...Распознавать людей нужно по огням сердца, по их преданности и готовности к самопожертвованию и всякому сотрудничеству, другого мерила нет. Рерих Е.И. Письмо от 06.12.1934 |
15 апреля в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха отметили День Пакта Рериха и Знамени Мира. Этот исторический документ — первое международное соглашение по охране культурных ценностей — был подписан в 1935 году в Вашингтотне представителями двадцати одной страны Американского континента. Он направлен на сохранение в военное и мирное время культурного наследия народов, находящегося как в государственной, так и в частной собственности. Отличительным знаком и символом Пакта является Знамя Мира — охранное Знамя Культуры.
На встрече сотрудник СибРО, переводчик Евгения Нестерова прочитала фрагменты из книги Барнета Конлана[1] «Николай Рерих — Мастер гор». Приведём некоторые выдержки из выступления, которое она назвала «Знамя Мира — Знамя духовной битвы во имя Культуры»:
«Для Николая Рериха такое понятие, как Культура, есть нечто намного большее, чем “образованность” или “благородство”, как его принято сегодня определять. Он понимает сокровенную, духовную суть этого слова… как “почитание Света” (Cult-Ur). (…)
Создав просветительные центры по всему миру, предложив Знамя Мира, а также Пакт, в основу которого легли общие устремления разных народов, Рерих осуществил нечто не просто очень нужное, но крайне необходимое. Рождение этого мощного движения на почве Культуры — веление Сроков, судьбоносное решение для всего мира, принятое в самый критический момент истории. (…)
Сегодня недостаточно быть миролюбивым человеком, недостаточно лишь провозглашать мирные идеи, в то время как враждебные силы находятся в большой напряжённости и активности. Война, жестокая и разрушительная, может быть преодолена только великим, яростным противостоянием, направленным на созидание.
В этом и заключается, на мой взгляд, героическая миссия Рериха. Он призывает мир к высокой, благородной и созидательной битве, битве во имя культуры, направленной на защиту духовного богатства — этого, в конечном счёте, единственно ценного сокровища, ибо лишь из него берут своё начало все другие блага”.
Полная версия выступления будет опубликована в апрельском номере журнала СибРО «Восход» за 2021 год.
[1] Барнет Девенпорт Конлан родился 11 декабря 1885 года на юго-востоке Англии, а по окончанию Первой мировой войны поселился в полюбившемся ему Париже, где стал известен как писатель, поэт, историк искусств, журналист, художественный критик и переводчик.
Итогом его плодотворной писательской работы стали 25 книг о выдающихся творцах XX века. Среди этих трудов — монография «Мастер гор», посвящённая великому русскому художнику Николаю Константиновичу Рериху, с которым Конлан был лично знаком, дружен и тесно сотрудничал, о чём мы знаем из писем семьи Рерихов и их ближайших сотрудников — Зинаиды Григорьевны Фосдик и Павла Фёдоровича Беликова.
Помимо книги «Мастер гор» известны и небольшие публикации Барнета Конлана о творчестве Рериха.