Противоречия обычно лишь различные качества одного и того же явления. Община, 172 |
Творчество семьи Рерихов — это драгоценные камни в короне русской культуры.
Оно заслуживает многостороннего и самого тщательного изучения.
Академик А.Л.Яншин
Вспомним глубочайшие по смыслу слова Н.К.Рериха, сказанные им в начале XX века и особенно актуально звучащие сейчас, в начале XXI века: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь. Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию Космоса».
С каждым годом мы открываем всё новые и новые грани необъятного духовного мира Рериха, который всегда будет притягательным магнитом для человеческого сердца. Уже в начале XX века его имя было известно всей просвещённой России. Русский поэт Николай Гумилёв, посетив в Париже в 1906 году выставку работ Николая Рериха, восторженно писал: «Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению». Разве не знаменательно, что на открытии первой выставки Рериха в Нью-Йорке в 1921 году, по свидетельству З.Г.Фосдик, побывало около 10 тысяч человек! Спустя десятилетия, в 1974 году, в Москве выстраивались длинные очереди, и люди ожидали более чем по пять часов на сильном морозе перед Третьяковской галереей, чтобы увидеть картины великого художника.
Если раньше акцентировалось внимание на необычайной одарённости Рериха как художника, на его глубоких познаниях как учёного, на его международной культурной и общественной деятельности, то теперь необходимо обратить внимание на духовное мироощущение Николая Константиновича, «расширенное до космических масштабов», и на его особый дар предвидения. Известный русский писатель Вс.Н.Иванов говорил об «огненной ясности творческой интуиции» Рериха. Елена Ивановна Рерих, называя Николая Константиновича «светоносным воином» и «солнценосцем», писала: «...Как в древние времена были пророки и провидцы и Учителя Этики, так и в наши дни они появляются и указывают человечеству путь следования Свету и предупреждают о бедствиях, ему грядущих...» «Приходит время, когда народы должны осознать, что люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии, составляют неоценимое сокровище государства. Именно всё благоденствие народов зависит от этих столпов и держателей равновесия мира!»
Без преувеличения можно сказать, что во все времена именно духовная прозорливость, присущая истинным подвижникам Общего Блага, становилась основным эволюционным двигателем Истории. В Учении Живой Этики говорится, что «познание прошедшего не ведёт вперёд без начала предвидения», и эта мысль может явиться ключом к пониманию особой исторически-планетарной миссии Н.К.Рериха.
Незадолго до Первой мировой войны Н.К.Рерих писал картины, предвещавшие эти грозные события: «Ангел Последний» (1912), «Крик змия» (1914), «Зарево» (1914) и другие. В разгар Второй мировой войны художник создавал картины, символизирующие непобедимость русского народа, и в одном из своих писем от 15 декабря 1944 года пророчески указывал: «Бодро встречайте последний ярый год войны».
Размышляя о путях достижения мира на земле, Рерих, с присущей ему духовной дальнозоркостью, направлял сознание народов к мысли, что единственно верный путь объединения человечества лежит в сфере нравственных ценностей и высокого Искусства, потому что Красота и Вдохновение вне времени — они вечны для всех людей и всех стран. Он писал: «Красота — главнейшая духовная сила, движущая народами». «Искусство и Знание — это краеугольные камни духовной культуры. Всё, что касается этих тем, имеет особое значение». «Искусство учит нас интуитивно. Идёт эра Искусства, эра правильного, не механического постижения жизни».
Живая, правдивая реальность исторического прошлого, показанная с могущественной силой в светоносных картинах Н.К.Рериха, всегда будет волновать душу народа, потому что, как отмечала Е.И.Рерих, «все его [Н.К.Рериха] многочисленные странствования и знание культурных ценностей каждой страны дают ему ключ к психологии каждого народа...» В его живописных полотнах отражено и суждённое Будущее.
Наталия Дмитриевна Спирина — ученица Бориса Николаевича Абрамова (ближайшего ученика Н.К.Рериха), изучающая Наследие семьи Рерихов более 60 лет, в своём слове «Гигант Духа», прозвучавшем в 1995 году, обозначила новую веху возрождения духовной культуры, сказав: «Сейчас наступает эпоха Рериха. Эпоха, неразрывно связанная с возникающей культурой духа».
Россия и Рерих — тема особой важности. Всем ходом исторических событий было предопределено появление такой грандиозной Личности, как Н.К.Рерих, чтобы повернуть поток мировой мысли в эволюционном направлении — в сторону России. К пониманию её ведущей роли в духовном возрождении человечества и ведёт нас Русский путь Николая Рериха.
Ф.И.Тютчев, о котором Н.А.Некрасов сказал, что его стихи «носят на себе живой отпечаток русского ума, русской души», размышляя о таинственной судьбе России, писал в 1844 году: «О России много говорят, в наше время она служит предметом пламенного, тревожного любопытства... (...) Что такое Россия? Каков смысл её существования, её исторический закон? Откуда явилась она? Куда стремится? Что выражает собою?.. Правда, что Вселенная указала ей видное место». Спустя 30 лет, в 1874 году, родился Николай Константинович Рерих. Родился в то время, когда, с одной стороны, «о старине, о красоте древних времён мало кто думал, а в массе, в большинстве господствовал определённый взгляд, что древняя Русь своей красоты не выработала, а взяла всё с Запада». С другой стороны, наиболее прогрессивные люди глубоко верили в историческое призвание России и искали пути для её развития. Не утихали горячие дискуссии между славянофилами и западниками. Н.К.Рерих сумел найти этот суждённый России Путь.
П.Ф.Беликов, известный рериховед, биограф семьи Рерихов, очень поэтично называл Николая Константиновича «певцом русской национальной самобытности». При этом подчёркивал, что «он неожиданно по-новому показал историю древней Руси». Живописец и график Б.Григорьев не случайно назвал Рериха русским гением.
Николай Константинович утверждал, что «человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», потому что только Истоки могут напитать и оживить народное сознание. Он писал: «В древней, самой древней Руси много знаков культуры; наша древнейшая литература вовсе не так бедна, как её хотели представить западники. Но надо подойти к ней без предубеждения — научно». «Нужно знать русскому народу свою доподлинную историю». «Пора от древнейших времён — от Ярославова Киева, от Новгорода, от Сергиевых строительств, от ''Слова о Полку Игореве'', от ''Задонщины'' понять величие и красоту, долго не понятую, захороненную».
Уже с 13 лет Рерих производил раскопки курганов на севере России и извещал об их результатах Санкт-Петербургскую академию наук. В дальнейшем среди раскопок были «курганы каменного века в Новгородской губернии, вызвавшие настоящую сенсацию среди научного сообщества». Удивительно, что «вперемешку с каменными неолитическими орудиями в них находились сотни янтарных украшений. Изготовлены они были 4 тысячи лет назад. Наиболее интересным в этих и последующих раскопках было обнаружение признаков весьма высокой культуры в период неолита...» За несколько лет, с 1902 по 1906 год, Рерих собрал в Новгородской губернии уникальную коллекцию предметов каменного века, насчитывающую в итоге 100 тысяч единиц и подтверждающую тот факт, что «на севере России в каменном веке создавались произведения столь же превосходные, как и на юге Франции или в Египте».
В 1899 году, в одном из своих писем к известному русскому учёному-историку, писателю и журналисту А.В.Половцову, Н.К.Рерих, делясь своими впечатлениями о поездке в Новгород, сообщал о новой задуманной картине «Варяги на Волхове» и высказывал свои сокровенные мысли: «Последнее время я мучим несбыточной мечтою, чтобы мне предоставили зал какого-нибудь музея, чтобы написать в нём ''Начало Руси'', покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый период, чтобы вошедший в это помещение сразу переносился в эту поэтичную эпоху. (...) Это была бы работа, которой стоит посвятить всю жизнь...» В ноябре 1900 года Рерих писал Половцову уже из Парижа, где он брал уроки живописи в мастерской Кормона, объясняя свой отъезд за границу следующими словами: «Захотелось мне... чтобы не жить всё старыми соками, а собрать в мою житницу что-нибудь из вековой культуры Запада, на фоне которой ещё рельефнее выступает наша оригинальная самобытность, и хочется разрабатывать именно её».
Уже с 1906 года Николай Константинович неоднократно поднимал вопрос «о полезности учреждения в Европе отдельного Русского музея», чтобы Европа и Америка имели возможность более глубокого ознакомления с «русским творчеством и русским народом вообще», так как «враждебные элементы не переставали сеять самые неправдоподобные выдумки, желая представить русский народ неуспешным, неудачным и отсталым». Рерих писал: «В начале века мне был задан вопрос: ''Чего я не хочу в будущем?'' Я ответил: ''Гибели на Руси самобытности и национальности''». «Нужна открытая, громкая песнь о любимом; нужны ясные слова о том, что хочешь сказать, хотя бы и одиноко».
Когда художник задумал свой знаменитый исторический цикл картин «Начало Руси. Славяне», А.И.Куинджи назвал это «счастливою темою». Интересно, что Рерих первоначально предполагал назвать эту серию «Славянская симфония» или «Славяне и варяги» (из культурной жизни новгородских славян конца IX века).
Не случайным было это стремление художника именно к древнему Новгороду и Новгородской земле, с которыми тесно переплелись многие события русской истории. В своё время Фёдор Тютчев называл этот край «началом России», а выдающийся русский композитор и пианист Сергей Рахманинов, которого, по воспоминаниям современников, отличали «бескрайняя любовь к России, ко всему русскому, народному, говорил неоднократно, что хотел бы найти вечное упокоение в Новгородской земле». Чрезвычайно важно прикоснуться к тем древним Истокам, из которых берёт своё начало Русский путь Николая Рериха, открывающийся древним Новгородом и ведущий нас к России Азиатской.
Вспоминаются слова художника: «Люблю новгородский край, люблю всё, в нём скрытое. (...) По новгородскому краю всё прошло. Прошло всё отважное, прошло всё культурное, прошло всё верящее в себя». Примечательно, что слова «Точно неотпитая чаша стоит Русь» сказаны Рерихом именно в Новгородской земле. Академик Тихомиров, один из крупнейших славистов и исследователей русской культуры, отмечал: «По обширности своих владений Новгородская земля не имела себе равных во всём мире. (...) Новгород господствовал над... пространствами всей Северной России, занимая в этом отношении исключительное, выдающееся место в средневековом мире, не имея себе равных». Культурные связи соединяли его с Византией, Западной Европой и мусульманским Востоком. Во второй половине XV века границы Новгорода «простирались от Чудского озера на западе до Оби на востоке и от верховьев Волги на юге до Баренцева моря на севере». «На одной из новгородских улиц раскопками вскрыто 19 рядов мостовых, уложенных на протяжении XI – XVII веков». Отметим, что в Париже первые мостовые появились лишь в конце XII века.
Следует отметить, что Великий Новгород являлся самым древним русским городом-крепостью, который, наряду со Псковом, избежал разорения во времена татаро-монгольского нашествия и расплачивался с завоевателями тяжёлой данью. Благодаря этому город «уберёг главное: русскую культурную традицию, в пору лихолетья подорванную в остальной Руси. (...) Подавляющее большинство дошедших до нас памятников древнерусского искусства происходит из Новгорода и его владений».
Примечательно, что новгородское искусство «возникло и расцвело на фундаменте всенародной тяги к прекрасному», и это «стремление к созиданию прекрасного не было в средневековом Новгороде уделом избранных». Н.К.Рерих писал: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь Х век».
«Уже в конце XI века иностранный автор, писавший с восхищением о Новгороде, утверждал, что ''лишь Рим мог равняться своим богатством с этим городом''». «В той же степени, как быт Флоренции или Венеции, весь быт Великого Новгорода был радужно озарён живописью. (...) И такой яркой и звонкой в своих чистых цветовых сочетаниях!»
Характерно, что именно в новгородских храмах часто встречается изображение Знака триединства. Так, например, его можно увидеть в орнаменте свода церкви Архангела Михаила в Сковородском монастыре, на прекрасной фреске Феофана Грека «Архангел Михаил» в церкви Спаса Преображения, на кратире (чаша для причастия) мастера Братилы (XII в.) в Софийском соборе. Знаменитый Софийский собор — символ Новгорода — был одним из первых храмов Северной Руси, в нём перед битвою молился Александр Невский.
Здесь неоднократно бывал Рерих. Знаменательно, что для изображения Спаса Нерукотворного на картине «И Мы видим» (из серии «Sancta») Николай Константинович использовал Образ Христа из росписи центрального купола в соборе Святой Софии в Новгороде. В этом храме находится уникальная реликвия — Алексеевский победный крест, выдающееся произведение древнерусской скульптуры XIV века. Это единственный в своём роде памятник, сохранившийся до наших дней, который, как предполагает историк Т.В.Николаева, «мог быть сооружён именно в честь победы на Куликовом поле». Алексеевским крестом глубоко интересовались такие исследователи Древней Руси, как В.В.Стасов, академики Б.А.Рыбаков, И.И.Срезневский. Неслучайно на него обратил своё внимание Рерих. Он использовал образ этого креста для разработки в 1911 году проекта памятника русскому композитору Н.А.Римскому-Корсакову.
В 1910 году Рерихом был написан «Богатырский фриз», состоящий из семи картин, самая большая из которых — «Садко» (203 х 700). В 1920 году художником были созданы декорации к одноимённой опере-былине Н.А.Римского-Корсакова. Чрезвычайно интересен тот факт, что новгородский «Садко, с именем которого связано столько музыкальных и волшебных легенд, действительно существовал. При раскопках церкви в новгородском Детинце выяснилось, что её в 1167 году заложил Сотко Сытиныч», то есть Садко, как утверждает историк Е.Осетров.
Рассмотрим несколько картин Рериха, связанных с древним Новгородом.
«Спас Нередица». В 1899 году Н.К.Рерих запечатлел жемчужину древнерусского зодчества — знаменитую церковь Спаса Нередицы, построенную в Новгороде в 1197 году князем Ярославом Владимировичем. Здесь хранились в нетронутом виде фрески XII века. Вспоминаются слова Н.Гоголя: «Архитектура — летопись мира».
«Заморские гости» (1901). Сюжет этой картины зародился под впечатлением от пройденного Рерихами в начале XX века древнего пути «Из варяг в греки». Ю.Н.Рерих, поясняя сюжет этой картины, говорил, что здесь изображено «прибытие Рюрика на Русь». Согласно древним летописям, в 862 году славянские народы призвали править своими землями Рюрика, Синеуса и Трувора, которых на Руси называли варягами.
«Волокут волоком» (1915). На этой картине мы видим, как не просто было славянам в те далёкие времена преодолевать пространства, ведь древний путь до самой Греции шёл «волоком». Не мог не восхищаться Николай Константинович вольным духом новгородцев, их стремлением к новым, неизведанным путям. И в этом художник чувствовал сокрытую духовную мощь, до срока таящуюся в русском народе, как «силушка Ильи Муромца». Рерих писал: «Везде, где было что-нибудь замечательное, успели побывать новгородцы. Отовсюду всё ценное несли они в Новгородскую скрыню». Известно, что новгородцы были знакомы и с берегами Западной Сибири, где археологи обнаружили следы пребывания русских поселенцев, осевших здесь задолго до Ермака.
«Новая земля». Картина написана в 1941 году, в самый разгар Второй мировой войны. Ю.Н.Рерих отмечал, что в эти грозные военные годы Н.К.Рерих «вновь вернулся к русской теме, к старому русскому искусству, но в другой трактовке». Вот как объяснял эту картину сам художник: «Новгородцы на расписных стругах среди льдов на крайнем Севере — может быть, у полюса. Ничего не страшится вольница. Дивуется на моржей и льды бескрайние. Думалось, когда-то отвезти картину на Родину».
«Новгородский погост (Северная Русь)». Картина создана Рерихом в Индии, в 1943 году. Тогда художник проникновенно писал: «Знаем, как бывает тяжко, и только зная такие смертельные трудности, можно сказать к Северу, к любимой Родине: ''И это пройдёт''. Помните о Светлом Наставнике Народа Русского, о Сергии Радонежском». «...Трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры...»
Размышляя о будущем, Рерих писал: «След Культуры неизгладим. Мы можем не ведать его путей, но они нерушимы и нежданно процветают». «Придут потом другие. Найдут новые пути. Лучшие приближения». Но «никто не скажет, что искали мы на пустых местах. Так сказалось в своё время в Новгороде». Исполненный глубокой веры в великое будущее России, Рерих «по памяти писал архитектурные памятники Новгорода, разрушенные гитлеровцами», всеми силами оберегая Истоки и сохраняя сокровища великого Искусства для будущих поколений.
Известно, что в 1903 году Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной объехали более 40 древних городов, по их словам, всё «сердце России», запечатлевая пантеон древнего искусства на холсте и на фотографиях: Владимир, Кострому, Печоры, Ростов Великий, Смоленск, Суздаль, Юрьев-Польский и другие города.
Рерих говорил, что эти поездки «создали встречи самые незабываемые. Народ русский испокон веков задавался вопросом о том, как надо жить. (...) И эти встречи навсегда составили ценнейшие воспоминания, и душа народная осталась близкой сердцу».
Рассмотрим ещё несколько картин художника.
«Городские стены Изборска (Башни)» (1903). Изборск — одно из самых поэтических мест Псковщины. На картине изображена древняя крепость, башня «Вышка». Изборск знаменит и такими храмами, как церковь Св. Сергия (1611), Никольский собор (XIV в.). Изборск «стоит на высоком холме над долиной, по которой пролегал древний водный путь». Здешние места вообще называют «рериховскими». Экскурсоводы под Изборском говорят о «рериховских холмах». И звучит, словно записанный на невидимых скрижалях, завет Н.К.Рериха — «Помни о Красоте!».
«Изборск. Крест на Труворовом городище» (1903). В километре от Изборска находится Труворово городище, которое запечатлел на своей картине Н.К.Рерих. Место это очень древнее — «пустынное и нетронутое, оно производит огромное впечатление. С холма открываются едва обозримые просторы». На краю Труворова городища, «над вросшими в землю тёмными каменными плитами широко раскинул руки древний каменный крест, который намного выше человеческого роста. Это место называют могилой Трувора», который, по преданию, пришёл на Русь вместе с Рюриком и княжил в Изборске два года, как указывает Е.Н.Морозкина в своей книге «Псковская земля». Здесь археологи находят раковины из Индийского океана, арабские и западноевропейские монеты XI – XII веков.
Не мог обойти Н.К.Рерих своим вниманием и древний город-крепость Псков, «страж русских земель на северо-западе», который с 1034 года стал пригородом Новгорода. Символом Псковской земли являлся знаменитый Троицкий собор, в котором хранились «главные реликвии, олицетворявшие независимость и воинскую доблесть Пскова, — два меча, на одном из них была подпись: ''чести моей никому не отдам''».
«Псково-Печерский монастырь». В 1907 году Н.К.Рерих запечатлел этот знаменитый монастырь, основанный в 1473 году, который ласково называл «пограничный терпелец». Он находится в 70 километрах от Пскова. Эта крепость имела «значение не только для Пскова, но и для всего Русского государства», — многие враги, нападавшие на крепость, безуспешно пытались её взять. Знаменательно, что Рерих изобразил на этой картине церковь Николы-Вратаря — историческое место, особенно любимое им. Более того, на картине «И Мы приносим Свет» (из серии «Sancta»), которую Рерих написал в 1922 году, художник изображает то же историческое место — надвратную церковь св. Николая.
Примечательно также, что на картине «Святой Никола» (1916) Н.К.Рерих изобразил Великого Старца таким же, как на древней афонской фреске, снимок с которой хранился в своё время в музее Императора Александра III. И это не случайно, ведь по преданию, Русский Афон, одна из духовных Твердынь Руси, находился под небесным покровительством Богоматери. Начало образования на Афоне русских монастырей восходит к XI веку.
Н.К.Рерих писал: «Ни на миг мы не отклонялись от русских путей». «...Говорилось о том, чем незабываема Земля Русская». «Возрождаем цельную, вековечную Россию. Утверждаем великие и неразрывные связи старого и нового, берём её в едином существе её, её — Россию. Находим, выявляем её великие красоты, которые были забыты, чтобы потом перейти и к областям духа». «Этот оптимизм будущего ничто изменить во мне не может».
Прекрасно и образно заметил в своё время русский писатель Вс.Н.Иванов: «Рерих приобщает человечество к генератору великого тока — к России». Невозможно не согласиться также и с мыслью известного бельгийского драматурга, поэта и прозаика М.Метерлинка, сказавшего ещё в начале ХХ века: «Россия была бы спасена, если бы профессор Рерих стал её Вождём».
Необходимо также подчеркнуть, что, говоря о великой миссии России, Рерих нисколько не умалял значения других стран и народов, как пытаются представить некоторые недоброжелатели, — его Русский Путь, начавшись от своей «незабываемой России», проходит по всему миру и, подобно сияющей звезде, зовёт нас к «общечеловеческой любви» и к вечной всеобъединяющей Красоте. Рериха интересовало как взаимодействие культур разных народов и общие корни славянства, так и восточные истоки Древней Руси. «Санскрит и русский язык — сколько в них общего!» — отмечал он в «Листах дневника». «Индусские селения на Волге, но почему на одной Волге? Ведь жил индусский раджа в Яблоницах под Питером».
Интересный случай описывался в прессе в 1996 году: «Профессор из Индии, приехавший в северный русский город Вологду, через неделю отказался от переводчика: ''Я и сам достаточно понимаю говор вологжан''. Он считает, что они говорят на видоизменённом санскрите. Это не удивило вологодского историка С.Жарникову, которая убеждена, что у нынешних индийцев и славян была одна прародина и один праязык — санскрит. По её словам, подавляющее большинство названий северных русских рек можно просто переводить с санскрита. Например, Сухона означает ''легко преодолимая''... А Русь происходит от ''русья'', что на санскрите значит ''святая, светлая''». Так, например, и древнее место Наггар в Индии, где жили Рерихи, по словам самого Николая Константиновича, на русский переводится как «Вышгород».
Е.И.Рерих писала: «То обстоятельство, что русские имеют в себе больше азиатской крови, нежели другие европейские народы, и ставит его в совершенно особое положение. Новая страна (так Рерихи называли Россию. — Н.Ю.) есть Ось Мира... (...) Конечно, так называемой цивилизации в России было меньше, чем в Европе или Америке... (...) Но сейчас цивилизация душит Культуру, ибо стала её суррогатом. Цивилизация приобретается скоро и легко, но культурность накапливается с великим трудом. Русский народ хранит в себе природную культурность, ибо характер его слагался на азиатских просторах из накоплений Востока и приобретений Запада. Я горжусь тем, что мы можем называть себя азиатами, ибо из Азии всегда приходил и будет приходить Свет...»
Азия — древнейшая из частей света в человеческой истории. Не случайно Рерихи указывали на особую, ведущую роль России Азиатской в процессе грядущего духовного возрождения мира. Как отмечают историки, Русь стала Россией после того, как присоединила к себе Сибирь. И именно тогда была заложена основа Азиатской России.
Н.К.Рерих писал: «Русская душа жива красотою... Русский народ есть народ-строитель». «Я верю, что Россия, неожиданная, незнаемая Россия, готова для бодрой культурной работы». «Дай Бог, чтобы общественный инстинкт к искусству на Руси возродился». «Зазвучи, отзовись, русское сердце!»
Особое внимание хотелось бы обратить на картину Рериха «Город строят», глубочайшую трактовку сюжета которой дал сам Николай Константинович: «Город строят! И нет конца этому городу. В истоках — Новгород, и в будущем Новгород, овеянный знанием и творчеством». И в глубине сердца возникает вопрос: не создаётся ли уже сейчас этот Новый город здесь — в России Азиатской?!
Древний Новгород — начало России, а Сибирь — её будущее. И сейчас, на примере строительства в Новосибирске общественного Музея Н.К.Рериха, мы видим небывалый энтузиазм народа — ту подлинную народность, на которой в своё время выросла высокая культура Древнего Новгорода. «Думы претворятся в явь», — говорил Н.К.Рерих и, вспоминая самые первые свои картины русской серии, писал в 1940 году: «Гонец о восстании гнал в челне уже 43 года назад. Затем сходились старцы — народоправный совет. На следующий год шёл в гору поход за Родину. Наконец, строили город. И на строительстве — поклон великому народу русскому. Так ждалось, так увиделось и так предвиделось». Над этими глубочайшими по смыслу словами, как и над всеми мыслями Рериха, нам предстоит ещё много размышлять. Несомненно одно — пришло время духовно обновлённой России, время, о котором думали лучшие представители человечества.
«Моя мечта неразрывно связана с Россией», — писал в своё время Ф.И.Шаляпин. «Только России принадлежит будущность», — утверждал И.С.Аксаков. «Мы огромны, — любил повторять Ф.М.Достоевский, — огромны, как матушка-Россия». И когда одного старца спросили: «Как нам восстановить Святую Русь?» Он ответил: «А она никогда и не погибала!»
Как пророчески звучат сейчас слова Рериха: «Поистине, будущий век будет русским веком. И все, кто приложится к этому веку, да будут благословенны».
* Доклад, прочитанный на юбилейной конференции «Великая семья России» в Новосибирске 9-10 октября 2004 г.
Литература
Е.И.Рерих. Письма. Т. 1, 5. М., 1999, 2003.
Н.К.Рерих. Глаз добрый. М., 1991.
Н.К.Рерих. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992.
Н.К.Рерих. Листы дневника: в 3-х т. М., 1995 – 1996.
Н.К.Рерих. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
Н.К.Рерих. О Вечном... М., 1991.
Н.К.Рерих. Письма в Америку. М., 1998.
Н.К.Рерих. Россия. М., 1992.
Листы Сада М. Озарение. 2–III–6.
Н.Д.Спирина. Отблески – 1994.
П.Ф.Беликов. Непрерывное Восхождение. Т. 1. М., 2004.
Держава Рериха. М., 1994.
Санкт-Петербургский Рериховский сборник. Т. 1. СПб, 1998.
Л.Д.Любимов. Искусство Древней Руси. М., 1974.
С.Н.Морозкина. Псковская земля. М., 1986.
А.В.Муравьёв, А.М.Сахаров. Очерки истории русской культуры IX – XVII вв. М., 1984.
Е.Осетров. Живая древняя Русь. М., 1984.
С.Рахманинов. Литературное наследие. Т. 3. М., 1978.
М.Н.Тихомиров. Русская культура X – XVIII вв., М., 1968.
Ф.И.Тютчев. Литературное наследие. Кн. 1. М., 1988.
Древнерусское искусство XIV – XV вв. М., 1984.
Советская Россия. 7.05.1996.