Мысли на каждый день

Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений.

Мир Огненный, ч.1, 308

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Картины из «Центра искусств. Москва» в Музее Н.К. Рериха

Автор: Цыганкова Юлия  



Теги статьи:  выставки, картины Рериха

В октябре этого года Музей Н.К. Рериха отмечал своё десятилетие, и к этому событию «Центр искусств. Москва» предоставил для временной экспозиции несколько художественных работ Рерихов, которые дополнили уже развёрнутую в музее выставку подлинников.

На центральной стене Каминного зала в ряду гималайских этюдов Н.К. Рериха разместилась картина «Розовое небо», написанная в 1942 году. Перед нашим взором предстаёт торжественное безмолвие природы. Мы видим сияющие голубые вершины на фоне розовеющего неба. Холод вечных снегов и свет закатного солнца переданы так, что мы чувствуем, будто находимся среди этого великолепия Гималаев.

У Н.К. Рериха читаем: «...зачем же вспоминаются Гималаи, зачем же нужно о них мыслить, вспоминать и к ним устремляться?! Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь всё по-своему стремится к прекрасному. О прекрасном по-своему мыслит каждый... (...) Гималаи, разрешите ещё раз послать Вам сердечное восхищение»1.

В экспозиции находится эскиз Н.К. Рериха к картине «Земля Славянская». Известны четыре варианта картины с таким названием, все они написаны в период с 1931 по 1944 год. На эскизе — характерная для этого сюжета арка колокольни и смотрящий с высоты монах, но, в отличие от законченных картин, вокруг головы монаха изображён нимб. Вдали виднеется зелёный холм с часовней. На эскизе художник не изобразил остров с городом, но если мы проследим, куда направлен взгляд святого старца, то поймём, что он смотрит не на часовню, а куда-то вдаль и видит то, что нам пока не открыто.

О картине «Земля Славянская» Наталия Дмитриевна Спирина писала: «Мы смотрим вниз с Колокольни на открывающийся перед нашим духовным взором остров Нового Мира с обтекающей его рекой Жизни, несущей вечное омовение подножию гор, и венчающим его Храмом Духа чистого. Земле Славянской, центру огромного материка, суждён великий расцвет достижений ума и духа. Сознательно или бессозна­тельно, но все люди ждут желанного часа, когда сбудется расцвет новой расы — расы духовности и знания законов Вселенной. Люди научатся побеждать стихии и возносить свой дух в сферы Надземные. Выше гор стоит Колокольня, с которой прозревший взирает на очертания вершин приближения Новой Эры. Сверху виднее»2.

В этом небольшом эскизе символически отображено великое будущее нашей страны, поручителем которого выступил Преподобный Сергий Радонежский. В образе святого монаха угадываются черты Великого Предстателя Земли Русской — Его взору прекрасное будущее Земли Славянской уже открыто, Он прозревает его. Для нас же указывается путь, который приведёт к этому будущему, и это — путь духа.

Следующая работа, «Углич», написана в 1904 году и относится к серии архитектурных этюдов Н.К. Рериха. На ней изображено крыльцо церкви Иоанна Предтечи в Угличском Воскресенском монастыре.

Немного истории. Эта церковь по праву считается одной из жемчужин Углича. В конце XVI века в западной части посада находилась деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В Смутное время, когда пострадали многие храмы, и она была разграблена и сожжена. Восстановил церковь, уже в камне, богатейший угличский купец Никифор Чеполосов в память о своём убитом шестилетнем сыне. Неизвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга. В гармоничной композиции всех элементов храма неожиданным выглядит монументальное крыльцо, восхитившее Н.К. Рериха и запечатлённое им на картине.

В советское время эта церковь, как и многие храмы, могла исчезнуть. Согласно первому варианту проекта Угличской ГЭС, здание церкви предполагалось разобрать, но, так как она представляла большую художественную ценность, проект переработали и построили электростанцию выше по течению Волги. Таким образом Предтеченская церковь была сохранена и стоит по сей день.

В 1903 – 1904 годах Рерих много ездил по древнерусским городам. Он «поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. (...) Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. (...) Каждый город открывал перед Рерихом свои сокровища, каждый памятник по своей исторической значимости был достоин воспроизведения»3.

Было написано около 90 этюдов так называемой архитектурной серии.

Однако уже через два года Н.К. Рерих лишился большинства этих картин. Вот как об этом пишет он сам: «Коммерсант Грюнвальд задумал устроить на выставке в Сен-Луи — первый раз в Америке — большой отдел русского искусства. Было собрано восемьсот русских картин, среди которых были вещи очень известных художников. Моих там было 75 вещей, из них "Сходятся старцы" и этюды русской старины. Грюнвальд не сумел или не успел заплатить пошлину за какие-то проданные картины. Весь Русский отдел был арестован и назначен к принудительной продаже с торгов. Узнав о таком разгроме, русские художники заволновались. Писали в разные учреждения, обращались к русскому послу в Вашингтоне, а затем, не получив удовлетворительных ответов, обратились "на Высочайшее Имя". (...) На первом обращении была сделана высочайшая резолюция — "Следует помочь художникам". Но Министерство выразило недоумение о том, каким образом следует помочь художникам? Потребовалось вновь обратиться "на Высочайшее Имя", а в то время, очевидно, кто-то что-то подшепнул и произошла непонятная резолюция — "отказать". Пока шла вся эта переписка, прилетела весть о том, что американская таможня, ничем не смущаясь, продала с аукциона весь Русский художественный отдел выставки. Мы никогда так и не узнали прискорбные обстоятельства этого аукциона»4.

Впоследствии Кэтрин Кемпбелл-Стиббе, президент Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке, собирала эти картины где только возможно, и ей удалось выкупить 42 архитектурных этюда Рериха. Она передала их на родину художника, и сейчас этот дар хранится в Музее Востока в Москве.

Закончим рассказ о картине «Углич» словами Н.К. Рериха: «Сколько глав! Сколько золочёных, и синих, и зелёных, и со звёздами, и с прорисью! Сколько крестов! Сколько башен и стен воздвиглось вокруг сокровища русского! Для всего мира это сокровище благовестит и вызывает почитание»5.

Следующая работа называется «Возвращение с охоты». Занимаясь профессионально археологией, Николай Константинович считал эту науку очень важной для художника. Он писал: «Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь»6. Сам Н.К. Рерих именно так и делал.

Глядя на его картину, мы попадаем в незамысловатый мир древнего человека, но от картины не веет чем-то совершенно далёким и оторванным от нашей жизни, мы не чувствуем себя чужими рядом с этими охотниками, возвраща­ющимися домой с добычей. Они жили когда-то на земле, мы живём сейчас, и в этом круговороте жизни есть что-то общее для всех людей, живших и живущих, а также тех, кто будет жить в будущем.

Приведём слова биографа Рериха Павла Фёдоровича Беликова: «Картины Рериха, построенные на глубоком знании исторического материала, насыщены философским содержанием. Показывая далёкие времена, Рерих как бы задаёт вопрос — не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той "стариной", которая никогда не стареет? По мнению Николая Константиновича, к ней относятся чувство человеческого достоинства, доброжелательство в людских отношениях, самобытность жизненного уклада и извечное стремление к красоте, к совершенству»7.

Последняя из поступивших работ Н.К. Рериха — это графический пейзаж, предположительно карельского периода. Мы видим характерные для работ этой серии скалы с изломами линий на склонах, на первом плане — пещера. Похожая пещера изображена и на картине «Чудь под землю ушла» (1913).

«Сказка Севера глубока и пленительна. (...) Серые камни в кругах чудесами полны»8, — писал Н.К. Рерих. Природа Карелии и сурова, и в то же время необыкновенно красива. У Рериха есть несколько картин под названием «Камни и скалы». Карельские пейзажи — это скалы, камни, ущелья, пещеры; все они могли привлечь глаз живописца и послужить натурой для создания картин и подобных графических зарисовок.

Загадочная Карелия оказалась на жизненном пути Рерихов в самый трудный, переходный период истории России (1917 – 1918 годы). Поправляя здоровье среди суровой северной природы, Н.К. Рерих окреп физически и духовно и окончательно определил свой будущий путь на Восток, к Священным Гималаям.

Завершая знакомство с картинами Н.К. Рериха, приведём слова из поэмы «Вестник» Н.Д. Спириной, посвящённой великому Мастеру:

...А он шёл, приветствуя каждый камень,
И каждый цветок и былинку при дороге,
И радуясь каждому ростку
Проснувшегося духа человека,
Никого не осуждая
И никогда не говоря «нет»,
Но всегда приветствуя всё достойное
Широким творящим «да».
Он помогал людям подниматься
По самой крутой из всех лестниц мира,
По лестнице Духа, той самой,
По которой когда-то восходили Те,
Кого потом стали звать богами,
И по которой прошёл он сам —
И потому знал точно и непреложно,
К а к  надо идти, чтобы достигнуть
Предназначенной каждому вершины...9

Вместе с картинами Николая Константиновича и Святослава Николаевича на выставку прибыл рисунок Елены Ивановны Рерих. Он размещён рядом с витриной, где находятся личные вещи Елены Ивановны, в частности сшитое ею летнее пальто.

Принимая Высокие слова Откровения, которые стали основой Учения Живой Этики, Елена Ивановна иногда делала и подобные зарисовки. Об этом стало известно совсем недавно, в конце 90-х годов прошлого столетия. Судя по надписи, на рисунке изображён Азар-хан, живший в XII веке. О нём известно, что он был правителем средневекового города Алмалыка, подвластного Чингиз-хану.

Далее расскажем о поступивших на экспозицию картинах С.Н. Рериха.

Святослав Николаевич начинал как портретист; в этой области он много искал, экспериментировал. Для него человек всегда был на первом плане; хорошо известны его высказывания о любви к человеку, его внутреннему миру. Всё это мы чувствуем, глядя на портреты простых индийцев, представленные на выставке.

