Безошибочно можно сказать, что любящий лесть – вчерашний раб. Рерих Е.И. Письмо от 21.08.1931 |
Один из постоянных помощников строительству нового Выставочного зала Музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, Василий Андреевич Скосырский, делится своими размышлениями о строительстве и поэтическими находками.
Дорогие друзья!
Наш общий дом — космический корабль — родная Земля набирает скорость, и Время не ждёт.
О планах продолжения строительства нового корпуса в Мемориальном Доме-Музее Н.К Рериха на Алтае (село Верхний Уймон) в предстоящую зиму этого года подробно рассказал на сайте главный инженер СибРО Щербаков Игорь Михайлович.
Я, как приверженец ускорения этого долгожданного развития и частый гость на стройке, знакомый с большинством из участников, которые конкретно, топорами и потом, воссоздали замысел проектировщиков, архитекторов и инвесторов, в год, прямо скажем, непростой, хочу поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу, тем более Игорь Михайлович отвёл нам время на усадку брёвен в доме и творческих мыслей в голове.
Давайте посмотрим на явление создания нашего нового дома, а главное, на его созидателей, глазами поэта Серебряного века Николая Алексеевича Клюева, современника Николая Константиновича Рериха, воспевающего, как и он, ценности и гармонию жизни Руси и Востока, не понаслышке знающего богатую культуру деревенского быта и старообрядческий уклад её жизни.
Н.А. Клюев
РОЖДЕСТВО ИЗБЫ
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились — легки.
Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок —
Сказ пойдёт о Красном Древоделе
По лесам, на запад и восток.
1915 г.
Каково сказано! «Рождество избы» — акт творения, созидание, искусство. После прочтения этого стихотворения уверен, что все мы по-другому увидим хронологию фотографий. Щепа и стружки становятся и для нас «письменами» лет, прожитых деревьями сруба, историей и географией, где они росли. А умелые руки мастеров передали дому красоту и устремления своих душ.
Вот они наши мастера-«древоделы», творящие настоящую красоту «избяного космоса», как называл поэт: «Беседная изба — подобие вселенной: в ней шолом — небеса, полати — Млечный путь…» А Выставочный зал разве не беседная изба?
Перечислим наших крепкогрудых мастеров поимённо:
Прораб — Садовой Александр, Бригадир — Николаев Сергей, Плотники — Пеньков Виктор и Пегин Константин, помощники — Павлов Андрей из Брянска, Ломакин Андрей из Екатеринбурга, Лукина Ольга из Тюмени, Броздовский Владимир из Кемерово, Коршунов Алексей, Кожевин Валерий и Бушуев Евгений из Ярославля, Алексей Грачёв из Новосибирска. Проектировщики: Коровина Анастасия, Чалков Геннадий, Чалков Евгений, Гимадиев Руслан, Анатолий Нестеров. И, конечно же, Щербаков Игорь Михайлович — неутомимый всевидящий глаз, умелые руки и широкое инженерное сопровождение стройки.
Прирастают «избы» в Уймонской долине, расширяя пространство Красоты и обозначая контуры будущего города Мечты.
Читающий эти строки, думаю, догадался, что я не случайно привёл именно это стихотворение из многопланового творчества Николая Клюева. Его красочная поэтическая речь, содержащая в себе утверждение нетленных ценностей крестьянского мира, побуждает окунуться в него, опираясь на свою генетическую память, и быстрее взяться за словари. В этом и вижу прямую пользу, особенно для молодёжи.
Давайте приглядимся к полотнам Н.К. Рериха, вслушаемся в деревенскую красоту стихов поэта Н.А. Клюева (равно как и других его современников, воспевающих деревню как первооснову мироздания) и постараемся понять глубокую мудрость, запечатлённую в форме, знаке, символе — простом и привычном, но не постигнутом. Чем, кстати, и занимаются дети села Верхний Уймон и округи в нашем «Городе мастеров», постигая мудрость урало-сибирской росписи.
И напоследок. Не расслабляемся в зиму. Думаем, как помочь Музею… и помогаем реально!
В одном из своих ранних стихотворений Андрей Вознесенский обращался к читателю:
Если лес — помоги,
если хлеб — помоги,
если есть — помоги,
если нет — помоги!
Помогите музею запустить Галерею!
С уважением, В.А. Скосырский