Меньше всего Нас занимают словесные утверждения. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия. Община, 179 |
17 апреля в Музее Н.К. Рериха сотрудница музея Н.Ф. Василькова выступила с сообщением «Рерих в России. Штрихи к биографии» (часть I).
Отметим одно из направлений творческого и научного пути Н.К. Рериха, на которое обратил внимание автор исследования, — археологию.
Во время учёбы в гимназии, по воспоминаниям Николая Константиновича, любимым урокам истории были близки и уроки географии, и первые археологические раскопки. «Как будто от разных областей звучат курганные находки или географические карты».
Уже с 16 лет, мечтая о поступлении в Академию художеств, Николай Рерих также горел желанием получить знания и в интересующих его областях — истории, археологии и философии. Одновременно с поступлением в академию он по настоянию отца подаёт документы на юридический факультет университета.
Каждое лето студент Николай Рерих проводит археологические раскопки, о чём сообщается в периодической печати. «Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности, — отмечал он.
Александр Андреевич Спицын — патриарх отечественной археологии — один из главных наставников Рериха на этом поприще. Между учёным и начинающим исследователем установилось тесное сотрудничество. В своих научных трудах Спицын использовал рисунки Николая Константиновича.
В мир археологии Рерих вошёл не только как пытливый учёный, но и как воодушевлённый поэт. Обладая большой творческой фантазией, он создаёт литературные очерки — волнующие картины прошлого.
Под впечатлением раскопок у реки Изварки, где были обнаружены остатки сожжённого оборонительного городка, художник создаёт картину «Вороны».
В 1899 году по поручению Императорской Археологической комиссии он обследовал современное состояние объектов археологии, расположенных на Великом торговом пути «из варяг в греки». Результатом этой поездки явились не только научный отчёт, но и поэтическая статья с описанием исторической картины из жизни древних племён, а также полотно «Заморские гости».
В 1902 году на заседании Императорского археологического общества Николай Константинович делает сообщение о своём открытии — впервые в России в Новгородской губернии были обнаружены курганы каменного века, датированные приблизительно I веком до н.э.
Спустя несколько лет на международном археологическом конгрессе во Франции были выставлены коллекции предметов каменного века, принадлежавшие князю П.А. Путятину и художнику-археологу Рериху. Пресса того времени отмечала: «Это был первый опыт демонстрации предметов, добытых в России, перед представителями всего мира. Один Рерих послал 1,5 тысячи номеров [экспонатов], которые крайне заинтересовали таких известных учёных, как Мортилье, Капитен, Ривьер и другие». Они «приветствовали образцы русского неолита восторженными отзывами, поставив его наряду с лучшими классическими поделками Египта».
Изучая каменный век, Н.К. Рерих дал ему замечательную оценку в своих научных трудах. Именно тогда, по его мнению, зародились искусство и сама культура. Так, в статье «Обращение к камню» он пишет: «Камень многое знает. Общечеловечен путь искусства. Не сказки Индии, не саги Скандинавии, не чудища фантазии финской, но одинокий творец каменных сокровищ открывает нам двери искусства. Человек веков камня родил начала всех блестящих культур. Он мог это. Всё пошло от него».