Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
Т.Е. Наговицына на открытии выставки "Уймонская мастерица" |
На открытии выставки Тамара Ефимовна сказала: «Хочу поблагодарить за предоставленную возможность выставиться в вашем музее. Когда я впервые посетила его, у меня было чувство, что я попала в райский уголок. Однажды я уже испытала подобное впечатление, когда впервые побывала в Троице-Сергиевой лавре. В вашем музее возникли те же ощущения: умиротворённая красота, гармония, созвучие тишины, красоты и ещё чего-то светлого, красивого.
Роспись — это моя вторая жизнь. Я очень люблю живопись, но выбрала именно декоративно-прикладное искусство. Оно интересно тем, что изделия, создаваемые народом на протяжении многих веков, несли не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Исстари на Руси всё, что создавалось руками, делалось во благо и для блага, то есть несло в себе благопожелание. Мастера старались думать о том, чтобы у человека, для которого они создают вещь, было благополучие, счастье, добро. Почему говорят, что изделие, расписанное руками, душу греет? Потому что оно написано с положительными мыслями, оно заряжено этой энергетикой, которая воздействует и на других.
В настоящей экспозиции представлена в основном урало-сибирская роспись. Её название говорит само за себя: этой росписью занимались на Урале и в Сибири. Она получила распространение, когда на Руси произошёл переход от "чёрной" избы к "белым" горницам и народ стал украшать их. Урало-сибирская роспись является семантической и несёт оберегающую функцию. У нас на Алтае такой росписью занималась мастерица Агашевна, которая жила в селе Верхний Уймон.
Своё первое образование — как мастер хохломской росписи — я получила в Нижнем Новгороде, на реке Керженец, где, как вы знаете, в своё время обосновались старообрядцы, а потом они пошли дальше, в Сибирь, в поисках Беловодья. Я проделала почти тот же путь. Получив образование на реке Керженец, я добралась до Алтая и до Верхнего Уймона и теперь всё своё время посвящаю именно урало-сибирской росписи.
В этой экспозиции есть панно "Уймонская мастерица". На его написание меня вдохновили рассказы Р.П. Кучугановой об Агашевне — как та ходила босиком, с холщовой сумкой на плече, в которой были кисти и краски, как она расписывала сельские дома, чтобы внести в них частичку счастья, радости и в то же время оберечь их. Уймонская мастерица написана на красно-коричневом фоне, который означает землю, обогретую солнцем. На её плече сидит сова, как символ мудрости. У ног цветёт родовое древо жизни, цветы на нём — взрослое поколение, бутончики и ягоды — дети, листья являются символом изобильного урожая. Вверху изображены две птицы — символ счастливой супружеской пары. Композиция обрамлена синей рамкой — это живительная вода, омывающая землю. Родовое древо обычно изображали на входной двери».
Затем Тамара Ефимовна провела для желающих мастер-класс, на котором учила рисовать древо жизни, приносящее в дом счастье, красоту и гармонию, так необходимые в наш стремительный техногенный век.
Н.К. Рерих утверждал: «Нет разделения на прикладное и высокое искусство. Всякое хорошее искусство и высоко и жизненно. Искусство есть двигатель Культуры. Дайте народу его исконное достояние».
Подготовлено редакцией