Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения. Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934 |
Мир духовный, невидимое, не где-то далеко от нас, но окружает нас: и мы — как на дне океана, мы тонем в океане благодатного света.
П.А. Флоренский
Исключительная роль в истории России, а значит, и в мировой истории принадлежит Преподобному Сергию Радонежскому. Прошли века, но только возрастает и углубляется понимание того, что сделано этим великим Светочем. В публикации на официальном сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — одной из самых почитаемых русских святынь — сказано: «Подвиг Игумена земли Русской выходит далеко за пределы исторического времени. (...) Тихий молитвенный подвиг по преображению внутреннего человека привёл к преображению не только самого Преподобного, но изменил и всё общество, сформировав в нём ряд духовно-нравственных качеств, которые стали частью русского характера»1.
Обратим внимание на такие слова Учителя из Записей Б.Н. Абрамова: «Многое можно ещё сказать об этом Великом Духе, но время ещё не пришло. Вспомним всех, кто жизнью своей утверждал строительство Земли Русской. Так твёрдо скажите всем, кто любит свою великую Родину-мать»2.
«Основоположник Святой Руси», «самый мощный Покровитель, именно её Строитель и Воспитатель духа народа», «Светоносный Вождь и Хранитель», как называла его Е.И. Рерих, изображён на ряде картин Н.К. Рериха.
Основная картина — «Святой Сергий» (1932).
На этом полотне над Преподобным художник изобразил Всевидящее Око — символ, запечатлённый на иконах и в произведениях искусства разных эпох. Мы обнаруживаем его во многих религиях и верованиях, в древнейших манускриптах.
Значение символа и его толкование интересуют не только религиоведов, историков или искусствоведов — аудитория много шире. До настоящего времени символ вызывает вопросы, его называют «загадочным», «неоднозначным», не утихают дискуссии и споры о его происхождении, имеют место и нередки кощунственные домыслы.
Мыслитель, религиозный философ, богослов и учёный Павел Александрович Флоренский в своей работе «Иконостас» писал: «По первым словам летописи бытия, Бог "сотворил небо и землю" (Быт. 1:1), и это деление всего сотворённого надвое всегда признавалось основным. ...Эти два мира — мир видимый и мир невидимый — соприкасаются. Однако их взаимное различие так велико, что не может не встать вопрос о границе их соприкосновения. Она их разделяет, но она же их и соединяет. Как же понимать её? ...И в нас самих жизнь в видимом чередуется с жизнью в невидимом, и тем самым бывают времена — пусть короткие, пусть чрезвычайно стянутые, иногда даже до атома времени, — когда оба мира соприкасаются, и нами созерцается самоё это прикосновение»3.
Издревле люди ощущали Помощь Сил Высших, их воздействие на события и жизнь в целом и стремились запечатлеть это в зримых образах-символах.
Точное время появления символа «Всевидящее Око» неизвестно — исследователи употребляют выражения «есть мнение», «предположительно». Сходятся на том, что самым древним изображениям символа, как минимум, около 5 – 6 тысяч лет. Детали его изображения в разных странах могли отличаться друг от друга, но общий смысл толкования был схожим: этот знак, вызывая трепет и почитание, всегда был связан с самыми высокими понятиями.
Древний Египет
Одним из символов, который буквально пронизывает всю мифологию и историю Египта и имеет отношение ко многим богам и фараонам, является древнеегипетская богиня-кобра Уаджет — покровительница власти фараонов — в двух своих главных ипостасях: Око Ра и Глаз Гора. Око Ра — самый древний вариант символа — был обнаружен на свитках Древнего Египта. Ра — бог солнца, верховное божество в религии древних египтян.
Но самым популярным символом, преодолевшим тысячелетия, является Глаз Гора — грозного и великого бога неба и солнца. Он изображался в виде глаза с бровью и спиралью под ним, что трактуется некоторыми египтологами как символ энергии и вечного движения.
Считалось, что у бога Гора — необычные глаза: левый был Луной, а правый — Солнцем. Поэтому он знал всё, что происходило вокруг и днём и ночью. Ничто не могло укрыться от этого бога, и Глаз Гора считался всевидящим оком.
Европейская культура
В начале XV века, в эпоху Возрождения, изображение Всевидящего Ока приобретает популярность в европейской культуре. В это время создаются многочисленные картины-аллегории, которые повествовали о понятиях, не имеющих изобразительной формы. Следовательно, требовались символы, которые раскрывали бы смысл аллегории в каждой композиции.
В начале XVI века фламандец Ян Провост пишет картину «Аллегория христианства», на которой мы видим каноническое изображение Всевидящего Ока. Значение аллегории в контексте картины до сих пор остаётся темой для многочисленных споров.
В 1525 году итальянский живописец Якопо Понтормо создаёт полотно «Ужин в Эммаусе4», где уже появляется окружённый сиянием треугольник, символизирующий Троицу, а глаз внутри — всеведение, вездесущность Бога.
Христианская иконография
Нет единого мнения и о том, когда символ Всевидящего Ока впервые появился в христианской иконографии. Этот символ ещё называют «Недреманным оком Господним». Он представляет собой изображение глаза, заключённого в треугольник, от которого в разные стороны исходят лучи.
В православных храмах XVIII века символ изображался на портале, под куполом и над алтарём, как напоминание каждому смертному о том, что все его мысли и деяния, тайные и явные, ведомы Богу.
Священнослужители в своих ответах на вопросы об этом изображении приводят строки из 32-го псалма Давида: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасёт от смерти и во время голода пропитает их».
Из публикаций на сайте «Образование и православие», созданного по благословению Митрополита Новосибирского и Бердского Тихона: «Существуют разные недоумения по поводу каноничности этого образа, во многом благодаря и масонам, и язычникам, и всякого рода мистикам. Однако глаз в треугольнике — совершенно христианский образ. Глаз (в треугольнике или овале) встречался в древневизантийской иконографии (есть образцы VI в.) и являлся символом всеведения Божия. Оттуда он перешёл на некоторые иконы в российские храмы в XVIII столетии. И тоже именовался как "Всевидящее Око". Всевидящее Око — одна из самых сложных символических иконографических композиций: Господь уподобляется солнцу, как источник света, а способ Божественного ведения — глазу. Появляется в русской иконографии изначально как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона»5.
Православные иконы с изображением Всевидящего Ока можно увидеть и в больших соборах, и в маленьких храмах, в музеях и в частных коллекциях по всему миру. Фотографию иконы Архистратига Михаила, на щите которого изображено Всевидящее Око, хранила Наталия Дмитриевна Спирина.
Изображение Всевидящего Ока также можно встретить в оформлении гражданских строений, на пьедесталах памятников, наградных медалях.
Что касается треугольника, то это тоже древний символ. Многие изображения Бога Саваофа (Ветхозаветного Бога-Отца) представляют его как седовласого старца с треугольным нимбом, призванным напоминать о Троице.
В XVII веке на Руси запрет на любые изображения Саваофа наложил Большой Московский собор. Священники мотивировали решение Собора тем, что Бога никто никогда не видел, а потому, как он выглядит,
никто знать не может. Ведь только Богоматерь и Христос «были во плоти».
Но, несмотря на запрет, изображения Бога Саваофа продолжали наноситься на стены храмов.
В конце XVIII века Екатерина II предприняла попытку запретить употребление символа Всевидящего Ока и заменить его на треугольник с вписанным в него словом «Бог» на старославянском языке. Этот символ в иудейской и каббалистической традициях называется Тетраграмматон — четырёхбуквенное непроизносимое имя Бога.
