Мысли на каждый день

Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями.

Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Накопление и расточение. 15. Саможаление. Лень. Неуравновесие. Пользование психической энергией.

Автор: Спирина Наталия Дмитриевна  

Другие части статьи: ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. Накопление и расточение. 14. Страх. Сомнение.


РАСТОЧЕНИЕ

САМОЖАЛЕНИЕ

Наряду с главными разрушителями психической энергии — империлом, страхом и сомнением — упоминается и саможаление.

«...Недовольство, сомнение, саможаление поедают психическую энергию»1.

Подобное привлекает подобное. Высшие чувства и качества привлекают высшую энергию. Низкие свойства притягивают явления тёмные. Так «может радость магнитным током привлечь из пространства радость. Но мысль мрака порождает наслоения тяжёлых туч. Ручательство за правильность тяготения мысли Мы даём»2.

Человек может радостными, оптимистическими, возвышенными мыслями привлечь лучшие возможности, но «люди предпочитают жаловаться в пространство, вызывая на себя каменный дождь»3.

«Человек, чувствующий себя несчастным, назывался омрачителем неба. Он собирал вокруг себя мрак и заражал дальнее пространство. Он вредил себе, но ещё больше всему сущему. Он оказывался себялюбцем, забывшим об окружающем. Лишив себя счастья, он становился рассадником бедствий. Как самодовольный теряет нить преуспеяния, так и саможалеющий отсекает свою удачу. Непристойно человеку обрекать себя на бедствия. Давно посеянные стоны и вопли обращаются в губительный вихрь. Чесотка зависти превращается в проказу. От злобы немеет язык. Целый рассадник бедствий строит человек, предавшийся иллюзии несчастья. Такие отравители несносны в Братстве»4.

«Конечно, и злоба, и зависть, и все прочие тёмные обычаи разлагают энергию...»5

Самоотверженность противоположна саможалению. Отказавшийся от себя приобщается ко всей Вселенной и черпает силы из вечного Источника Жизни; жалеющий себя эгоист отрезает себя от всего остального мира и от Сил Высших.

«Всякое жаление сжимает сердце. Но жаление о других расширяет после сердце новым светом; тогда как саможаление оставляет сердце как сморщенное манго»6.

«Совершенно недопустимы молитвы вредительские и саможаления. Когда человек кричит — за что? — он не думает ни о прошлом, ни о будущем. Он отрезает себя от Сил Высших, как бы обвиняя Их»7.

«Часто человек жалеет себя и закрывает доступ Силам Высшим»8.

Так человек, жалея себя, причиняет себе огромный вред, разрушая психическую энергию, притягивая мрачными мыслями новые бедствия и преграждая доступ лучшим обстоятельствам.

«Множество уже близких возможностей разлагаются людскими жалобами, порождёнными саможалением»9.

«Можно ли забыть о состоянии сознания, когда прикасаемся к тончайшей энергии?»10

Лень

Лень, бездействие, неподвижность — убийцы психической энергии. Жизнь есть движение; энергия есть движение; с прекращением действия и труда замирает жизнь, тухнет огненная энергия.

Закон жизни — беспредельное совершенствование, оно происходит в труде и действии, потому «у Нас зовут лентяя нарушителем закона жизни»11.

Лень ужасна и может граничить с преступлением. Трудно увидеть последствия лени, но она превращает человека в животное.

«Скажу — она является одной из главных преград на пути»12.

Психическая энергия требует упражнения, она возрастает и утончается от испытаний в действии.

«Упражнение энергии полезно. Каждое испытание её пробуждает новое качество её. (...) Каждая энергия должна быть испытана в действии. Даже мускулы должны быть упражняемы — так люди могут постоянно пробуждать дремлющие в них силы. Нужно понять такое пробуждение как долг человека перед высшими мирами. Причин много, почему могут энергии оставаться в сонном состоянии. Можно перечислить, начиная с кармических следствий. Но весьма обычно людское сознание спит по лености. Такое свойство называется пуховиком зла. Самые лучшие возможности не претворяются в жизни, когда завеса лени отяжелит взор. Не нужно искать оправданий, когда тело и дух падают от лени.

Некогда заповедано, что лень хуже ошибок»13.

«Так нужно твердить об отношении к психической энергии. Конечно, она неотъемлема, но можно её привести в состояние сна, и тогда она будет самокристаллизоваться, но не будет действовать. Ту почву нужно снова будить плугом самоотверженного труда. (...) Истинно, лучше гореть, нежели почивать»14.

