Радость борьбы есть основная нота Бытия. Рерих Е.И. Письмо от 13.05.1931 |
До 5 мая в Музее Н.К. Рериха продлится выставка картин художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко. А 20 апреля в 15 часов состоится встреча, посвящённая его творчеству.
Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин, 51 из них находится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.
..."Художник, — писал поэт Александр Блок, — это тот, для кого Мир прозрачен, кто обладает взглядом ребёнка, но во взгляде этом светится сознание зрелого человека; тот, кто роковым образом даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не один только первый план Мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной, тот, наконец, кто слушает Мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя".
В середине XIX века в России появилось новое направление научно-философской мысли — русский космизм. Философы и учёные, писатели, художники стремились осмыслить место человека во Вселенной. «Человек родственен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и одного с Космосом состава», — писал известный русский философ Николай Бердяев.
В 1923 – 1927 годах сложилась группа художников-космистов — «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), в состав которой входил и Виктор Тихонович Черноволенко.
Виктор Тихонович Черноволенко родился в марте 1900 года в Москве. Окончил Первое московское реальное училище с коммерческим уклоном. До призыва в Красную Армию работал в оперном театре в качестве статиста. В годы Гражданской войны служил начальником пулемётной команды лыжного батальона в Томске. После ранения был комиссован.
В 1920- е годы он знакомится с группой молодых художников и сам начинает писать картины.
В 1926 году в Москву приехал выдающийся русский художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Встреча с ним сыграла решающую роль в судьбе группы «Амаравелла». Н.К. Рерих приглашает молодых художников участвовать во Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке и Чикаго. Приглашение принимается, и картины русских космистов были тепло встречены в Америке.
Впоследствии, когда космизм оказался под запретом, все члены группы, кроме В.Т. Черноволенко, который работал в то время на Дальнем Востоке, были арестованы, осуждены и прошли через лагеря. Спустя десятилетия они были реабилитированы.
В 1958 году Виктор Тихонович познакомился с Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.
«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Я очень дорожил его мнением. Юрий Николаевич был для меня очень большим авторитетом. Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъёмом в душе», — писал В.Т. Черноволенко.
В 1960 году Виктор Тихонович уходит на пенсию и полностью посвящает себя творчеству. Расцвет его таланта приходится на последние двенадцать лет жизни: за это время было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин.
После ухода Виктора Тихоновича из жизни в 1972 году М.Ф. Дроздова-Черноволенко, жена художника, передала 51 его картину в новосибирский Музей Н.К. Рериха.
На первый взгляд, картины В.Т. Черноволенко представляют вымышленный, фантастический мир. Однако сам художник неоднократно отмечал, что мир на его картинах реальный: «Всё, что изображено, я просто вижу в процессе созидания картины. Это совершенно реальный мир, быть может, это тот мир, который в будущем дано будет увидеть каждому человеку, когда спектр его восприятия станет богаче и совершеннее». Виктор Тихонович никогда сам не раскрывал содержания своих работ и на традиционный вопрос: «Что вы хотели сказать этим или что изображено на картине?» — художник отвечал вопросом: «А что вы сами увидели здесь?» Он не навязывал зрителю своего видения, полагая, что картины сами должны говорить за себя.