Нет, наверное, такого православного сайта, где бы не обсуждалась икона «Всевидящее Око», в центре которой изображён Иисус Христос, по углам — четыре луча и четыре Евангелиста, а в сегментах следующего круга помещены фрагменты лица. Над Христом изображена Богоматерь с воздетыми руками (Оранта). Над нею Господь Саваоф — Творец Вселенной. Эта широко известная и распространённая икона считается неканонической.
По поводу неканоничности, но устойчивости этого символа в иконографии скажем следующее. Наталья Владимировна Тютюгина — искусствовед из Уфы, старший научный сотрудник Государственного художественного музея имени М.В. Нестерова — в своём исследовании, посвящённом церковно-монументальной живописи Н.К. Рериха, пишет: «...в XIX столетии в иконографии Святой Троицы появляются новые изменения. Именно в это время создаётся икона "Всевидящее Око Божие". Особенностью её является Женский лик, который включён в единое целое вместе с двумя другими ликами — Отца и Сына, причём композиция новой иконы представляет собой солнце, объединяющее в себе лики Отца, Матери и Сына. Говорить о канонизации подобного изображения пока не приходится, но икона Андрея Рублёва также была канонизирована лишь в 1551 году, спустя сто тридцать лет со времени написания»6.
Н.В. Тютюгина обращает наше внимание на слова русского философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова, сказавшего: «Жизнь Церкви никогда не исчерпывается прошлым, она имеет настоящее и будущее и всегда равно движима Духом Святым. И если духовные видения и откровения, засвидетельствованные в иконе, возможны были раньше, то они возможны и теперь, и впредь. И это есть лишь вопрос факта, проявится ли творческое вдохновение и дерзновение на новую икону. Разве не было таким же дерзновением деяние преп[одобного] Андрея Рублёва, который начертал на иконе своё видение Св[ятой] Троицы, коснувшись тем самым самого сокровенного и священного предмета христианской веры? Разве не была подобным же вдохновенным дерзанием икона Св[ятой] Софии Новгородской или разные космические иконы Богоматери? Заранее старообрядчески запретить новые иконы означало бы просто умертвить иконопись (и косвенно поощрить либо идолопоклонческое, либо ремесленное отношение к иконе)»7.
О масонах
Кто бы ни отвечал на вопросы относительно иконы «Всевидящее Око» — рядовой священник или священнослужитель высокого сана — вначале обязательно упоминаются масоны. В любых публикациях отечественного священства слово «масон» носит отрицательный характер. В светских СМИ этот термин стараются не упоминать. Другими словами, термин «масоны» звучит предостережением, а от чего?
В статье Н.К. Рериха «Средневековье» читаем: «Сообщают, что общеизвестное изображение "Всевидящее Око", так знакомое с древнейших времён в храмах византийских и православных, ныне признано масонским изображением. При этом такая ересь твердится людьми, которые, казалось бы, должны знать историю церкви и древнейших церковных символов. Неужели же история настолько мало изучается, что всякое преднамеренно злоумышленное лганьё простодушно воспринимается. Ведь это было бы более чем прискорбно»8.
Да, этот символ использовали в своём гербе масоны. У них он получил название «Лучезарной Дельты» и символизирует Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник. Иногда Всевидящее Око изображается с ореолом, а лучи, исходящие из него, распространяются вниз; присутствует ряд предметов, имеющих отношение к строительству.
У А.И. Клизовского есть небольшого объёма работа, которая называется «Правда о масонстве» (и написана как ответ на книгу Василия Иванова «Православный мир и масонство»), где он говорит: «В сущности, вся книга В. Иванова написана с одной определённой целью: разоблачить и раскритиковать деятельность "теософа, розенкрейцера и масона Н.К. Рериха". (...) ...Все выпады Иванова против Н.К. Рериха и против всех и всего, что не согласуется с его якобы православным мировоззрением, есть результат грубого невежества и злонамеренного искажения фактов, результат зависти ничтожества к признанному авторитету»9.