С.Н. Рерих писал: «Народы Индии очень интересны, духовно богаты, неповторимы. (...) Куда бы вы ни поехали, везде найдёте нечто своё, особое, отличное от других, но всюду высокий уровень культуры. Вот это духовное богатство, которое мы находим в Индии, нас всех, и меня тоже, особенно притягивало к этой стране. В Индии что интересно: куда бы вы ни поехали, особенно в деревне, в местах, отдалённых от городов, вы найдёте особую утончённость. Эта утончённость — какое-то необычное качество, которое, очевидно, передаётся столетиями из поколения в поколение, которое живёт в них всегда. (...) И это то, что, может быть, будет служить залогом развития новых рас. Мы все, современники, стоим на рубеже новых образований, новых решений будущего. И когда смотришь на этот богатейший народный портрет Индии, то начинаешь чувствовать, что именно они могут очень много дать другим. Они могут, может быть, как-то возвысить других людей, дать какое-то новое переживание, новое чувство, новое восприятие. И это то, что я чувствую, где бы я ни был в Индии»10.

Благодаря картинам Святослава Рериха мы чувствуем эту особую культуру, особую утончённость, мы ощущаем, что человечество едино, что поверх рас и различий есть то, что объединяет всех нас.

В экспозиции представлены два горных пейзажа, написанных в совершенно различной технике. Небольшой этюд выполнен на тонированном картоне: отдельные мазки, ощущение размашистой руки художника — всё это оставляет впечатление, что он создал его за несколько минут. Второй пейзаж — законченная картина, написанная в 1950 году (см. с. 32 данного журнала). На ней изображена гора Канченджанга.

Эту прекрасную вершину не спутаешь ни с какой другой. И Николай Константинович, и Святослав Николаевич очень часто изображали её на своих картинах, писали о ней в своих статьях. Можно утверждать, что Канченджанга занимала особое место в жизни и творчестве всей семьи Рерихов.

Канченджанга находится на границе между Непалом и Индией, её высшая точка — 8586 м. 

Елена Ивановна в 1952 году, живя уже в Калимпонге, писала: «...перед моим окном грандиозная панорама вершин Канченджунги с её пятью вершинами-сёстрами и длинной Тибетской грядой. Сейчас самый лучший месяц для гор, и потому Вершины горят бесконечной гаммой тонов. Сколько радости в созерцании этой красоты!»11

На первом плане картины С.Н. Рериха изображены желтеющие травы и деревья. Не бывая в Индии, трудно сказать, какое это время года, но можно предположить, что это осень. Глубина сине-фиолетового цвета, который художник использовал для изображения близлежащих гор, подчёркивает искрящуюся белоснежность вершины Канченджанги. «Гора пяти сокровищ» — так переводится её название. Она притягивает наш взгляд, уводя от всего земного.

«Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, — пишет Николай Константинович, — потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора. Это народное благоговение перед красотой природы отзывается в возвышенном сердце впечатлительного путешественника, который, будучи увлечён невыразимой здешней красотой, всегда готов поменять свою городскую жизнь на горные вершины»12.

Вершина едина, но много путей,
Ведущих к зовущей её Высоте.
По разным дорогам к ней люди идут,
А там, на Высотах, их Светочи ждут,
Готовые помощи руку подать,
Не дать оступиться иль ринуться вспять.
             И тот, кто Надземных Друзей полюбил,
             Не будет отринут, не будет забыт13.


1 Рерих Н.К. Гималаи (19.01.1935) // Врата в Будущее. Рига, 1991. С. 44 – 46.

2 Спирина Н.Д. Колокола будущего // Полное собрание трудов. Т. 2. Новосибирск, 2008. С. 481 – 482.

3 Князева В.П. Николай Рерих. СПб., 1994. С. 63 – 64.

4 Рерих Н.К. Подробности // Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 265.

5 Рерих Н.К. Чутким сердцам // Листы дневника. Т. 1. М., 1999. С. 228.

6 Николай Рерих в русской периодике. 1891 – 1918. Вып. 1: 1891 – 1901. СПб., 2004. С. 81.

7 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Новосибирск, 2009. С. 120.

8 Рерих Н.К. Подземная Русь // Глаз добрый. М., 1991. С. 147.

9 Спирина Н.Д. Весть Красоты. Новосибирск, 2008. С. 15.

10 Рерих С.Н. «Будите в себе Прекрасное...». Т. 1. М., 2015. С. 239 – 240.

11 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 227 (9.11.1952).

12 Рерих Н.К. Сокровище снегов // Шамбала. Рига, 1994. С. 29.

13 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 286.

 

Музей Н.К. Рериха

выражает
глубокую признательность

«Центру искусств. Москва»

за предоставленную возможность
экспонирования картин

Николая и Святослава Рерихов
и других уникальных экспонатов.

Благодарим за сотрудничество!

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: