Мы можем сказать просящим о помощи – действуйте, в таком вашем состоянии Нам легче помочь. Надземное, 73 |
Во вторую субботу января в Музее Н.К. Рериха прошла очередная встреча в рамках мероприятий, приуроченных к выставке «Индия. Ритмы времени». В период работы выставки музей знакомит своих посетителей с различными гранями индийской культуры. В декабре и январе прошло два концерта и мастер-класс Студии классического индийского танца в стиле Бхаратанатьям "Васанта" под руководством Елены Суворовой, в феврале посетителей музея ждёт знакомство с жизнью выдающегося общественного деятеля индии Махатмы Ганди и творчеством индийского писателя Рабиндраната Тагора.
А 12 января гостьей музея была исследователь буддийской культуры Чечек Ондаровна Адыгбай, которая познакомила посетителей с буддийским искусством и тибетской живописью тханка. Чечек Ондаровна – кандидат философских наук, в прошлом преподаватель кафедры философии Тувинского государственного университета, была руководителем научно-образовательного центра буддологии и тибетологии ТувГУ. Сейчас Чечек Ондаровна живёт и работает в Новосибирске, продолжает заниматься исследованием философии и культуры буддизма, и культуры родной Тувы.
В своей лекции о буддийском искусстве Чечек Ондаровна затронула многие его аспекты. Распространение буддийской культуры в Азии, культурные связи Индии, Китая и Тибета. Образы и содержание буддийской живописи тханка. Рассказала о художниках прошлого – первом монгольским Богдо-гэгэне, выдающимся скульпторе, основателе монгольской портретной живописи, «монгольском Микеланджело» Гомбодоржийне Занабазаре, и современности – художнике тханка Николае Дудко, чьи работы в 2017 году пополнили коллекцию Музея.
В завершении лекции зрителям был показан документальный фильм «Я – буддийский монах» (Автор сценария и режиссер И. Богуславский, Киностудия народов и народностей России "Зов", 1994 г.). Он посвящён жизни духовного лидера последователей тибетского буддизма Далай-ламе XIV — Тензину Гьяцо и во многом трагической истории Тибета в XX веке.
Приведём слова Далай-ламы XIV из его книги «Свобода в изгнании», которые звучат в фильме: «Я твердо верю, что цель любой религии состоит в том, чтобы сделать людей лучше, помочь им обрести счастье. Надо уметь победить себя, отказаться от богатства, славы, наслаждений, ибо эти привязанности порождают страдание. Я убежден в этом не только как Далай-лама, но и просто как глубоко верующий человек. Иногда меня спрашивают – что такое Далай-лама? Для одних это значит, что я – живой Будда, для других это значит, что я бог-царь, но все это не то, что я думаю сам. Для меня Далай-лама – это лишь титул, обозначающий занимаемую мною должность. Сам я – просто человек и, в частности, тибетец, решивший быть буддийским монахом по имени Тензин Гьяцо…»Ближе к вечеру в Музее состоялась тематическая экскурсия «Россия – страна великого будущего».
Николай Рерих в своём творчестве предвещает наступление Новой Эпохи – Эпохи Света и Добра. Издревле в сердцах человеческих живёт мечта о Земле обетованной, где процветает добро и справедливость. Но, как Сказано, рукой и ногой человеческой будет построено царствие Божие на Земле.
Какому же народу по силам справиться с этой великой задачей? Многие деятели серебряного века были уверены: такая судьба предначертана России. «Россия – мессия новых времен», пишет Всеволод Иванов, «Россия – мессия грядущего дня», - вторит ему поэт Андрей Белый.
Но почему именно Россия? Ответ на этот вопрос мы неоднократно находим в творчестве Николая Рериха, этой значительной теме и была посвящена экскурсия. Именно в России состоится последняя решительная победа в той духовной битве добра и зла, которая ныне достигла своего апогея. И значительную роль сыграет в этом истинная Культура, помогая нам очистить души от несовершенств ушедших времён, устремляться к самым прекрасным образам и идеалам.
1. «Символика буддийской живописи».
Лектор: Адыгбай Чечек Ондаровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тувинского государственного университета.
2. «Я – буддийский монах».
Документальный фильм о Далай-Ламе XIV (киностудия «Зов», 1994).