Мысли на каждый день

Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы.

Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Репортаж с открытия выставки С.Н. Рериха. Часть 2. Рассказ о картинах

 
25.10.2016




Из выступления И.М. Щербакова на открытии выставки картин Святослава Николаевича Рериха из собрания частных коллекционеров.
23 октября 2016, Музей Н.К. Рериха в Новосибирске


* Перейти к 1 части репортажа с праздника *

В этот день хочется говорить о живописи Святослава Николаевича, о его мировоззрении, о Служении Прекрасному. Служение искусству. Служение Прекрасному - главное дело его жизни. Этим путём он стремительно ушёл к Великолепным Высшим Мирам и оставил заповедь нам, идущим его следами, – всегда стремиться к Прекрасному.

Начнём наш разговор с отзыва Николая Константиновича Рериха о творчестве Святослава. В очерке «Святослав» Н.К. Рерих пишет: «Если возьмём сравнивать его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была чёткой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж, — во всём будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм». Очерк был написан в 1935 году. Это как раз то время, когда было создано большинство представленных на нашей выставке  работ.

Святослав Рерих в это время жил в Наггаре, в долине Кулу, вместе с родителями. Сама долина представляет собой уникальное место с большим историческим прошлым. Собрание народов, проживающих в долине, не повторено более нигде.

Красота природы долины в окаймлении горных хребтов и вершин наполняла творчество Святослава Рериха живительными образами и красками, давала бесконечное разнообразие тем.

В долине произрастает интересный вид сосны. Ветви этих деревьев довольно длинные, прямые и расположены параллельно земле. Святослав Николаевич так их и изображает на картине «Кулу. Сосна». Кроны повторяют путь облаков – странников небесных. (Наши сосны-сибирячки имеют высокие, медные стволы и кучерявую крону из закрученных веток.)

Травы и кустарники - непременные спутники гор и лесов. Они дают широкую палитру цвета. В их цветах находит отражение само небо.

Эскиз «Кулу. Юкка». На склоне предгорья гималайских гор изображен вечнозелёный куст, семейства Агавовых, Юкка. Это растение имеет листья сизого цвета, цветёт великолепными белыми цветами.

Святослав Николаевич уделял огромное внимание гармонии красок на своих полотнах и проводил над их правильным сочетанием большую работу. «Я полагаю, что цвет даёт жизнь, – Говорит Святослав Николаевич. – Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции, определяемые тем, нравится нам эта реакция или нет. Потому цвет, даже без ассоциации и формы, всё же несёт в себе вибрации жизни…».

Работали Рерихи и в Лахуле. Картины «Горы. Лахул» и «Кейланг» отражают впечатления Святослава Рериха об этом административном центре Индии. Кейланг расположен на высоте 3300 метров над уровнем моря. На этой высоте растёт только трава, а облака можно наблюдать плывущими под ногами. И сияющие снежные вершины врезаются в высокое голубое небо.

Со слов Циринг Дордже, индийского искусствоведа и племянника ламы Тондупа, чей портрет писал Николай Константинович, Рерихи провели в Лахуле четыре летних полевых сезона. Они останавливались недалеко от Кейланга в мастерской художника.

У Николая Константиновича Рериха есть несколько картин, посвящённых Лахулу. В записях художника читаем:

«Мы опять едем в Лахуль. За перевалом Ротангом уже повеял сухой тибетский воздух. Тот самый воздух, целительный и вдохновляющий. Знающий в себе всех искателей духовного восхождения. Ночью же по ясному небу с бессчетными звездами, со всеми млечными путями и зарожденными и оконченными телами, полыхали странные зарницы. Не зарницы это, но то самое замечательное Гималайское свечение, о котором уже не раз поминалось в литературе.

Пройдя Тибет и Ладак, можно оценить и Лахуль. Снеговые пики, цветочные травы, пахучий можжевельник, яркий шиповник не хуже лучших долин Тибета. Многие святыни, ступы, пещеры отшельников не уступают Ладаку. На скалах тоже ритуальные фигуры лучников, догоняющие стрелою круторогих горных баранов. А ведь древний айбекс был символом света! Те же погребения в могилах, уставленных камнями, и в каменных склепах-камерах. Над Кейлангом раскинулась мощная гора Колокола - "Духовного отдохновения" со своею священною триглавою вершиною.»