«Мы видим, насколько мельчает психическая энергия. Она не призывается к действию и засыпает, теряя свою огненность. Нет того трения, которое вызывает огонь»15.

«Самое разлагающее для психической энергии будет бездействие. Всякая духовная неподвижность будет утомлять, но не возрождать»16.

«Когда природа бездействует? Мы, как часть её, подлежим тому же закону»17.

«Мы Говорим — лучше ошибайтесь в действии, нежели в бездействии. Дерзание в действии уже в самом себе содержит оправдание, нагнетая и тем умножая энергию. Разве огонь дыхания будет зажжён бездействием?»18

Силы Света помогают нам и посылают свою энергию только в действии.

«Мы можем прикладывать Нашу энергию к энергии, выказанной вами. Не нужно удивляться, что однородное вещество удобнее соединяется с подобным. (...) ...Мы посылаем энергию, но для усиления уже напряжённой силы. (...)

...Мы и Наши Братья просим — действуйте, нужно развитие, нужно утончение всеначальной энергии... (...)

Сейчас силы природы напряжены. Убегающий будет опрокинут, но противостоящий найдёт новую силу»19.

Лень и неподвижность могут быть как физические, так и духовные, и результаты будут одинаково пагубны.

«Когда сознание стоит, оно равняется каменному состоянию. В таком состоянии люди походят на исту­канов»20.

«Существо духовно неподвижное не будет Архатом. (...)

Нам говорят о неподвижных Архатах, но эта неподвижность лишь внешняя. Многие впадают в приятное настроение, когда находят причину непо­движности, ими оправданной. Но призыв действия им портит совершенно сознание. Можно ли таких людей допускать к стихии огня, которая по самой природе своей требует настороженности? Огонь — это scherzo21 и fuga22. Andante23 может относиться лишь к обгорелым углям. Конечно, разные волны пламени созвучат разным ритмам, но Агни Йог не будет лежебокой»24.

Потому лень является одной из главных преград на пути к овладению психической энергией.

Неуравновесие

«...Если Агни есть элемент связующий, всепроникающий, то он именно будет началом равновесия»25.

Потому каждое неуравновесие, как телесное, так и психическое, будет разрушителем Агни, будет расточителем психической энергии.

«...Упадок сил происходит от нарушения равновесия»26. Силы «расходуются при неуравновесии»27.

Состояния тела и духа тесно связаны между собой. Внутренняя неуравновешенность, беспокойство, растерянность отражаются и на внешних действиях. Появляется суетливость, нервные движения, чрезмерная жестикуляция.

«Но разве суета может быть прилична для высших проявлений?»28

«...Суета есть лишь мнимое движение. Опять приходим к пути ритма и гармонии. Суета есть диссонанс, и может он лишь раздражать и раздроблять накопления»29.

Каждое ненужное, неоправданное действие и движение ведёт к растрате психической энергии.

«Явление крайнего напряжения духа не должно сказываться в отчаянных действиях, иначе проявление внутренней энергии растворится в чуждом духу действии. Этот закон нужно осознать прочно, чтобы не превратиться в ветряные мельницы. Предлагаю собрать все силы духа, чтобы не распылять их необузданными действиями»30.

«...Беспорядочное волнение может исказить зеркало энергии»31.

«При растерянности, конечно, психическая энергия не может сконцентрироваться и начать действовать»32.

«Путь огня есть путь достижения. Следует проводить этот процесс без спешности, без раздражения, при покое»33.

«Огонь есть великое равновесие»34.

Потому «в неуравновешенности, в хаотичности человечество дожило до приближения восстания Огня»35.

Таким образом, великий жизнедатель может стать разрушителем, когда нарушаются его основные законы.

ПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ

«...Как энергия, она (психическая энергия. — Н.С.) обладает всеми качествами таковой. Как энергия, она есть возбудитель и напрягает все центры. Если в организме имеется заболевание, то оно может быть напряжено той же энергией.

Можно до некоторой степени урегулировать устремление психической энергии. Мысль, возвышенная или сосредоточенная, может увлечь энергию по иному каналу и может вызвать целительное качество энергии. Но каждое кощунство или разрушительная мысль лишь усилит напряжение энергии в направлении поражённого органа. (...) Много раз Мы указывали на целительные свойства доброй мысли, она будет привратником всеначальной энергии. (...)

Безошибочно можно сказать, что течение каждой болезни зависит от состояния психической энергии. ...Свободная воля будет сильным импульсом в пользовании психической энергией. Чем яснее человек представит себе этот процесс, тем больше он поможет себе.

В древности являли Силу Матери, представляющей силу энергии. Даже настойчиво требовали — Мать, помоги! Тем они вызывали напряжение энергии. Безразлично, будет ли обращение бурным или несломимо спокойным, требуется сознательный призыв»36.

«Учение должно одухотворять знание и приближать нравственные понятия к реальным высшим силам»37.

Потому вопрос о накоплении и расточении психической энергии есть область реального значения, необходимого для всей жизни человека. И, конечно, нравственные понятия, являющиеся средством накопления психической энергии, переходят теперь из области отвлечённости в область насущной действительности. Пришло время для осознания, накопления и правильного применения психической энергии. Это очередная задача новой ступени эволюции, на которую предназначено взойти человечеству.

«Можно достичь преображения целой жизни лишь допущением осознания всеначальной энергии»38.

«Мощь знания высших энергий есть ключ к Бытию»39.

«Урусвати знает, насколько постоянно человек бывает ведом всеначальной энергией. От великих подвигов до обычных обиходных проявлений люди находятся под воздействием всеначальной энергии. Она получила столько названий, что потеряла в глазах человечества своё единство. Пора опять вернуть её основное значение, поэтому лучше не брать одно из прошлых наименований и остановиться на самом простом и выразительном, именно всеначальной энергии. Самое главное, чтобы люди приучились ощущать присутствие её, тогда и сотрудничество с нею будет явлено.

Не нужно удивляться, если говорим о сотрудничестве с энергией, которая внутри нас самих. Как же можно сотрудничать с самим собою? Но не забудем, что всеначальная энергия разлита во всём сущем, и наша искра энергии должна сотрудничать с высшими потоками той же мощи. Так мы ближе поймём руководительство, о котором так много говорится. Действительно, существуют как хранители, так и искусители. Каждый воплощённый имеет около себя как друзей, так и врагов. Прежние жизни непременно соберут около человека многие заботы и ненависть. Когда человек призывает помощь, он чует, что около него должно быть нечто реальное. И действительно, не ошибается человек. Но если бы он осознал ещё присутствие всеначальной энергии, то обращение его было бы ещё действительнее.

Мы хотим создавать каждое доброе сотрудничество. Мы были бы глубоко рады видеть, что люди обращаются к вернейшему проводнику своему. Именно всеначальная энергия указывает человеку меру допущения. Он слышит голос совести, но толчок к такому голосу даёт энергия. Каждое побуждение есть следствие энергии. Но мы можем развивать такие следствия признанием их. Такое признание будет как бы вызыванием сил. Среди обрядов древних мистерий можно находить заклинания сил. Не нужно понимать это лишь как защиту от сил тёмных, но именно как призыв сил, таящихся в глубине организма. Так каждый может совершенствовать свои силы признанием их»40.


* Окончание. Начало в №№ 7 – 12, 2013, №№ 2 – 9,12, 2014.

1 Аум. 303.

2 Беспредельность. 7.

3 Сердце. 72.

4 Братство. 392.

5 Надземное. 474.

6 Сердце. 241.

7 Аум. 288.

8 Там же. 274.

9 Сердце. 72.

10 Община. 198.

11 Сердце. 100.

12 Листы Сада Мории. Озарение. 2 – XI – 1.

13 Аум. 351.

14 Агни Йога. 528.

15 Надземное. 32.

16 Братство. 44.

17 Агни Йога. 268.

18 Там же. 429.

19 Надземное. 73.

20 Мир Огненный. III. 256.

21 Scherzo (итал.: шутка) — музыкальное произведение в живом, быстром темпе.

22 Fuga (лат.: бег) — музыкальная форма многоголосного стиля.

23 Andante (итал.: ходить) — умеренный темп исполнения музыкального произведения, в характере обычного шага.

24 Агни Йога. 415.

25 Мир Огненный. I. 538.

26 Братство. 44.

27 Там же.

28 Там же. 499.

29 Аум. 494.

30 Сердце. 35.

31 Братство. 132.

32 Мир Огненный. III. 413.

33 Агни Йога. 392.

34 Мир Огненный. II. 411.

35 Там же. I. 567.

36 Надземное. 275.

37 Аум. 413.

38 Надземное. 2.

39 Иерархия. 369.

40 Надземное. 84.

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом: