Вся земная жизнь состоит из чередования снисходительности и сострадания. Надземное, § 553 |
16 августа в Музее Н.К. Рериха состоялось мероприятие, посвящённое 113-летию Ю.Н. Рериха. Учёные, современники Юрия Николаевича, отзывались о нём как о великом ориенталисте, обладавшем гигантским арсеналом знаний. Те, кто работал и общался ним, отмечали, что в жизни он был очень прост, естественен и обладал способностью делать других счастливыми и свободными. Открыла мероприятие сотрудница музея Юлия Цыганкова: «Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в Музее Н.К. Рериха в день рождения одного из членов этой великой семьи. 16 августа — день рождения Ю.Н. Рериха. Сегодня мы встретимся с ним. Пусть эта встреча будет радостной. Как говорила Н.Д. Спирина, “думая о ком-то, мы незримо знакомимся. Это вполне реально, хотя и не очевидно. (…) Та высокая, светлая индивидуальность, которая проявилась в личности Юрия Николаевича и через неё озарила наш предрассветный мрак лучами знания и излучениями сердца, всегда есть, на каком бы плане, в какой бы сфере ни пребывала”. Такое понимание помогает нам объединиться с Юрием Николаевичем, примкнуть к нему сердцем и духом. Хочу познакомить вас с “Автобиографией”, которую написал Ю.Н. Рерих при устройстве на работу в Институт востоковедения Академии наук СССР в Москве: “Родился 16 августа 1902 г. в Окуловке, Окуловского района, Новгородской области. Сын академика Н.К. Рериха и Е.И. Рерих. Среднее образование получил в гимназии К.И. Мая в Петрограде. В 1917 – 1919 гг. проживал в Финляндии. Высшее образование получил в Школе восточных языков Лондонского университета (индо-иранское отделение), 1919 – 1920. Со второго курса перешёл в Гарвардский университет, США, который окончил со степенью бакалавра по отделению индийской филологии. В 1922 – 1923 гг. работал в Парижском университете на Среднеазиатском, Индийском и Монголо-тибетском отделениях (работал с проф. Пеллио, Бако, С. Леви и Мейэ). Одновременно занимался на военном и юридическо-экономическом отделениях и слушал курс китайского и персидского языков (работал с проф. В.Ф. Минорским). Магистр индийской филологии. В 1924 – 1925 гг. вёл исследовательскую работу в Индии, Сиккиме и Кашмире, занимаясь санскритским и тибетским языками. В 1925 – 1928 гг. работал с экспедицией Н.К. Рериха в Ладакхе, Синьцзяне, Монголии, Китае и Тибете. С 1930 г. состоял директором Института гималайских исследований в Индии. В 1931 – 1932 гг. работал в Западном Тибете. В 1934 – 1935 гг. работал в Маньчжурии, Монголии и Китае. С 1935 г. вёл научную работу в Индии. С 1949 г. работал в Калимпонге, Западный Бенгал, где руководил индо-тибетским семинарием для оставленных при университете для подготовки к профессорскому званию, а также заведовал курсами китайского и тибетского языков. Состоял членом Королевского Азиатского общества в Лондоне и Азиатского общества в Бенгале. В августе 1957 г. вернулся в СССР”. Это только сухие факты его биографии, но мы с вами понимаем, что за каждым из этих пунктов — огромный труд, а иногда и цена жизни». Посетители музея познакомились с живописным портретом Л.Р. Цесюлевича — «Юрий Рерих». Художник встречался с Юрием Николаевичем, поэтому все присутствующие с большим интересом слушали прозвучавшее в видеозаписи выступление Леопольда Романовича: «Когда я взялся за портрет Юрия Николаевича, то у меня в сознании жило одно понятие — ВОСХОЖДЕНИЕ. Это понятие очень часто встречается в мудрых наших книгах. Восхождение духа, восхождение сознания, восхождение знания, восхождение жертвы. Я наблюдал Юрия Николаевича в течение неполных трёх лет, — его жизнь была восхождением. Решая замысел картины «Юрий Рерих», Л.Р. Цесюлевич выделил три направления: «Во-первых, это гуру, учитель. Удивительный, настоящий, с восточным подходом. Он был учителем, который учит, но незаметно, и человек рядом с ним становится лучше. Он владел восточным способом разговора и говорил сокровенные вещи. Если сознание готово, оно уловит, а если не готово, то нет. Он читал мысли, чувствовал мысли, даже малейшее колебание чувств. Он улыбался глазами. Это такая доброта, которую скрыть очень трудно. Очень тонкий, очень чуткий, он никогда не позволял, чтобы кто-либо в его присутствии чувствовал себя униженным. Он каждого человека возвышал. Это был учитель жизни. Хорошо известен его мощнейший интеллект. Мы все очень хорошо знаем, что он написал, что сделал как учёный, притом он не был кабинетным учёным, который только работает с источниками, обобщает данные и так далее. Юрий Николаевич каждый год ходил в экспедиции. Поэтому, когда я думаю о нём, я не могу его представить сидящим за письменным столом. Его суть — движение. Он получил военное образование в Париже. В нём была подтянутость, армейская дисциплина, и форму он любил армейскую. Даже когда мы встретились в Москве, Юрий Николаевич уже был одет в форму советского офицера: гимнастёрка, офицерские брюки и ботинки. Удивительно проникновенно говорил художник о своём отношении к Юрию Николаевичу Рериху: «Когда я был с ним рядом, я чувствовал счастье, было счастьем быть рядом с ним. Он произвёл на меня большое впечатление, хотя мы встречались мало. Вот тут вступает в силу закон беспредельности. Мгновенное прикосновение к высокому сознанию и беспредельная жизнь в одних условиях — они сходятся. Чтобы подняться, достаточно иногда одного мгновения». К дню рождения Ю.Н. Рериха и 100-летию Петербургского дацана Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов была подготовлена выставка «Рерихи и петербургские традиции изучения буддизма», дополненная предметами буддийской культуры из фондов Сибирского Рериховского Общества. Её открыла Юлия Юрьевна Будникова, заместитель директора по музейно-выставочной работе музея-института. В экспозиции представлены тематические баннеры: «Н.К. Рерих — участник строительства буддийского храма в Петербурге», «Н.К. Рерих — коллекционер восточного искусства», «Гималайский исследовательский институт “Урусвати”», «Основные этапы научной деятельности Ю.Н. Рериха», «Обряд разбивания камня», «Возвращение на Родину [Ю.Н. Рериха]», «Ю.Н. Рерих в переписке Л.Н. Гумилёва с евразийцами», «Деятельность сыновей Н.К. Рериха по сохранению буддийского храма». Выставка также знакомит с традиционной тибетской тханка-живописью в стиле карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвёл в Восточном Тибете (провинция Кхам) в ХVI веке. Строительство Петербургского буддийского храма «Даца́н Гунзэчойнэ́й» (в переводе с тибетского — источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника) продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое богослужение в ещё неоконченном храме состоялось 21 февраля 1913 года в связи с празднованием 300-летия царской династии Романовых. Оно проходило при участии главы буддистов Забайкалья Бандидо Хамбо-ламы Д.Д. Итигелова, высоких гостей из Монголии и группы петербургских буддистов. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширетуем) стал лама Агван Лобсан Доржиев — один из наставников Далай-ламы XIII. Cтроительству храма в столице Российской империи буддисты Тибета придавали особое значение. Это стремление получило ответный отклик в среде тогдашней петербургской интеллигенции. Интерес семьи Рерихов к духовному наследию Востока в этом смысле является очень характерным явлением для Петербурга начала ХХ века. Что касается пристального внимания именно к учению Будды, то помимо участия Николая Константиновича Рериха в комитете по строительству Петербургского дацана следует отметить изучение буддийских классических текстов (например, «Ламрин» Цонкапы) Еленой Ивановной Рерих, которая чуть позже выступит автором книги «Основы буддизма» (1926). Юрий Николаевич Рерих, начавший свои «восточные штудии» ещё гимназистом в Петербурге (брал уроки истории Древнего Востока у профессора Санкт-Петербургского университета Б.А. Тураева, начал изучать монгольский язык с выдающимся монголоведом А. Д. Рудневым), тоже считал себя продолжателем петербургской востоковедной традиции. Особенно ярко эта преемственность проявилась в его усилиях по восстановлению серии «Bibliotheca Buddhica» в период его работы в Институте востоковедения. Издание «Библиотека Буддика» было возобновлено в 1960 году по инициативе Ю.Н. Рериха, ставшего ответственным редактором «Дхаммапады» —канонического текста буддийской литературы (пер. с пали В.Н. Топорова). К 1991 году вышло ещё шесть выпусков. По окончании Центрально-Азиатской экспедиции на основе собранных материалов Ю.Н. Рерихом был написан программный труд «Тибетская живопись» — первое обобщающее исследование подобного рода в мировой ориенталистике. Юрий Николаевич возглавил буддологические исследования в Институте Гималайских исследований «Урусвати», затем в университете г. Калимпонга, а после возвращения на Родину в секторе истории религии и философии Индии в Институте востоковедения. Результатом многолетней деятельности стала восстановленная в нашей стране школа буддологии, а также книги, статьи, переводы хроник, словари, они представлены на нашей выставке. Буддизм входит в число коренных религий России и уже около трёх столетий распространён в Бурятии, Калмыкии, Туве, на Алтае, однако линия передачи Учения и художественная традиция были прерваны в советский период. После 1959 года в силу исторических причин тибетский буддизм и искусство Тибета получили широкое распространение на Западе, а в 1990-е годы — в европейской части России, и, таким образом, древняя тибетская традиция нашла своих преданных последователей. Начиная с 1993 года в разных городах (преимущественно в Санкт-Петербурге и Москве) стали регулярно проводиться курсы традиционной тибетской тханка-живописи в стиле карма-гадри, и со временем эта тибетская традиция успешно прижилась на русской почве. Это оказалось возможным прежде всего благодаря компетентному учителю и наставнику — голландской художнице Марианне ван дер Хорст-Лем. Марианна, профессиональный художник с европейским образованием, обучалась тханка-живописи у известного тибетского мастера Гега-ламы (1931–1996), который в 1980-е годы посещал Бельгию для проведения обучающих курсов (по поручению XVI Гьялва Кармапы). Позднее Гега-лама уполномочил свою ученицу передавать дальше традицию живописи карма-гадри, и вот уже более двадцати лет Марианна щедро делится с учениками своими знаниями и опытом. Благодаря её удивительному бескорыстию и преданности искусству сотни людей смогли приобщиться к этой уникальной древней традиции, и не только в России: под руководством Марианны прошли десятки практических курсов также на Украине, в Европе и США. На выставке представлено девять авторских репродукций тханок, созданных Марианной ван дер Хорст-Лем и её учениками. |