Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
20 октября в Музее Н.К. Рериха состоялся концерт вокальной музыки. Произведения из репертуара Ф.И. Шаляпина исполнил лауреат международных конкурсов Максим Санкиров (г. Улан-Удэ); концертмейстер — Ксения Никулина (г. Новосибирск).
Перед началом концерта посетителям был представлен этот творческий проект:
* * *
«Гениальный сын Земли русской» — эти слова начертаны на розовой гранитной плите на могиле величайшего русского певца, когда-либо появлявшегося на оперной или концертной сцене, — Фёдора Ивановича Шаляпина.
История вокального сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему. Его называли сыном Богов, любимцем муз и вдохновенья, русским чудом.
Время жизни и творчества певца называют Эпохой Шаляпина. Два с лишним десятилетия блистал Шаляпин на русских сценах, покоряя слушателей своим талантом и нередко доводя их до слез восторга. Сила его таланта была такова, что, когда он пел песню «Эй, ухнем», в зале ощутимо возникал трагический образ волжских бурлаков с известного полотна Репина. И тут же певец мог перевоплотиться в обезумевшего от горя Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского или в самого Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Обладавший гигантской фигурой, статью, широкоплечий, с могучим голосом, певец мгновенно мог преобразиться из величественного и скорбного образа Бориса Годунова в надломленного, измождённого страдальца с потухшим взором, исполняя романс Рахманинова «Судьба».
Шаляпин воплотил целую галерею типажей русских людей, их характеров, портретов, вкладывая в эти персонажи всю свою любовь к человеку, глубокое понимание и сочувствие.
Трагичным оказался эпилог жизни артиста, когда неизбежностью стала разлука с родиной, отъезд с семьёй во Францию.
Н.К. Рерих, который был хорошо знаком с Фёдором Ивановичем не только лично, но и по спектаклям, которые ставились Дягилевым для Русских сезонов в Париже, высоко ценил искусство гениального мастера. Он писал: «Сколько раз государственные деятели Франции поминали именно русское художество как один из неоспоримых магнитов, спаявших бывшее франко-русское понимание. Дягилевский балет и опера! А сам Шаляпин!» И, называя его имя в ряду других деятелей русской культуры, Рерих утверждает: «Ведь это не была простая театральная антреприза, это были прекраснейшие посланники, вестники русские, которые навсегда закрепили низкий, приветливый поклон незабываемой России».
«Декорация к "Половецким пляскам" в 1906 в Париже дала мне много друзей, — вспоминал Рерих. — Из дягилевской постановки в Париже "Князя Игоря" один эпизод — незабываем — костюм хана Кончака для Шаляпина. Труден был Федор Иванович. Никогда не знаешь, к чему придерется. …Но ко мне всегда относился ласково. Оценил мой скифо-монгольский костюм. Умел и надеть его».
И ещё приведём слова людей, посетивших Рериха в его имении в Индии: «Приходила группа индусов, сикхов и американцев. Говорили, что русское искусство оставило особо глубокую память в Америке: в лице Рахманинова — музыка, Рериха — живопись и Шаляпина — пение».
Данный творческий проект, посвящённый 145-летию великого певца, будет представлен в необычной форме. Вы услышите музыкально-литературную композицию в исполнении лауреата международных конкурсов Максима Санкирова (г. Улан-Удэ) в творческом союзе с концертмейстером Ксенией Никулиной (г. Новосибирск). Композиция выстроена в виде моноспектакля, театра одного актёра, выступающего от имени Шаляпина. Весь текст заимствован из автобиографической книги Фёдора Ивановича Шаляпина «Маска и душа».
Максим в 2006 году закончил колледж искусств в Улан-Удэ им. П.И. Чайковского по классу вокала у Вячеслава Баяндаевича Елбаева — заслуженного работника культуры РФ и Республики Бурятия, кавалера ордена Почёта и медали Агвана Доржиева.
Затем обучался в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе Народного артиста России Сергея Николаевича Алексашкина. Дальнейшее обучение проходил в магистратуре университета им. А.И. Герцена. Вернувшись на родину, в Бурятию, работал в театре оперы и балета.
В данное время стажируется в Германии в Высшей музыкальной школе в г. Любек».
* * *
В концерте прозвучали произведения:
«Эй, ухнем», русская народная песня в обработке Ф. Кенемана;
«Два гренадера». Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне (пер. М. Михайлова);
«Перед воеводой» (баллада). Музыка А. Рубинштейна, слова И. Тургенева;
«Сомнение». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника;
«Элегия». Музыка Ж. Массне, слова Л. Галле (пер. А.Сантагано-Горчаковой);
«О, если б мог выразить в звуке». Музыка Л. Малашкина, слова Л. Лишина;
«Вдоль по Питерской», русская народная песня
и другие.
Выступление молодого талантливого певца из Бурятии, обладателя красивого голоса, сочного глубокого тембра, было принято очень тепло и даже восторженно. Максим и Ксения были очень тронуты таким приёмом, расспрашивали о музее, о самом Н.К. Рерихе, после концерта осмотрели залы. Прощаясь, пообещали, что это не последнее их выступление в нашем музее.