его знает закон и не вносит неуверенным в законе мышлением своим, меша­ющим неуклонному выполнению его, элементы сомнений, колебаний и неустойчивости, которые также неминуемо воплощаются в материи, нарушая монолит непреложности».

6 Там же. 1954. 174. Выделения автора — Н.Б.

7 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – VII – 16.

8 Грани Агни Йоги. II. 5.

9 Там же. II. 171.

10 Там же. I. 3 нояб. 1960 г. См. также: 5 нояб. 1960.

11 Там же. I. 3 нояб. 1960 г.

12 Там же. 1953. 462.

13 Там же. 1959. 218.

14 Там же. III. 402.

15 Там же. 1953. 462.

16 Иерархия. 132.

17 Агни Йога. 15.

18 Мир Огненный. II. 198.

19 Рерих Е.И. Письма. Т. VI. М., 2006. С. 128 (17.05.1938).

20 Там же. Т. IX. М., 2009.
С. 45 (21.05.1951).

21 Мир Огненный. II. 296.

22 Надземное. 718.

23 Там же. 721.

24 Там же. 828.

25 Там же. 826.

26 Там же. 841.

27 Там же. 847.

28 Там же. 848.

29 Грани Агни Йоги. 1955. 371.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: