Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать. Надземное, 86 |
Коллектив СибРО сердечно благодарит сотрудников Новосибирской областной научной библиотеки за предоставленную возможность воспользоваться их материалами при подготовке к выставке. |
12 июля в Музее Н.К. Рериха были открыты две выставки, посвящённые Преподобному Сергию: выставка икон «Имя святое – Сергий» и выставка репродукций картин художников Н.К. Рериха, М.В.Нестерова, С.Н. Ефошкина «Земной Ангел и Небесный Человек». После открытия выставки был показан фильм «Обитель Сергия. На последнем рубеже». С именем Преподобного Сергия Радонежского связаны поворотные события отечественной истории, знаменовавшие духовный подъем русского народа. Высотой своего духа Преподобный Сергий сумел воплотить в жизни все нравственные законы христианства. Он не произносил длинных проповедей, но учил, прежде всего, своим примером. Труд был возведён им в священное понятие, неотделимое от духовного самоусовершенствия. «Благодаря широкому установлению им и учениками его новых обителей, школ суровой подвижнической жизни, сильно поднялась нравственность народа». Возникавшие вокруг таких монастырей поселения имели перед собой пример высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему. Духовное наследие Преподобного оказало огромное влияние на всю древнерусскую культуру, и прежде всего - на иконопись. В Сергии Радонежском Андрей Рублёв и его современники воочию увидели столь убедительный пример святости, без которого никакая фантазия не смогла бы создать такие выдающиеся произведения христианского искусства. Впервые появляются чисто русские иконы, где просветлённые лики святых полны возвышенной духовности, мягкости, сердечности. ''Бог и Родина'' — вот то, что двигало жизнью и судьбою Преподобного Сергия... и эта любовь дала ему возможность так совершенно, до конца, исполнить заповедь Господню о любви к людям». Самый мирный Подвижник, он без колебания благословляет князя Дмитрия на бой с татарами. Именно этот сюжет позволял художникам развить мысль о том, что только в духовном и национальном единстве заключена необоримая сила России, что русский народ непобедим тогда, когда сплотит все духовные и физические силы.
Самое раннее иконописное изображение Преподобного Сергия Радонежского с сохранившимися его портретными чертами – надгробный покров, произведение лицевого шитья. Покров полагался на гробницу с мощами Сергия Радонежского в Троицком соборе. По преданию, он был подарен Троице-Сергиеву монастырю одним из сыновей Дмитрия Донского: либо Великим московским князем Василием Дмитриевичем, либо вторым сыном – удельным князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. Этот покров восхищает своей необычностью, мастерицы, выполнявшие его, соблюдая все каноны древнерусского шитья, шёлковыми нитями мастерски передают живые черты лица Сергия, и мы видим духовное состояние человека, погруженного в молитву. В живописи, как и в иконописи, мы видим эпизоды из Жития Преподобного, известные из описания его современником и учеником, жившим с Сергием Радонежским в монастыре, Епифанием Премудрым. К образу Преподобного в разные периоды обращались многие художники. К Михаилу Васильевичу Нестерову первое признание пришло после написания им картины «Пустынник» (1888-89). Это произведение было приобретено П.М. Третьяковым для своей коллекции. За годы своей творческой деятельности Михаил Васильевич создал 15 больших произведений, посвящённых Сергию Радонежскому. Наибольшую известность получили работы «Преподобный Сергий» (1898), триптих «Труды преподобного Сергия» (1896-1897), «Юность преподобного Сергия» (1892-1897), «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898-1899). Сергей Николаевич Ефошкин – наш современник, художник-живописец, член Союза Художников России и Международной ассоциации Изобразительных искусств, живет и работает в Москве. Окончил Московский Государственный Художественный институт им. В.И.Сурикова, ученик народного художника СССР Ильи Глазунова, яркий представитель современной историко-жанровой школы. Кроме исторического жанра, художник работает в жанрах портрета, пейзажа, книжного оформления и иллюстрации. Сергей Ефошкин является автором живописных исторических циклов: «Из истории Государства Российского», « Житие и чудеса Святителя Николая Чудотворца» и частично представленное здесь «Житие преподобного Сергея Радонежского, ХIV век.» Творчество его — доброе, тёплое, светлое. Преподобный Сергий, непрестанно заботясь о внутреннем и духовном преуспеянии своей паствы, решил ввести в своей Обители общежитие. Вначале устав жития в Троицкой Обители на Маковце был особножитным, то есть каждый монах имел свою келью, сам одевал себя и готовил себе пищу, имел даже некоторую собственность в келье, подчиняясь лишь общему для всех игуменскому надзору в делах духовных. Но с ростом монастыря и братии такое положение становилось затруднительным, разность в положении братии порождала зависть и неурядицы. Преподобный увидел себя вынужденным учредить более строгий порядок, приближавшийся к первохристианским общинам, — все равны и ни у кого нет ничего своего, вся жизнь общинная. В житии мы находим рассказ о видении, предсказавшем Сергию будущий рост и процветание его Обители. По-видимому, это видение относится ко времени, когда Преподобный был обеспокоен мыслями о переустройстве монастырского быта, к введению общежития. Однажды в глухую ночь Преподобный, в великой заботе о духовных чадах своих, бодрствовал на молитве и услышал голос, звавший его: «Сергие!». Удивился Преподобный необычному зову во нощи, открыл оконце келии и увидел видение дивное. Свет лучезарный как бы струился с неба, и столь блистающ был этот Свет, что яркостью превосходил свет дневной. И снова голос произнёс: «Сергие! Ты молишься о чадах своих. Господь услышал моления твои». При этом Преподобный увидел множество птиц, «зело прекрасных», прилетевших не только в монастырь, но и вокруг монастыря, и таинственный голос продолжал: «Смотри и виждь множество иноков, сшедшихся в паству, тобою направляемую. Так умножится стадо учеников твоих и по тебе не оскудеют, аще восхотят стопам твоим последовати».
Житие Сергия Радонежского - особенно любимая тема для Николая Константиновича Рериха. Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова. У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига. На картинах Николая Рериха в лице Сергия-игумена мы имеем образ истинного Вождя, Он мог быть снисходительным, но нигде не видно попустительства. Есть свидетельство, что при всей своей мягкости он бывал суров. Именно, присущая ему великая справедливость покоряла ему все сердца. Смирение, которое так часто упоминается в связи с обликом Преподобного, имеет совершенно другое значение, нежели в современном смысле слова. Смирение его было самоотречением, но не самоуничижением, ибо иначе разве мог он явиться духовным наставником столь выдающейся паствы и создать такую мощную духовную твердыню? Разве мог бы он принять ответственность перед всем народом, благословив воинство на страшный бой с вековым врагом Земли Русской? Он знал силу духа своего, он знал Волю Сил Высших. Мерилом величия духа всегда будет сознательно принятая тяжесть ответственности. Преподобный знал эту меру и принял полную чашу. Сергий для Николая Константиновича олицетворял духовный, трудовой и ратный подвиг русского народа, всё это Рерих описал и в своих очерках. «Как бы не болело сердце русское, где бы ни искало оно решения правды, но имя Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа». Елена Ивановна Рерих писала: «Именно Преподобный Сергий есть хранитель Земли Русской, именно Ему надлежит спасение России. Потому, когда сознание это окрепнет и загорится в сердцах сородичей, тогда и начнётся великое духовное воскресение и спасение Родины».
|
|