Редкий человек не обращает свой взор на плывущие облака. Удивительный мир раскрывается на голубом небе. Когда на восходе солнца первые лучи зажигают свет на кромках туч и облаков, и всё небо начинает полыхать заревом. Могучая радость наступления нового дня разливается в пространстве. Стремительный восход - и мир залил свет.

В сияющее будущее уносится мысль, когда языки пламени бегут по закатному небу. В эти завораживающие мгновения дух чует, что есть они, миры огненные, и жизнь, «живая красота», там тоже есть. «Небесным зодчеством» называл эти явления Николай Константинович.

У Наталии Дмитриевны Спириной есть замечательное стихотворение:

Стремящийся, не бойся туч —
Небес живую красоту
Они сильнее оттеняют;
И солнца луч на лоне их,
Горя на облаках седых,
Цветы восторга зажигает.

Эти явления Святослав Николаевич запечатлел на картине «Огненные облака».

Святослав Николаевич совершал экспедиционные выходы в горные районы Гималаев, где открывается всё величие этих священных гор. Священный Химмават и его пылающие вершины отображались на полотнах картин. Великолепной технике написания гор Святослав учился у своего отца. Можно вспомнить серию картин, посвящённых вершине Конченджанга, картину Гепанг.

Вершину Гепанг Рерихи очень почитали. Очертания этой величественной вершины угадывается на картине «Закат». Очень частое состояние в горах - глубокая вечерняя синь предгорья подчеркивает красные вершины гор в лучах заходящего солнца.

Работа С.Н. Рериха «Когда собираются Старцы» глубоко символична.

Семеро собравшихся вместе — словно кристаллы-самоцветы, окружённые языками пламени. В единении они дают гармоничный аккорд сердец, наполняющий пространство светом. Цветовое решение картины в синих и красных тонах передаёт высокое творческое напряжение.

Тепло и творящий Свет исходят от картины.

Символичность картины позволяет воспринимать её каждым зрителем в том ключе, который для него ближе. Но каждый задаст себе вопрос: «Когда Старцы решают собраться и зачем?»

Исследователи творчества С.Н. Рериха относят её создание к периоду 1930-1940 года. В это же время Святослав Николаевич пишет картину «Когда собираются йоги» (1939). Сюжеты картин очень схожи между собой. Потому ключ к прочтению картины «Когда собираются старцы» мы попытаемся найти через эту картину.

Павел Фёдорович Беликов писал: «Человечество потрясено первыми вестями о новом взрыве кровавого безумия. Звериная жестокость попирает все права людей в странах, претендовавших на звание оплота цивилизации. Паника, неуверенность в завтрашнем дне охватывают население этих похваляющихся своей культурой стран. А в это время на Гималайских склонах, у высокогорного озера собирается небольшая группа людей, жизнь которых протекает по извечным законам природы. Это – не фанатики, не аскеты, они не отрешились от жизни, их лица выражают интерес ко всему сущему, им есть, что друг другу поведать, чем друг с другом поделиться. У этих простых людей много общего с окружающим их миром. Они отказались только от абсолютно для жизни ненужного, лишнего, в том числе и от всего, что может привести к бессмысленному взаимоуничтожению. Мироздание, создавшее человека, с избытком способно обеспечить все его материальные и духовные потребности, но способен ли сам человек воспользоваться предлагаемым богатством? Поставленный лицом к лицу своей прародительницы – Природе, он обязан решить этот вопрос согласно и мудро. Почему же так, как собираются йоги, не собраться вершителям и правителям народных судеб? Какие истинные меры жизни и смерти утеряны в мире людей?» (П.Ф.Беликов. Святослав Рерих. Жизнь и творчество, с.117).

То было время начала второй мировой войны, апофеоз Армагеддона на Земле.

И в наше время XXI века, когда значительная часть мира погружена в хаос, когда из-за океана рвутся воинствующие голоса, актуальность идеи защиты мира путем переговоров просто вопиёт в пространстве. Должны люди доброй воли собраться и сказать твёрдое «нет» войне, братоубийству на земле. И снова Старцы, «Силы Небесные», должны сойтись и засветить светильник единения, сжигающий тьму. Должны объединиться в мощном усилии, чтобы явить чудесный дар человека изменять свойства стихий — огонь поядающий на огонь творящий, творящий красивую, мирную жизнь.

«Будем идти вперёд во имя Красоты. Развернём наши знамёна, развернём знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, принося всё больше и больше красоты в жизнь каждого дня», - призывал Святослав Николаевич Рерих.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку