Трудно понять, зачем люди, служа одной цели, умаляют друг друга… Но умаление взаимное представляет один из самых постыдных грехов. Мир Огненный, ч 1, 415 |
23 июля в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха в 15:00 будут демонстрироваться фильмы из цикла «Рерих и театр»: «Рихард Вагнер» и «Пер Гюнт», созданные Еленой и Александром Кочергиными (г. Москва) для сопровождения выставки театральных декораций Рериха, которая проходит в музее его имени.
Одним из любимых музыкальных произведений Н.К. Рериха была опера Вагнера «Валькирия». В 1907 году художник написал три картины, назвав их «эскизами декораций к “Валькирии”»: «Жилище Гундинга», «Ущелье» и «Заклятие огня». Он создаёт их «не по заказу, а для себя» — по зову сердца и внутренней потребности. Они стали первой пробой Рериха на театральном поприще.
Трижды художник обращался к оформлению произведений Вагнера. К сожалению, ни один из этих спектаклей не увидел свет рампы. Между тем эти работы можно назвать одной из вершин мастера в области театрально-декорационного искусства. Немецкий критик В. Риттер назвал декорации Н.К. Рериха к сценическим произведениям Р. Вагнера лучшими в мировом изобразительном искусстве.
В 1912 году на сцене Московского художественного театра состоялась премьера постановки драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Спектакль превратился в яркое, незабываемое зрелище. Живописность декораций Рериха в полной мере соответствовала лирической музыке Грига. Современники отмечали, что Рерих, который не бывал в Норвегии, сумел силой своей художественной интуиции создать атмосферу, присущую этой северной стране. Образ Сольвейг — воплощение душевной чистоты, любви, силы духа — противостоит образу «не нашедшего самого себя» Пер Гюнта. Именно сила её любви спасает Пер Гюнта, очищает и преображает его.