Оставьте все предрассудки – мыслите свободно. Зов, 24.03.1920 |
Уже третий раз переиздана в ИЦ РОССАЗИЯ книга Галины Ярцевой "Рерих и Алтай".
Побывав на Алтае в составе возглавляемой им Трансгималайской экспедиции, Николай Рерих воспел красоту этого края в своих картинах и, проведя здесь ряд научных изысканий, предсказал Алтаю будущий расцвет. Повествование об алтайском этапе Трансгималайской экспедиции проиллюстрировано фотографиями из архива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, репродукциями картин Николая Константиновича, картой экспедиции, современными фотоматериалами. Часть современных фотографий обновлена.
Первое издание книги вышло в 2005 году, второе - в 2010.
(посмотреть в интернет-магазине)
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии.
До Рериха русские путешественники уже два столетия занимались исследованием Азии. Впечатляют блестящие достижения отечественной науки в изучении геологии, географии, этнографии, филологии, экономики и, конечно же, культуры стран Срединной Азии. Вот что пишет об этом английский путешественник начала XIX века Дуглас Каррутерс: «В ряду известного об исследованиях нет более захватывающей главы, нежели повествование об изучении русскими Центральной Азии и западной части Китая. Это было величайшее предприятие, оказавшееся вполне по плечу московитам. Русский привык всё делать в крупном масштабе. Его путешествия чаще всего колоссальны. Н.М. Пржевальский, пионер русских путешественников, покрыл, например, 19,5 тысяч миль пути и употребил на это 9 лет и 4 месяца своей жизни, а П.К. Козлов пересёк великую Гоби пять раз в трёх различных направлениях. Русские исследования во Внутренней Азии были систематическим предприятием, частью того огромного плана, который был задуман Русским географическим обществом в Петербурге под руководством высокоода- рённого его вице-президента П.П. Семёнова...»
Н.К. Рерих стал достойным продолжателем русских исследователей Центральной Азии. Возглавляемая им экспедиция фактически завершила дело Н.М. Пржевальского и П.К. Козлова, заветной мечтой которых, так и не осуществлённой, было пересечь Центральную Азию с севера на юг.
Особое притяжение Н.К. Рериха к Центральной Азии было неслучайным. Так, в «Листах дневника» он писал: «К сердцу Азии потянуло уже давно, можно сказать, от самых ранних лет. (...) Русь в древнейшие времена уже внимательно слушала сказания мудрых восточных гостей. Сношения с Востоком были гораздо глубже, нежели западники старались это представить. (...) Сердце Азии является как бы и сердцем мира, ибо откуда же шли все учения и вся мыслительная мудрость?»
По свидетельству Ю.Н. Рериха, «Азия, Восток всегда привлекали внимание Николая Константиновича Рериха. Его интересовали общие корни славянства и индоиранцев, восточные истоки Древней Руси, красочный кочевой мир наших степей. И в художественном творчестве, и в научных исканиях художника Север, Русь с Великим Новгородом (ведь именно Н.К. Рерих был зачинателем раскопок Новгородского кремля) неизменно сочетались с Востоком, кочевым миром Внутренней Азии, миром древнеиндийской культуры и мысли. Этим двум основным устремлениям художественного творчества и своего научного интереса Ни- колай Константинович оставался верен всю свою творческую жизнь. Эти основные интересы его творчества навсегда остались как бы путеводными огнями на его пути художника и учёного».
Экспедиция академика Н.К. Рериха в Центральную Азию была организована Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, Институтом объединённых искусств и Международным центром искусств «Corona Mundi» («Венец Мира») и имела несколько важных задач. По словам Ю.Н. Рериха, участника экспедиции, «её главной целью было создание уникальной живописной панорамы земель и народов Срединной Азии...
Второй задачей было изучение возможностей новых археологических изысканий и, таким образом, подготовка путей для будущих экспедиций в том же регионе.
Третьей задачей являлось изучение языков и диалектов Центральной Азии и собирание большой коллекции предметов, иллюстрирующих духовную культуру этих районов».
«Кроме художественных задач в нашей экспедиции, — писал Н.К. Рерих, — мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».
У экспедиции были и другие, более глубинные и не подлежащие широкому оповещению задачи, имевшие решающее значение для эволюции человечества. Соответственно этому складывался и маршрут экспедиции. Таким образом, посещение определённых стран и местностей было отнюдь не случайным, и это в полной мере касалось пребывания Рерихов на Алтае.
17 ноября 1923 года пароход «Македония» вышел из Марселя. На его борту находилась вся семья Рерихов — Николай Константинович, Елена Ивановна и их сыновья, Юрий и Святослав. Они направлялись в Индию. Так начинался первый этап пятилетней Центрально-Азиатской экспедиции.
Второй её этап начался весной 1925 года, когда Рерихи, уже без Святослава, прошли огромный маршрут от Индии до Сибири и Алтая и обратно — через Монголию, Китай и Тибет — в Индию. Таким образом, экспедиция, по словам Ю.Н. Рериха, «дважды обошла вокруг земель, составляющих сердце Азии», тем самым завершив дело русских исследователей, пытавшихся пройти из России Азиатской через Тибет в Индию. Это удалось только Рериху, поэтому его экспедиция является великим достижением в ряду мировых географических открытий.
Путешествуя по Центральной Азии, Рерих искал то общее, что объединяет и роднит культуры разных стран. Изучая легенды и сказания народов Азии, он находил в них схожие темы — о таинственном камне благоденствия, о заповедной стране, где живут великие мудрецы, хранящие сокровенные знания. С помощью сравнительного изучения древних религий, искусства и культуры Европы, Азии и Америки он сделал вывод, что Центр Азии является колыбелью всех народов.
Сибирь и Алтай... Они вызывали у Рериха особый интерес. По воспоминаниям Святослава Николаевича Рериха, «Николай Константинович и Елена Ивановна придавали большое значение Сибири и Алтаю. Они считали, что духовное возрождение нашей Родины придёт из Сибири. Сибирь и Алтай они считали магнитом Азии в России... Николай Константинович всегда верил, что в Сибири будет пребывать мощь русская... Поэтому Алтай был каким-то центром; и он мечтал, что где-то там будет это замечательное развитие». «Алтай и Сибирь — великие магниты для дружбы и сотрудничества России с Азией. Они несут в себе огромные силы и возможности».
Академик В.К. Шумный (Сибирское отделение РАН) отмечал, что для Рериха Сибирь являлась тем рубежом, «где произошёл синтез культур Востока и Запада. Понимание того, что мы находимся на стыке двух культур — восточной и западной, — было одним из основных критериев оценки семьёю Рерихов роли Азии, роли Сибири в будущем человечества, в формировании его нового мировоззрения». Н.К. Рерих утверждал, что синтез, слияние культур происходило именно в период кочевых империй на огромных территориях Евразии.
Алтай — это узел переселения народов, один из главных путей, по которому древние племена передвигались из Центра Азии на равнины Сибири и далее в Европу. Многие из них оставили здесь следы своей культуры. Так, на Алтае находится множество древних захоронений. Ещё в каменном веке здесь жили люди, оставившие наскальные изображения — памятники своеобразной культуры и философии. Николай Константинович и Юрий Николаевич занимались изучением «звериного стиля», столь типичного для кочевого искусства племён различного этнического толка. «Звериный стиль» был распространён очень широко — «от южных российских степей к самым границам Китая и от сибирских лесных просторов до могучих высот Трансгималаев и Тибета». Он проник даже в Западную Европу и оказал влияние на романский стиль в храмовой архитектуре.
Алтай является самой северной точкой горного мира Центральной Азии; южная его оконечность — Гималаи. А за Гималаями — Индия, давний друг России. «Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, “Алтай – Гималаи” — два магнита, два равновесия, два устоя. (...) Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт» — так писал Николай Константинович.
Алтай интересовал Рериха как звено между Россией и Индией, за сотрудничество и сближение которых он ратовал всю свою жизнь. Этот великий горный мир, мало изменённый цивилизацией, был своеобразным музеем под открытым небом. «Только бы постучаться в двери этой красоты без угроз, без оружия, без грабежа, — говорил Рерих. — С полною готовностью собрать жемчуг глубочайших анонимных достижений».
Для Рериха-учёного Алтай был интересен как центр Евразии, находящийся, по его словам, на одинаковом расстоянии от четырёх океанов. Средоточие. И здесь, в центре Алтая, находится самая высокая вершина Сибири и Дальнего Востока — Белуха (4499 м).
Н.К. Рериха влекла на Алтай возможность изучить быт, искусство, образ жизни алтайского народа. Его интересовали и русские старообрядцы, поселившиеся здесь в давние времена, спасаясь от церковных реформ митрополита Никона.
В составе алтайского периода экспедиции было семь человек: Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, сын Юрий Николаевич, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Лихтман (позднее Фосдик), тибетский лама Лобзанг (учёный тибетец, ассистент Юрия Николаевича) и юный ладакец Рамзана.
Будучи руководителем экспедиции, Н.К. Рерих нёс нелёгкий груз ответственности за её жизнеобеспечение. Именно он должен был тщательно продумать всё — от утверждения маршрута и финансирования экспедиции до укомплектования её необходимым оборудованием, амуницией, медикаментами, продуктами, достаточным количеством вьючных животных; на нём лежало также решение множества других организационных задач. Главное — необходимо было принять все меры, чтобы в труднейших условиях горных переходов охранить жизнь людей.
Елена Ивановна Рерих отправилась в экспедицию, когда ей было 44 года. В Азии она впервые села в седло, но, несмотря на это, наравне с мужчинами прошла 25 тысяч километров труднейшего пути, преодолела 35 горных перевалов высотой 4000 – 6400 метров над уровнем моря. При этом была душою экспедиции, ободряя и поддерживая всех в тяжёлых ситуациях.
Юрий Николаевич Рерих отвечал за охрану экспедиционного каравана от возможных вооружённых нападений диких племён или разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии.
В 1913 году, когда задумывалась экспедиция в Центральную Азию, Юрию было 11 лет, но уже тогда он начал готовиться к участию в ней — изучать иностранные языки, знание которых ему очень пригодилось в будущем. К 17 годам, когда Юрий собрался поступать в свой первый университет, он уже знал восемь европейских языков, а к началу экспедиции окончил Школу восточных языков при Лондонском университете, Гарвардский университет (отделение индийской филологии) и Школу восточных языков в Сорбонне. Юрий Николаевич изучил более двадцати восточных языков, совершенно свободно говорил по-монгольски — «как рождённый в юрте кочевник». «Он прекрасно знал персидский, китайский, тибетский языки и наречия, все индийские разговорные и древние языки, санскрит и пали, что особенно было важно при работе над рукописями». И когда Рерихи отправились в экспедицию, «им не нужны были переводчики, и сердца простых людей из самых потаённых племён, которые им встретились, были им полностью открыты»11. Перед Рерихами распахивались двери горных монастырей, им были доступны древние манускрипты, которые никогда не попадали в руки европейца.
Супруги Лихтман присоединились к Рерихам в Москве в июне 1926 года, чтобы отправиться с ними на Алтай. Зинаида Григорьевна — одна из первых и самых верных сотрудниц Рерихов в Америке. Тридцать пять лет, с 1920 по 1955 год, вплоть до ухода Е.И. Рерих, она работала с ними в тесном контакте. За стойкость и мужество Елена Ивановна называла её «воительницей».
В мае 1926 года экспедиция караванными тропами дошла до Советского Казахстана и в районе озера Зайсан пересекла границу, 1 июня погрузилась на пароход и по Иртышу прибыла в Омск. Далее Рерихи отправились на поезде в Москву для встречи с советским правительством. Приехав туда 13 июня, они на следующий день передали главе наркоминдел Г.В. Чичерину Послание Махатм — Великих Мудрецов Востока — и ларец со священной гималайской землёй, а также семь картин серии «Майтрейя» («Шамбала идёт», «Конь счастья», «Твердыня стен», «Знамёна грядущего», «Мощь пещер», «Шёпоты пустынь», «Майтрейя-Победитель»), написанных во время вынужденной стоянки экспедиции в Хотане, и две картины, примыкающие к серии, — «Красные кони» и «Явление срока».
Но ни Послание, ни картины не были нужны советскому правительству: идеи, изложенные Махатмами Востока, оказались недоступными их пониманию. Позже картины были переданы А.М. Горьким в Нижегородский художественный музей.
Получив разрешение продолжить экспедицию, Рерихи в июле 1926 года направились на Алтай. Они уезжали из Москвы полные надежд. Николай Константинович писал в Америку: «Друзья, если бы Вы могли видеть доброжелательную толпу, бывшую при нашем отъезде! Если бы Вы могли слышать задушевные приветы, которые народ посылал в Америку, Вы ещё крепче почувствовали бы все нити, тесно соединяющие наши великие страны — страны, которые никогда между собой не воевали...»
Итак, 22 июля 1926 года члены экспедиции направились из Москвы в Горный Алтай: поездом до Новониколаевска, где они остановились в гостинице «Метрополитен» на Дворцовой улице (сейчас ул. Революции, 4), а оттуда 27 июля пароходом по Оби до Барнаула и далее в Бийск и в Верхний Уймон...