Мысли на каждый день

Без напряженной битвы нет победы.

Иерархия, 320

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Неслучайно-случайная статья для Вас:
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Музыкальный лекторий: "Музыка - душа моя". Михаил Иванович Глинка.

 
16.01.2014


Январская встреча Музыкального лектория была посвящена тому, кого мы называем отцом русской классической музыки - русского классического романса,русской симфонической музыки, национальной русской оперы - Михаилу Ивановичу Глинке. «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке», — так писал известный критик Владимир Васильевич Стасов.

Рассказ о жизни и творчестве композитора перемежался видеофрагментами фильмов и музыкальными выступлениями. Музыка и романсы Глинки звучали в исполнении фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских, ансамбля скрипачей "Блестящие смычки" (руководитель Марина Кузина, концертейстер Янина Койфман), солистов НГАТОиБ Николая Лоскуткина и Ольги Колобовой, преподавателей детской школы искусств №25 Аллы Кузнецовой и  Александра Шугаева. Самой юной участницей лектория на этот раз была Дзюбан Лиза, исполнившая "Мелодический вальс".

Следующая встреча 15 марта будет посвящена Антону Григорьевичу Рубинштейну.


Ансамбль "Блестящие смычки" (руководитель Марина Кузина, концертмейстер Янина Койфман)


Лиза Дзюбан 


Алла Кузнецова и  Александр Шугаев


Николай Лоскуткин

Ольга Колобова


Ведущая Музыкального лектория -
Эльвира Полонская



Эльвира и Анатолий Полонские

Михаил Иванович Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасское Смоленской губернии, в семье смоленских помещиков. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке.

В 1818 Михаил поступил в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте в Петербурге, где учился вместе с младшим братом Александра Пушкина — Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом. Гувернером Глинки был русский поэт и декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано.

Позже в Новоспасском он иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», начал сочинять оркестровую музыку, однако основное место в его творчестве занимали романсы. Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Евгения Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825).

В 1830 году Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, где укреплял здоровье и знакомился с западноевропейским искусством: занимался композицией и вокалом, посещал театры, познакомился с композиторами Винченцо Беллини, Феликсом Мендельсоном и Гектором Берлиозом, серьёзно занимался теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи поэта Ивана Козлова. В этой поездке по Европе у композитора зародилась мысль о создании национальной русской оперы.

Возвратившись в Россию, Михаил Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Василия Андреевича Жуковского, он познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем, Петром Андреевичем Вяземским, Владимиром Федоровичем Одоевским и др. Именно Жуковский подал Глинке идею написать оперу на сюжет об Иване Сусанине. Сочинение в силу политической ситуации пришлось назвать «Жизнь за царя», его премьера 27 января 1836 стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Вскоре Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.

Другая знаменитая опера Глинки - «Руслан и Людмила». Композитор беседовал с Александром Пушкиным о создании оперы ещё с 1837 года, а премьера её состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. На одном из представлений побывал венгерский композитор Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший оперу и роль Глинки в русской музыке в целом.

В 1835 году М.И. Глинка женился, но брак оказался неудачным, и впоследствии композитор переселился в дом братьев. Также много времени проводил в заграничных поездках, где рождались новые шедевры. Так, в Испании были написаны оркестровые пьесы «Арагонская хота» (1845) и «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1848, 1851). В 1848 композитор провел несколько месяцев в Варшаве, где была написана «Камаринская» — сочинение, о котором русский композитор Петр Ильич Чайковский заметил, что в ней, «как дуб в желуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1855 произошло его знакомство Глинки с Милием Алексеевичем Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.



Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку