Принимается слово хор как созвучие голосов, но может быть хор энергий, хор сердец, хор огней. Мир Огненный, ч.2, 205 |
С.Н. Рерих. ДЕВОЧКА ИЗ ПЛЕМЕНИ ГАДДИ. 1942
Прежде погружения в научные формулы
нужно дать твёрдые жизненные основы,
только так можно найти живой путь к живым преуспеяниям.
Надземное, 718
Помочь детям обрести твёрдые жизненные основы — одна из важнейших задач воспитания. Исключительно важно, чтобы личность стремилась быть нравственной не благодаря внешним запретам или принуждениям, а в силу собственного внутреннего влечения.
Как дать детям начальное представление об основных космических законах, в частности о законе кармы, как пробудить в них желание творить добро — об этом шёл разговор на заседании педагогической секции в Музее Н.К. Рериха 29 сентября 2012 года.
Когда-то Наталии Дмитриевне Спириной задали вопрос, можно ли детям давать знания о законах кармы, перевоплощения. Она ответила так: «Я думаю, что не только можно, даже должно. Главное, в каком виде, — скорей всего, в виде сказок, притч или рассказов в доступной форме. Лев Толстой перевёл сказку о карме, её можно читать детям. В них надо заложить основные идеи — бессмертия и закона причинности, то есть кармы, тогда они уже не будут жить бессмысленно, они будут знать, что каждый их поступок — это причина, которая будет иметь последствия, что ничто с рук не сходит. Это они пронесут через всю жизнь».
Участники педагогической секции обменялись опытом работы по ознакомлению детей с космическими законами. Многие отметили, что в этой работе им помогает созданный студией СибРО фильм «Эхо справедливости».
Предлагаем вниманию читателей фрагменты отдельных выступлений, прозвучавших на этом заседании.
А.А. Резванцева, г. Новосибирск: «В Учении Живой Этики сказано, что закон кармы с трудом входит в сознание. "Мысль о карме нам трудно привить" (Иерархия, 24). "Много усилий нужно, чтобы человек вспомнил о прекрасном законе причин и следствий" (Мир Огненный, II, 159). Конечно, непросто заложить в сознание детей понимание этого закона, и перед нами стоит очень важная и трудная задача. Готовясь к встрече с детьми, мы размышляем, как построить беседу, какой материал, какие приёмы можно использовать, чтобы дети поняли красоту и необходимость этого закона и захотели ему следовать».
С.Р. Сапунков, г. Новосибирск: «Прежде всего, надо говорить по сознанию. Кого-то заставит задуматься притча, кому-то достаточно привести высказывание — "посеешь поступок — пожнёшь привычку; посеешь привычку — пожнёшь характер; посеешь характер — пожнёшь судьбу". А кого-то убедит закон физики — "угол падения равен углу отражения". Сельским ребятам понятен пример: если посадить картошку — редиска не взойдёт. Этот закон действует везде, только по-разному проявляется. Многое зависит от того, насколько убедительно говорит педагог. Конечно, закон сложный, и даже если ребёнок с чем-то согласится, в жизни он не всегда может применить когда-то понятое и осознанное. Иногда мы думаем, что если ребёнок что-то запомнил и смог воспроизвести наизусть, то он это усвоил навсегда. На самом деле это далеко не так. Дети нуждаются в постоянном напоминании о правилах этики.
Ребёнка нужно научить достойно встречать удары судьбы. В беседе с детьми я говорю о том, что и природа, и жизнь — наши большие и мудрые учителя. Что бы ни случалось, какие бы ситуации ни складывались, мы должны помнить, что это нужно для нашего роста, совершенствования. Главное — думать не о том, что жизнь тебя наказывает, а о том, что она помогает стать лучше».
Два волка
Как-то раз старый индеец сказал своему внуку: — В каждом человеке борются два волка. Один волк представляет всё зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость. Маленький индеец задумался и спросил: — А какой побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: — Тот, которого ты кормишь. |
А.А. Резванцева: «Детям понятна мысль, что жизнь и растительного и животного мира, и космоса, и человека подчинена определённым законам. Среди них есть законы этические, законы человеческого общения. Расскажу о своих занятиях с учащимися 5 – 6-х классов. Беседуя с детьми, нужно учесть, что в школе дети этого возраста изучают фольклор, и можно привлечь их знания по устному народному творчеству, которое все они очень любят. Дети с удовольствием включаются в беседу.
На вопрос, почему говорится, что в устном творчестве заключена народная мудрость, дети отвечают, что в нём отразился накопленный опыт. Люди наблюдали за своими поступками и за поступками других, что-то примечали и, конечно, размышляли над всем, что происходило. Своё понимание они отражали в сказках, притчах, легендах, в пословицах и поговорках, и, таким образом, в этих произведениях действительно отражена тысячелетняя народная мудрость. Но всегда ли мы эту мудрость понимаем? Наблюдая за жизнью, люди обнаружили, что в ней прослеживаются какие-то закономерности. Они видели, что происходит с теми, кто совершает хорошие либо плохие поступки. Дети вспомнили сказку "Царевна-лягушка", где Иван-царевич в пути бескорыстно помогал зверям и птицам, а потом все они помогли ему в самый решающий момент жизни. Вспомнив слова Пушкина: "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок", — ребята сами сделали вывод, что всё то, что человек сделал другим, к нему возвращается, и это справедливый закон. Если человек сделал что-то плохое, то что же ему ждать в ответ хорошего? На вопрос, проявлялось ли в их жизни действие закона бумеранга, большинство детей ответили утвердительно, что через какое-то время хорошее или плохое возвращается. Определённым образом складываются жизненные обстоятельства, и со временем можно понять, почему всё так происходит.
Говорю детям, что этических законов много, и если они будут наблюдать за жизнью, размышлять, то обнаружат ещё какие-то закономерности. Этические законы отражены во многих сказках, пословицах, поговорках, в произведениях писателей, например А.С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, К.Г. Паустовского.
Дети задумались над тем, как же надо жить, зная об этом законе, и что значит делать добро. В результате беседы мы выясняем, что подлинное добро всегда бескорыстно, а иначе это будет сделка.
Говорили с детьми и о значении доброго слова и доброй мысли, о том, как быть, если делаешь добро, а в ответ ничего доброго не получаешь.
Дети отметили, что человек сам делает выбор, как поступить, за него это никто не решит, — подсказываю, что в этом проявляется ещё один космический закон — свободной воли. Они оказались очень самокритичными и сказали, что у них много недостатков и что над ними очень нелегко работать. По словам пятиклассников, особенно трудно преодолевать в себе лень. Но избавляться от недостатков, считают ребята, — это значит тоже делать добро и себе, и другим.
Самым трудным для детей оказался вопрос, для чего такой закон в природе существует. И всё-таки вместе мы приходим к выводу, что в природе всё устроено мудро и эти законы существуют для того, чтобы мы стремились к лучшему и становились мудрее.
В то, что наступит время, когда все будут делать только добро, дети верят с трудом. Но на вопрос, от кого зависит приближение этого времени, единодушно ответили: от каждого из нас, живущих на земле. Согласились с высказыванием, что человек — творец своей судьбы. У ребят вызвало интерес задание письменно ответить на вопрос: "Что доброго я хочу сделать для близких, для своего села, для планеты?" Ответы детей говорили о том, что в их душах живут благородные порывы сделать что-то хорошее для людей».
Педагоги г. Нягани (Тюменская обл.) не смогли приехать на заседание педагогической секции и прислали конспект занятия с учениками 3-го класса с использованием фильма «Эхо справедливости». Показ фильма предваряли вопросы: «Как вы считаете, всё ли в этом мире справедливо? Кто из вас стал чувствовать несправедливость; у кого есть обида на жизнь?» Отвечая на них, дети были очень активны, рассказывая о своих горестях, обидах и несправедливостях. После фильма прошла беседа по притче «Два волка». На вопрос, какой пищей нужно кормить белого волка, дети отвечали: «Любовью, добротой, заботой, нежностью, лаской, улыбкой». А пищей злого волка, по их словам, являются зависть, злость, ложь, вредность. Живое обсуждение вызвал вопрос «Можно ли на несчастье других построить своё счастье?». Дети сказали, что, согласно закону, это совершенно невозможно.
М.В. Славгородская (г. Новокузнецк, Кемеровская обл.) рассказала об опыте работы с детьми по повести-сказке Н.Д. Спириной «В Стране, где всё возможно», в которой раскрываются основные космические законы, в том числе и закон причинно-следственной связи. «Мы читаем сказку на уроке, затем обсуждаем её или даём детям на дом вопросы, и вместе с родителями они готовят ответы.
Закон причин и следствий можно найти в каждой науке, например математика — это сплошной закон причинно-следственных связей. Если учитель читает Учение Живой Этики, то через свой предмет он всегда сможет постепенно подвести детей к пониманию этого закона».
Е.П. Ананьина, г. Кемерово: «Когда мы спросили у Наталии Дмитриевны, на какой возраст рассчитана её сказка "В Стране, где всё возможно", она сказала: "От 3-х до 60-ти". Действительно, по сказке можно работать, расширяя сознание детей, с первого и до старших классов. Мы работаем по этой книге в начальных классах. Каждый год сознание детей меняется, и об этой же книге можно говорить уже по-другому.
В книге "Братство" (144) сказано: "Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия". Я применила этот совет в работе с детьми старшей подготовительной группы детского сада. Делала это в игровой форме, задавала детям причину, а они размышляли и предлагали следствие. Подобную игру можно проводить с детьми любого возраста, им это очень интересно».
Н.М. Кочергина (г. Новосибирск) сделала обзор литературы, которую можно использовать в работе со школьниками по этой теме. Это книги из серии «Вечные ценности» (издания СибРО), содержащие богатый материал для бесед с детьми любых возрастов. Писатели, творчество которых проникнуто этикой и размышлениями о следствиях её нарушения, это прежде всего Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. В притчах, сказках и рассказах Толстого — «Карма», «Чем люди живы», «Где любовь, там и Бог», «Три старца», «Два старика» и других — звучит призыв к людям творить добро на своём пути. Говоря о законе кармы, Н.Д. Спирина часто упоминала поэму Н.А. Некрасова «Влас» и рассказ Л.Н. Толстого «Фальшивый купон», в котором повествуется о том, как незначительный с виду проступок рождает цепь печальных и даже трагических последствий. Как яркий пример воздаяния за добрые и злые деяния можно использовать в беседах с детьми «Николины притчи» А.М. Ремизова. Несмотря на их своеобразный язык, дети прекрасно понимают смысл притч о Святом Николае.
В старших классах можно говорить о более сложных произведениях, как, например, философская пьеса Н.К. Рериха «Милосердие», в которой затронута тема возмездия. (Понять эту пьесу помогает статья Н.Д. Спириной «Драматургия Николая Рериха».) «Когда мы говорим, что за зло будет соответствующее воздаяние, очень важно, чтобы дети поняли, что это не должно вызывать у них чувства злорадства или мести по отношению к тем, кто причинил им зло. Нужно объяснять детям, что, совершив что-то недоброе, человек уже отмерил меру своего наказания, мы же можем беспокоиться лишь о том, чтобы самим совершать достойные поступки».
Ю.В. Цыганкова, г. Новосибирск: «Говоря о законе кармы, о несправедливости и зле в нашей жизни, надо обязательно дать детям и понятие Иерархии. Надо говорить и об Ангелах-Хранителях, и о Великих Учителях, которые всегда придут на помощь. Эти знания помогут в трудных ситуациях, когда ребёнок не в силах сам противостоять злу. Как говорила Наталия Дмитриевна, главное — помнить о Них и призывать».
В заключение встречи прозвучал фрагмент из Слова Н.Д. Спириной «Взаимосвязь»: «Заповеди всех Великих Учителей человечества сводились именно к тому, чтобы научить людей ответственности за всё совершаемое ими и дать им понять, какие последствия могут произойти от их безответственности за всё, что они совершают. Закону о причинно-следственной связи необходимо начинать учить детей с самого раннего возраста, конечно, сообразуясь с уровнем их сознания. Это убережёт их в дальнейшей жизни от дурных деяний, так как эта связь будет прочно заложена в их понимание, и ничто не сможет её аннулировать.
"Следует в школах ввести беседы о причинах и следствиях. Пусть руководитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявятся и качества учеников. Можно вообразить много следствий от одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какие следствия будут соответствовать всем привходящим обстоятельствам. Не следует утешаться тем, что даже простой земледелец может учитывать урожай. Явление космических токов и мысленных битв гораздо сложнее. Пусть от детского возраста молодёжь привыкает к следствиям сложным и к зависимости от пространственных мыслей. Не следует полагать, что дети должны быть ограждены от мышления" (Братство, 144)».
Материал подготовлен редакцией
Фото: С.Н. Рерих. ДЕВОЧКА ИЗ ПЛЕМЕНИ ГАДДИ. 1942