О масонах Клизовский пишет следующее: «Появление ордена масонов, или свободных каменщиков, относится к средним векам, когда в Западной Европе процветала готика. Строительство огромных храмов, дворцов и иных государственных зданий, которые до сих пор поражают нас непревзойдённой красотой техники и выдержанностью стиля, при всей своей массивности — лёгкостью и ажурностью и общим своим стремлением ввысь, к Небу, требовало особых знаний, которые передавались лишь посвящённым в это строительное искусство. (...) Молоток, наугольник, циркуль и другие инструменты каменщиков стали для них символами» каких-либо положительных качеств, которых нужно было достигнуть. «...Это были глубоко верующие люди, которые на свою строительную деятельность смотрели как на подражание Великому Зодчему, Строителю Миров, откуда Бог получил у них название Великого Архитектора и Великого Строителя. ...Вера в Высшую, руководящую развитием жизни в мироздании, Силу, братство всех людей и народов, общность и единство религий и служение общему благу стали основными принципами учения масонов.
(...) Многие правители и влиятельные люди во всех государствах были масонами. (...) Кто из русских людей не знает, что император Павел и Александр Благословенный были мальтийскими рыцарями, то есть масонами. (...) В числе масонов перечисляются Новиков, Лопухин, Репнин, Куракин, Карамзин, Сперанский, Грибоедов и Пушкин. (...) Неужели эти лучшие и талантливейшие люди были крамольниками?»10
Этой темы касается в своей переписке и Е.И. Рерих: «Больно и стыдно за невежество сородичей. Также занятно слышать, как среди наших "просвещённых" и якобы "культурных" сородичей термин "масон" (древнейший, употреблявшийся первыми апостолами и Отцами Церкви) означает ругательное слово, более того, оно связано с самым отвратительным проявлением чернокнижия и прочими преступлениями. И никто из них даже не поинтересовался исследовать, что же представляло из себя это масонство? Не задумаются даже, почему же главы правительств и государств и посейчас носят титул Великих Мастеров масонских лож своей страны? Право, стыдно за некультурность наших соотечественников. Конечно, сейчас много бутафории в этих организациях и даже вредных лож, но ведь в каждом движении, в каждом учреждении вплоть до Церковных Конгрегаций есть свои паршивые овцы. Где только их нет! Я знала прекрасных масонов. Между прочим, и мой прадед Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов был масоном. Его считали спасителем родины, но сейчас и в него бросают грязью, называя его предателем. Конечно, со всею честностью Николай Константинович может сказать, что он никогда ни в масонских ложах, ни в других подобных организациях членом не состоял и не состоит. Много чего ему приписывается, и многие стараются хотя бы как-нибудь прикрепить его имя к своей организации. Мы знаем, как статьи и письма Н.К. подделывались и искажались до неузнаваемости»11.
Работа Клизовского вышла в Риге в 1934 году. Свыше 80 лет прошло с тех пор, но и в настоящее время
в обоих музеях Рериха, созданных СибРО, редкий день обходится без того, чтобы не слышать от посетителей предположений и о масонстве Рериха, и о его авторстве рисунка на долларовой купюре США.
Изображение символа Всевидящего Ока, который мы видим над пирамидой на американской долларовой купюре, никакого отношения к Рериху, конечно же, не имеет. Оно непосредственно связано с Большой печатью Соединённых Штатов Америки.
Печать эта имеет две неодинаковые стороны. На одной — изображение белоголового орлана — национального символа Штатов, держащего в лапах стрелы и оливковую ветвь. На обратной стороне изображена пирамида, вершина которой увенчана символом Всевидящего Ока в треугольнике, а вокруг него расположены слова, в переводе означающие «оно благосклонно к начинаниям нашим». Римские цифры в основании пирамиды — 1776 — год, когда была провозглашена независимость Америки от Англии, это начало американской государственности, когда 13 штатов стали самостоятельным государством. Такой вариант печати был утверждён Конгрессом 20 июня 1782 года — отметим, за 92 года до рождения Н.К. Рериха. Таким образом, современный рисунок долларовой купюры, который был утверждён Ф. Рузвельтом в 1935 году, повторяет одну из сторон Большой печати США.
Учение Живой Этики
Рассмотрим, как освещается этот символ с позиций Учения Живой Этики.
«Для Всевидящего Ока мы — открытая книга...»12 — пишет Елена Ивановна Рерих. «Заботясь о нас, Великому Учителю часто приходится хранить молчание, но Его всевидящее Око следит за нами, и многие препятствия и опасности устраняются с нашего пути»13.
Немало говорится об этом символе и в Записях Б.Н. Абрамова. «Невидение — не оправдание, если знаете о Глазе Орлином. Всевидящее Око есть символ рекордов Акаши»14. Рекорды Акаши, скрижали Акаши, свитки Акаши, хроники Акаши — такими терминами обозначается в Учении «тончайшая сверхчувственная духовная субстанция, наполняющая всё пространство»15.
«Множество глаз следит за поступками и действиями воплощённых. Одиночества и изолированности нет»16.
«Утверждаем действительность перед лицом кажущейся очевидности и в соответствии с законами обоих миров»17.
Говоря о Великих Учителях, приходящих на Землю для помощи человечеству, Елена Ивановна писала: «Спасители эти подвизались на всех поприщах жизни, на всех путях знания истинного. Труды их сжигались, и сами они подвергались жестоким гонениям. Но все эти знания хранятся в пространстве на нерушимых скрижалях Акаши. Будет время, когда эти рекорды будут читаться просветлёнными сознаниями»18.
«Пространство видит и хранит, пространство слышит и запомнит»19, — сказано в «Капле» Н.Д. Спириной.
Нас окружает Пространство, в котором не просто рекордируются все наши деяния, но Пространство Живое, одухотворённое Великим Присутствием — его можно назвать Божественным Началом, Богом, Абсолютом или Сознанием и Разумом Старших Братьев человечества.
Великий символ, о котором мы говорили, есть вечное напоминание о том, что человек не одинок, что над ним всегда простёрта Рука Помощи. Это также напоминание об ответственности за все наши дела и мысли, ибо мы всегда «ходим перед Господом» и Его Око — над нами.
И в наших каждодневных трудах, и в решающей борьбе за переустройство мира, в которой мы участвуем по призыву наших Старших, мы неизменно повторяем: «Отче Сергие, Дивный, с Тобою идём, с Тобою ПОБЕДИМ!»
1 Норкин В. Преподобный Сергий Радонежский в оценках русских историков XIX – начала XX в. Уральский федеральный университет. Журнал «Встреча». http://stsl.ru/news/all/prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy-v-otsenkakh-russkikh-istorikov-xix-nachala-x...
2 Грани Агни Йоги. VIII. 203.
3 https://books.google.ru/books?id=mtpRDwAAQBAJ&pg=PT69&dq=
4 Эммаус — селение близ Иерусалима.
6 Тютюгина Н.В. Образ Храма Небесного в церковно-монументальной живописи Н.К. Рериха. Новосибирск, 2016. С. 27.
7 Булгаков С. Икона, её содержание и границы. Цит. по: Тютюгина Н.В. Образ Храма Небесного... С. 27.
8 Рерих Н.К. Средневековье // Листы дневника. Т. 1. М., 1995. С. 512.
9 Клизовский А.И. Правда о масонстве. Рига, 1990. С. 25, 32.
10 Там же. С. 3 – 4, 23.
11 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М., 2001. С. 12 (2.01.1935).
12 Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2000. С. 291 (12.08.1934).
13 Там же. Т. 8. М., 2008. С. 64 (8.08.1948).
14 Грани Агни Йоги. 1957. 511.
15 Рерих Е.И. Письма. Т. 3. С. 243 (8.05.1935).
16 Грани Агни Йоги. II. 221.
17 Там же. 196.
18 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 29 (11.03.1951).
19 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 143.