Задание или, как я люблю это называть, искусство творить отношения с людьми и среди людей есть величайшее из всех искусств. Рерих Е.И. Письмо от 18.04.1935 |
12 марта в Музее Николая Константиновича Рериха в Новосибирске состоялось открытие выставки «Восток: лики прекрасного».
На ней представлены миниатюры в восточном стиле Елизаветы Малининой и керамика в жанре э-ута Владимира Юделевича.
Елизавета Евгеньевна Малинина – кандидат филологических наук, доцент кафедры востоковедения НГУ. Она – автор многочисленных публикаций по духовной культуре Дальнего Востока и переводов японской художественной прозы на русский язык. Автор ряда фильмов, посвященных искусству и культуре Востока, Алтаю.
Миниатюры Елизаветы Малининой выполнены в смешанной технике монотипии, пастели, акварели, гуаши, китайской туши.
Владимир Иосифович Юделевич – художник-керамист:
«Многое из того, что я делал за последние тридцать лет, было так или иначе связано с Японией. Еще в юности я был поражен своеобразной красотой миниатюрных скульптур Нэцкэ и восемь лет изучал ремесло нэцукяси. Работал с деревом (яблоня, самшит), камнем, костью».
Последние десять лет художник увлечен жанром э-ута (картина-стихи), в котором образной основой является стихотворение – хайку или танка, а художественные средства сочетают изображение с каллиграфией. В основном это чаши «тяван» для чайной церемонии, чайницы, керамические пласты – аналог каллиграфических свитков.
Выставка открыта для посетителей до 20 мая.
С 1 по 15 апреля ее дополнит коллекция бонсай Юрия Овчинникова.
Юрий Викторович Овчинников – кандидат биологических наук, дизайнер, путешественник, мастер бонсай с мировым именем, руководитель группы ландшафтной архитектуры и фитодизайна Центрального Сибирского ботанического сада СО РАН. Он единственный в Новосибирске профессионально занимается искусством бонсай.
В рамках проведения выставки пройдут показы фильмов об Алтае и Японии, лекции-презентации по восточному искусству Елизаветы Малининой и мастер-класс Владимира Юделевича.
Приглашаем всех, кто ценит утонченность и красоту восточного искусства, которую удалось передать авторам в своих произведениях.
Из выступления ведущего на открытии выставки
«Восток: лики Прекрасного» – так называется выставка, которую мы сегодня открываем. Не случайно эта выставка проходит в нашем музее – музее Рериха. Мы знаем об особом интересе Рерихов к Азии. Николай Константинович писал: «Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религия, и философия и многие другие ценнейшие нахождения по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии». (Н.К. Рерих. Дары Востока).
Приведу ещё его слова, относящиеся к японскому народу: «Говоря о Японии, мы можем употреблять слово Прекрасное. На это понятие имеет право народ, который до сих пор весною выходит празднично приветствовать пробуждение природы, народ, который обращает повседневность в сокровище искусства и выбирает одну картину для каждого дня; народ, который знает, как очувствовать произведение искусства». (Н.К. Рерих. Слава самураев).
И в целом Рерих подчеркивал огромную роль Красоты в жизни людей. «Прекрасное - это благородный водитель всей нашей жизни!». (Н.К.Рерих. Прекрасное). «… будем ценить, будем хранить все прекрасное с сердечною заботливостью». (Н.К. Рерих. Ценность прекрасного)
* * *
Скажем несколько слов об авторах представленных работ.
Елизавета Евгеньевна Малинина дважды проходила длительную научную стажировку в Научно-исследовательском институте по проблемам дзэн-буддизма Ханадзоно (Киото, Япония). Она является приглашенным профессором Международного университета Акита (Япония). Елизавета совершила путешествия в разные страны Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы. Она была в Китае, Японии, Индии, Тибете.
Елизавета Евгеньевна читает циклы научно-популярных лекций по культуре и искусству Дальнего Востока и у нас в стране, и за рубежом. Её выступления проходили в Калифорнии (США), ДУ Академгородка, в Доме Хоккайдо (г. Новосибирск), Государственном музее Востока (Москва). Постоянно сотрудничает с журналами «Культура и время» и «Восточная коллекция», где напечатаны многие её статьи. Издан набор открыток «Сады и храмы Японии».
Всё это вы можете увидеть в нашей витрине. В том числе и монографию «Искусство, рожденное безмолвием». Именно с этой прекрасной книги и началось наше знакомство с Елизаветой Малининой. Книга рассказывает о некоторых гранях японского искусства, вдохновленного идеями дзэн-буддизма. Читатель получает возможность проникнуться красотой дзэнского сада, приобщиться к таинству чайного ритуала, узнать об особенностях дзэнской живописи тушью. Впервые российский читатель знакомится с жизнью и творчеством величайшего художника XV столетия Сэссю. Первые две главы книги целиком иллюстрированы фотографиями автора.
* * *
Ещё один участник нашей выставки - Владимир Иосифович Юделевич. Он окончил художественно-графический факультет НГПИ и в течении 30 лет сочетает работу по обучению детей и взрослых в студии лепки с творческой деятельностью художника-керамиста.
Владимир говорит о себе: «Я художник-керамист; живу в Новосибирске. Уже много лет учу детей и взрослых лепке и гончарному делу — и сам всё время учусь тому же.
Любое дело, если им заниматься достаточно долго, может многому научить, а керамика — особенно. "Луна и снег... Любуясь прекрасным, жил в своё удовольствие", — сказал Басё. Вот и я жил в своё удовольствие — делал то, что мне нравилось: занимался подглазурной росписью, керамикой для бонсай, разрабатывал новые способы формовки и обжига, осваивал хитрости техники кракле.
Многое из того, что я делал за последние тридцать лет, было так или иначе связано с Японией. Что это – воспоминания прошлой жизни, или просто так выпали кости - теперь уже не выяснить.
Ещё в юности я был поражён своеобразной красотой миниатюрных скульптур нэцкэ, и семь или восемь лет на практике изучал ремесло нэцукэси. Я работал с деревом (яблоня, самшит), камнем, костью.
Работа со скульптурой, пусть и миниатюрной, поневоле заставляла задуматься о природе формы, о главном и второстепенном; со временем мне захотелось попробовать уйти в мир простых форм и вечных сюжетов. Керамические скульптуры этого периода строятся на основе приёма формовки, превращённого в основу для образа. Я работал с замкнутыми формами, жгутами и поверхностями и в малом, и в монументальном размере. Пожалуй, этот период многому научил меня.
Для художника очень важно знать, что его труд кому-то нужен; ведь каждая чаша - это письмо, которому ещё предстоит найти своего адресата. Вот почему я надеюсь, что мои работы не оставят Вас равнодушными, и с нетерпением жду Вашего отклика».
С 1 по 15 апреля выставку работ Елизаветы Малининой и Владимира Юделевича дополнит бонсай Юрия Овчинникова. Выставка бонсай продлится лишь две недели с 1 по 15 апреля. Ведь для растений и их мастера выставка – это настоящий экзамен, к которому стараются подгадать цветение или листопад, привести в порядок крону, сделать стрижку и новую укладку. Процесс выращивания растения в стиле бонсай – искусство тончайших нюансов, требующее постоянного внимания и бережного ухода. А главное – любви и восхищения перед созданием природы.