Мысли на каждый день

А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение!

Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Открыта выставка "Весть Красоты" в Доме учёных Академгородка

 
01.05.2013


30 апреля в Академгородке, Доме учёных СО РАН, открылась выставка "Весть Красоты", организованная музеем Н. К. Рериха. Экспозиция состоит из 34 репродукций картин Н. К. Рериха, которые сопровождаются стихами Н. Д. Спириной.
Работы Н. К. Рериха, представленные на выставке, знакомят зрителя с героями, подвижниками, святыми; они влекут к сияющим горным вершинам и устремляют к далёким звёздам.

Эпиграфом к выставке стало стихотворение Наталии Дмитриевны «К картинам Н. К. Рериха».

Мы на этой земле
      видим отблеск Надземных Миров,
Постигаемых нами
      в твоих небывалых твореньях;
И картины твои
      нас уводят от сумрачных снов
К жизни вечных Основ и Красот,
      неземных и нетленных.

Выставка будет работать до 12 мая. Предлагаем вам познакомиться с фоторепортажем и с вступительным словом с открытия выставки.

Весть Красоты

В красоте залог счастья человечества.
Иерархия, 359

Сегодня мы рады представить выставку «Весть Красоты» из фондов Музея Н.К. Рериха в Новосибирске. Репродукции картин Н.К. Рериха и стихи к ним Н.Д. Спириной. Символично, что эта выставка открывается в Доме учёных Академгородка. Именно здесь состоялась первая выставка картин Н.К. Рериха в 1973 году. И также потому, что Н.Д. Спирина жила в Академгородке, проводила экскурсии по выставкам Н.К. и С.Н. Рерихов, а также была активным членом Музыкального салона и английского клуба Дома учёных.

Познакомимся поближе с жизнью и поэтическим творчеством Н.Д. Спириной.

Наталия Дмитриевна Спирина (1911 — 2004) — крупнейший рериховед современности, общественный деятель, основатель Сибирского Рериховского Общества и двух Музеев Н.К.Рериха — в Новосибирске и на Алтае. Духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К.Рериха, она приняла от своего наставника эстафету духовной преемственности и долгие годы трудилась в Сибири как просветитель и деятель культуры.

Н.Д. Спирина — писатель и автор многочисленных выступлений на философские темы. Но многим людям она известна прежде всего как поэт, автор сборников стихов «Капли», «Перед Восходом» и других.

Первая половина жизни Н.Д. Спириной прошла в Харбине. Она вспоминала: «Родилась я в городе Харбине (Китай, раньше — Манчжурия) в 1911 году. Харбин — культурный центр русского зарубежья — был очень интересным и своеобразным городом в том отношении, что он был совершенно русский, — это был осколок старой России». Полюбив поэзию с ранних лет, «как только стала понимать слово», Наталия Дмитриевна пронесла эту любовь через всю жизнь. «Поэзия украла меня и никому не отдала», — говорила она. Посещая с гимназических лет литературно-поэтический кружок в Харбине, Наталия Дмитриевна, по её словам, «копила, впитывала поэзию», но сама стихов не писала.

Удивительно сильным было тяготение Н.Д. Спириной к слову, и особенно слову поэтическому. Многое она легко запоминала наизусть. Впоследствии полюбившиеся стихи переписывались в отдельные тетради. Среди любимых поэтов кроме Лермонтова и Пушкина были Крылов и Тютчев, поэты серебряного века: Гумилёв, Ахматова, Цветаева, Пастернак.

Переломным моментом в жизни Наталии Дмитриевны стало знакомство с Н.К. Рерихом и его творчеством. Н.Д. Спирина вспоминает об этом: «В 1934 году в Харбин приехал Н.К. Рерих со своей второй, Баргинской экспедицией, и здесь он прожил некоторое время. К сожалению, тогда ... к нему лично я не подошла, но помню их выступления в больших залах нашего города, где они [Н.К. Рерих и Ю.Н. Рерих] рассказывали о своей экспедиции и встречались с людьми. А моя встреча с ним произошла через монографию "Рерих", изданную в Риге в 1939 году, когда я познакомилась с ним как с художником. Книга "Пути благословения" была первой книгой Рериха, которую я прочла. Она произвела на меня огромное впечатление и приобщила к Рериху не только как к художнику, но и как к мыслителю, писателю, поэту, общественному деятелю».

Вдохновившись идеями Рерихов, Н.Д. Спирина начинает писать стихи. Она вспоминает. «До того как я начала читать книги Учения Живой Этики, я никогда стихов не писала и поэтом не была. На писание стихов ничто меня не вдохновляло: ни личные чувства, которые у каждой молодой девушки бывают, — это же естественно, — ничто [другое]. Я была преподавательницей фортепиано, занималась музыкой, очень любила читать стихи, особенно Гумилёва, Марину Цветаеву, Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Но когда я раскрыла книги Учения и загорелась, когда мне стали встречаться мысли очень близкие, которые меня зажигали, у меня стали складываться стихи... Первое стихотворение появилось, когда рано утром я взглянула в окно, а там — восходящее солнце, небо светло-голубое, и по нему летели розовые облака: "На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!". В них я увидела как бы ангелов. После этого я начала писать стихи...»

Елена Ивановна [Рерих] отнеслась к ним одобрительно: «О "Каплях" [так назывались небольшие стихи, не больше семи строк]... могу сказать, что яро они мне близки, и я принимаю их всем сердцем. Пусть пишет со всем пылом сердца своего, не сомневаясь ни в чём. Очень хотела бы иметь ещё несколько "Капель", ибо чую Источник их» (24 января 1954 г.). «Жду новых "Капель" от Наты. Очень они меня трогают... Также радовалась и за присланные "Капли". Сердце горит, и дух начинает творить свою сказку жизни... Любите — и вся радость придёт» (10 февраля 1954 г.).

Очень интересен отзыв о «Каплях» одного харбинского поэта, который он высказал Б.Н. Абрамову. «В литературных занятиях Ваша ученица достигла огромного успеха. Последние два стихотворения являются настоящими шедеврами... Я прочёл их не только с восхищением, но и с завистью, так как использованные ею темы, всегда волновавшие меня и неоднократно мною употреблявшиеся, оформлены с таким совершенством, которого мне достичь до сих пор не удалось. Всё же зависть моя в значительной степени перекрыта радостью перед тем расцветом, который я увидел, читая её стихи. В заключение хочу отметить прекрасную своеобразность стиля, свой независимый ритм, отражающий её индивидуальность».

Стихи сборника «Капли», так высоко оценённые Еленой Ивановной Рерих, навсегда останутся особым разделом поэтического творчества Н.Д. Спириной. Эти стихи получили распространение задолго до их публикации. Они расходились в машинописных текстах, их переписывали от руки, передавали друг другу, посылали друзьям и знакомым. При жизни Наталии Дмитриевны вышло пять изданий «Капель» — стихов, вызвавших необыкновенный отклик у читателей.

В 1959 г. Наталия Дмитриевна приезжает в Новосибирск. Уже через пять дней она была принята преподавателем по классу фортепиано в Детскую музыкальную школу № 5. Три года спустя её пригласили в Академгородок, в музыкальную школу № 10. Она вспоминала: «Ещё в Харбине я прочла в журнале, что под Новосибирском строится город науки, и сказала: "Я хочу быть там!" И это желание привело меня сюда».

Академгородок тогда ещё только строился, желающих ехать туда было немного. Наталия Дмитриевна с радостью приняла предложение занять вакансию преподавателя фортепиано во вновь открывшейся школе. Ей выделили однокомнатную квартиру в доме по Цветному проезду, 23.

Научный городок, где собрались учёные-энтузиасты со всей страны и где ковались кадры для науки будущего, полюбился Наталии Дмитриевне и стал ей родным. Она активно включается в его культурную жизнь: не пропускает ни одного концерта, ни одной значимой встречи с деятелями искусства и культуры в Доме учёных, участвует в работе английского клуба и становится членом Дома учёных. Наталии Дмитриевне была близка высококультурная среда научного городка.

В 1960 — 1970-е годы в новосибирском Академгородке была интенсивная культурная жизнь: проходили интересные выставки, приезжали знаменитые исполнители, существовали клубы по интересам, учёные с увлечением играли в самодеятельном симфоническом оркестре.

Н.Д. Спирина вспоминает о том, как идеи и творчество Рерихов пришли в Новосибирск: «В 1960 году в Советский Союз приехал С.Н. Рерих со своей выставкой, его пригласил Н.С. Хрущёв. С этого времени о Н.К. Рерихе стали писать, а раньше о нём ничего не знали. В Новосибирске всё это началось с 1973 года, когда в Доме учёных Академгородка была открыта сборная выставка картин Николая и Святослава Рерихов. На этой выставке выяснилось, что о них почти никто ничего не знал. Я уже знала о многих картинах, в них очень много символики, её надо было объяснять, и я стала водить экскурсии.

В 1975 году в спорткомплексе Академгородка прошла очень большая выставка картин Николая Рериха. Там тоже довелось водить экскурсии и рассказывать о Рерихе». После этой выставки картина Н.К. Рериха «Победа» была подарена С.Н. Рерихом учёным СО АН и сейчас она хранится здесь, в Доме учёных.

Живя в Академгородке, Н.Д. Спирина продолжала заниматься поэтическим творчеством. В её поэзии выделяются стихи, навеянные полотнами Н.К. Рериха. Во всём мире искусству этого художника

посвящено немало трудов и исследований, в которых говорится о величии и красоте его образов, о прозрачности и чистоте красок.

Знакомство Наталии Дмитриевны с искусством великого художника зажгло в ней огонь вдохновения - и на свет явились стихи особого жанра, «стихи по картинам Рериха». Впоследствии они были объединены в отдельный сборник, получивший название «Весть Красоты», который переиздан уже два раза.

Стихи Н.Д. Спириной по картинам Н.К. Рериха — не просто поэтический отклик на их содержание. Это результат глубокого проникновения в сокровенный смысл живописных произведений, постижение того, что скрыто за видимой формой. Чтобы почувствовать глубинный смысл этих великих творений и передать его в стихах так, как это сделала Наталия Дмитриевна, — для этого мало одного лишь поэтического таланта, но нужно достичь больших духовных высот.

Слияние поэтического слова с «симфонией красочных созвучий» углубляет и обогащает наше восприятие образов Рериха. Высокая мысль поэта, соприкасаясь с возвышенной мыслью художника, в творческом взаимодействии рождает новый чудесный сплав искусств — мощный гармонический аккорд. Возможно, это и есть тот синтез, о котором мечтал художник.

Закончим словами самой Наталии Дмитриевны о своих стихах к картинам: «Стихи ... вызваны восхищением небывало прекрасными полотнами Н.К. Рериха; это — попытка выразить в слове весть Красоты, которую он посылает людям через свои картины. При этом автора вдохновляла идея синтеза искусств, к которому всегда стремился художник, в данном случае — объединение художественных образов живописи с поэтическим словом».




Рассказать друзьям:
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку