Что же может сильнее соединить, как не мантрам: «Люблю Тебя, Господи!» На такой зов легко получить луч познания. Заметьте это. Мир Огненный, ч.2, 296 |
Продолжаем знакомить вас со сборником «Чистота речи». В статье Екатерины Пересветовой «Полюбите красоту звучания» рассказывается об одном из направлений филологической науки – фоносемантике.
С давних времен философы и поэты пытались почувствовать за звуками речи какое-то значение и как-то его истолковать, а в XX веке это направление обрело свою научную методологию. Советские языковеды нашли способ, каким образом измерить такую, казалось бы, неуловимую субстанцию – смысл различных звуков.
Сначала учёные предлагали большому количеству людей странные задания: поставить по пятибалльной шкале оценки каждому звуку по множеству признаков. Конечно, люди удивлялись и пожимали плечами, потому что как можно сказать, например, — светлый или тёмный звук «з»? Или храбрый или трусливый звук «н»? Пожимали плечами и ставили оценки — как им казалось, наугад. Но когда было собрано большое количество таких опросов, то оказалось, что люди разных социальных слоёв, возрастов, в разное время, в разных местах очень похожи в своих оценках «наугад»!
Затем наступил следующий этап — исследования с «квазисловами», такими, которых на самом деле в языке нет. С их помощью учёные искали формулу, по которой можно вычислять значение слова целиком: ведь выяснилось, что «вес» каждого звука в слове зависит от множества параметров.
И только после экспериментов на «квазисловах» исследователи приступили к самому волнующему моменту: применили найденные формулы к реальным словам. Будут ли привычные значения слов совпадать со «звуковыми значениями» или нет?
Выяснилось: да! И старые слова звучат не случайно, и судьбы новых слов зависят от степени совпадения или несовпадения их звукового значения с тем смыслом, которое люди хотели бы новорожденному слову «назначить».
После опубликования этих работ фоносемантика получила большой импульс к развитию. Результаты таких исследований волнуют и удивляют. Каким таинством предстаёт теперь перед нами человеческая речь, та, к которой мы слишком привыкли! Вспоминаются и становятся ещё понятней строки поэта Николая Гумилёва про могучего седого патриарха древности, который, «не решаясь обратиться к звуку, тростью на песке чертил число».
Когда рассказываешь о фоносемантике школьникам, они увлекаются этой темой, задумываются о том, что они произносят. Ведь это уже не просто «морализаторство»: мол, не говори плохих слов, потому что так нельзя. Это уже наука. Дети понимают, что если кто-то привык употреблять в своей речи жаргон, даже не подразумевая чего-то плохого, то звучание слов живёт независимо и влияет на того, кто их произносит.
В «Гранях Агни Йоги» (1964 год, 130) есть такие строки:
«Звуки вообще очень воздействуют на нервную систему и на психику человека. Каждое слово, фраза, ряд фраз несут в себе звуковые энергии такого воздействия. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния речи на человека. (...) Ритм и музыка речи изучаются мало. Говорю не о поэтических произведениях, но о простой речи. Стоит этому вопросу посвятить целое исследование. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука».
Сделать предзаказ книги или помочь её изданию можно здесь: https://planeta.ru/campaigns/chistota-rechi/