Обращение к Высшему Миру должно вызывать восторг и увеличение сил к выражению прекрасного. Такие качества рождаются не страхом, но любовью. Мир Огненный, ч. 2, 292 |
В субботу, 23 февраля, в рамках выставки «Индия. Ритмы времени» прошла встреча, посвящённая индийскому писателю, поэту, философу и просветителю Рабиндранату Тагору.
Дмимтрий Кшеновский, Алексей и Екатерина Грачёвы рассказали о жизни Рабиндраната Тагора, встречах с другими великими людьми, о поездке в СССР, о встрече с Николаем Рерихом, о созданной им школе-университете Шантиникетан (Обитель мира), о пьесе "Жертвоприношение", романе "Гора" и сборнике "Гитанджали". А завершил встречу индийский классический танец в исполнении Дарьи Столяровой.
О своём детстве и образовании Тагор писал: «Я воспитывался в атмосфере устремлённости, стремлении шире раскрыть человеческий дух. Мы в семье черпали свободу силы в нашем языке, свободу воображения – в литературе, свободу духа – религиозных верованиях, и свободу мышления – в социальном окружении. Благодаря такой обстановке я уверовал в силу образования, которая неотделима от самой жизни, и которое одно лишь способно подарить нам истинную свободу, – высшую ценность для человека: свободу морального единения в мировом сообществе…»
«Я сбежал из школы после пятого класса». Юный Рабиндранат не завершил и университетский курс по юриспруденции, покинул Лондон после двух лет обучения.
«Моя единственная цель в жизни – просвещение!». Последовательно осуществляя её, Тагор организовал школу Шантиникетан (Обитель мира), где «ребёнок находится в естественном для него окружении среди цветов и певчих птиц. Только так может он вполне выразить скрытое богатство его индивидуального дарования. Подлинное воспитание должно способствовать самопроизвольному извлечению на поверхность бесконечных хранилищ мудрости, скрытых внутри».
Вдохновлённый словами ведической мантры «yatra visvam bhavati ekanidam» («где весь мир сосредоточен в одной точке»), Тагор основывает в Шантиникитане институт Вишва-Бхарати: «Я хочу, чтобы географические границы исчезли хотя бы в одном месте Индии – и пусть этим местом станет наш Шантинекитан».
Миссией университета, существующего и в наши дни, стало стремление воплотить в едином научном сообществе встречу Востока и Запада и через свободный обмен идеями укрепить фундаментальные условия мира во всем мире. «Изучение религии, литературы, истории, науки и искусства индуистской, буддийской, джайнской, исламской, сикхской, христианской и других цивилизаций - для истинного духовного осознания, дружбы, хорошего общения и сотрудничества между мыслителями и учеными как восточных, так и западных стран».
Следуя завету священных Упанишад, «человек должен осуществить полноту своего существования, найти своё место во Вселенной», так писал Тагор в книге «Садхана» (Творчество жизни).
В 1913 году «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление» Рабиндранат Тагор был удостоен Нобелевской премии за сборник из 157 стихотворений под названием «Гитанджали» (Жертвенные песнопения).
Свету! Свету! Зажги его жарким пламенем желания!
Светильник не мерцающий - таков твой жребий, сердце! Ах, смерть - лучший удел твой!
Бедствие стучит в твою дверь и вещает, что твой господь бодрствует и зовет тебя на любовное свидание во мраке ночи. Небо в тучах и дождь непрестанный. Я не знаю, что так волнует меня, - я не знаю, что со мною. Вспыхнувшая на мгновение молния сгущает мрак еще более, и мое сердце бредет ощупью по той тропе, которой ведет меня музыка ночи.
Свету! Свету! Зажги его жарким пламенем желания!
Гром гремит, и бушует ветер. Ночь черна, как уголь. Рассей мрак!
Зажги светоч любви своей жизнью!
(№26, Перевод Н А Пушешникова)
Тагор становится знаменит, его приглашают во многие страны, он объезжает весь Мир.
Увидев бедствия своего времени, Тагор стал его Целителем, Провидцем и Толкователем. Он достиг этого волшебством сердца и разума, которое подвластно лишь детям и поэтам. Сам размах его путешествий приводит в восхищение. Он всегда страстно стремился к знакомству с другими культурами, объединяя их лучшие аспекты в самом себе и в своём университете. Страны Европы, США, Ближний Восток, Азия, Россия… Встречи, общение, лекции и литературные вечера… Где бы он ни был, он всегда оказывался в кругу ярчайших интеллектуалов и творческих личностей, обсуждал проблемы философии, политики, искусства. В письме к своей дочери Тагор однажды заметил: «Я чувствую, как неустанность бередит меня… Мир радушно встретил меня, я тоже радушно встречу его… Я приближаюсь к широкой дороге странника».
«Я бы не считал цель своей жизни достигнутой полностью, если бы не приехал сюда», – написал поэт в своих «Письмах о России». В сентябре 1930 года Тагор проводит две недели в СССР. Его поразил размах культурного строительства в Стране Советов. «Если бы я не увидел собственными глазами, я бы никогда не смог поверить, что всего за десять лет они не только вывели из тьмы невежества и унижения сотни тысяч людей и не только обучили их грамоте, но и воспитали в них чувство человеческого достоинства. Нам следует приезжать сюда специально для изучения постановки образования».
Тагор объективно рассказал об экономических и культурных достижениях Советского Союза. Он сумел выделить массу положительных явлений в новом государстве.
«После поездки по России сегодня я направляюсь в Америку, но память о России до сих пор владеет всем моим существом. Дело в том, что другие страны, в которых я побывал, так не волновали мое воображение. Их деловая энергия разобщена разными областями деятельности, будь то политика, больницы, школы или музеи. А здесь… единые устремления объединили всё. Такое глубокое единение душ… Бросается в глаза их необыкновенная смелость. Их воля огромна».
Главный персонаж романа «Гора», о котором в этот день шла речь – это искренний, страстный и деятельный патриот, хорошо образованный и обладающий лидерскими качествами, но он ещё молод и максималистичен, ему не хватает опыта и мудрости. Наблюдая за его становлением, читатель может видеть, как искреннее намерение найти истину выводит человека наверх даже сквозь какие-то заблуждения и тупики. Все события в романе, все основные персонажи так или иначе имеют отношение к духовному пути людей – как в высшем смысле, так и в общественно-церковном.
Один из персонажей, мудрый Пореш-бабу, так говорит о поисках своего пути: «Сектантство приводит к тому, что люди перестают понимать одну простую и несомненную истину, а именно, что человек — это прежде всего человек; оно, как водоворот, затягивает людей, и мало-помалу искусственные, ими самими созданные различия между религиями брахмаистов и индуистов начинают заслонять саму истину». … «Истина познается только в противоречиях и в преодолении препятствий. Совершенно неверно утверждение, что несколько мудрецов когда-то в древности познали истину и раз и навсегда установили ее. Истину нужно открывать снова и снова — она познается каждым поколением в борьбе и трудностях».
После встречи, продлившейся более двух часов, часть посетителей осталась, чтобы пообщаться с танцовщицей и поговорить с докладчиками. Заинтересовавшиеся слушатели попросили листки с цитатами из романа "Гора", кто-то уже успел скачать полный текст из библиотек интернета, что было очень приятно - тема отзвучала.
Мероприятие транслировалось ВКонтакте, если прикреплённая ниже запись не отображается на сайте, её можно найти здесь: https://vk.com/video-172502533_456239055
Завершая рассказ об этом дне, вспомним, что Джавахарлал Неру писал в «Открытии Индии» о Тагоре: «Он, больше чем кто-либо другой из индийцев, помог гармоничному сочетанию идеалов Востока и Запада и расширил основы индийского национализма. Он был самым выдающимся интернационалистом в Индии, верившим в международное сотрудничество и работавшим во имя его. Он принёс в другие страны то, что Индия могла им дать, а в Индию то, что мир мог дать его собственному народу. И все же при всём своем интернационализме он никогда не отрывался от почвы Индии, и его ум был насыщен мудростью Упанишад и учением Будды».