Чтение и даже понимание не есть размышление. Нужно приучаться к размышлению. Познание извне должно дать повод к огненному процессу размышления. Мир Огненный, ч.2, 411 |
|
Выдающийся литовский художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис родился 22 сентября 1875 года в Варене, в семье музыканта. В 1893 году по рекомендации композитора М. Огинского он поступает в Варшавскую консерваторию на отделение фортепиано. Наравне с музыкой М.К. Чюрлёнис интересовался математикой, химией, физикой, проблемами астрономии, гипотезами Канта и Лапласа о сотворении мира. Штудировал все произведения французского астронома Камилла Фламмариона.
Ромен Роллан, великий французский писатель, высоко оценил творчество Чюрлёниса и назвал его первооткрывателем нового духовного континента. В своём письме к литовскому исследователю творчества Чюрлёниса М. Воробьёву он так отозвался о «музыкальности» картин художника: «Что особенно пленило меня в репродукциях наиболее известных произведений Чюрлёниса, так это преимущественно музыкально-симфонический и полифонический их характер...»
Его картины написаны в смешанной технике — акварелью и гуашью. Эта техника настолько хрупкая, что сами картины за столетие побывали лишь в нескольких крупнейших столицах мира — Токио, Париже, Берлине, Москве и Варшаве. В настоящее время оригиналы на передвижные выставки не отправляются. В мире всего несколько музеев являются обладателями картин выдающегося литовского художника. В Каунасе находится Национальный художественный музей М.К. Чюрлёниса, в котором собрана наиболее полная коллекция его произведений.
Чюрлёнис — это художник из будущего. В XX веке он был одним из первых художников, которые открыли путь Новой Красоты и провели туда, где творчество космическое соприкасается с земным, где человек-творец открывает дорогу к сотрудничеству с Высшим Миром. В 1907 г. художник создал удивительный по красоте цикл картин «Знаки Зодиака», о котором искусствоведы писали: «Никто из художников так поэтично не сумел изобразить ночь, ночное небо полное звёзд, тайну ночи». Цикл «Соната звёзд» также посвящен теме Вселенной. В этом цикле мысль художника обращена только к Космосу; обе картины пересекает горизонтальная линия — это звёздный «путь-мост». В Allegro и Andante «Сонаты звёзд» художник хотел средствами своего искусства изобразить возникновение мира из хаоса. Allegro — это первичная стадия формирования Космоса, где зародилось множество планет, но ещё всё тонет в бесформенном тумане. В Andante всё успокоилось, формирование мира завершилось. М.К. Чюрлёнис создал цикл картин «Сотворение мира», о котором писал: «Последний цикл "Сотворение Мира" не окончен; я думаю работать над ним всю жизнь... Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а какого-то другого — фантастического. Мне хочется создать цикл, по меньшей мере из ста картин, не знаю, сделаю ли». Он успел создать только тринадцать. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса. Он понимал, что придёт время и изменится взгляд человека на его собственную планету и на другие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Он предчувствовал наступление новой космической эры. Критики и искусствоведы отмечают в своих работах, что его картины не так доступны и просты, как может показаться на первый взгляд, но многие найдут для себя что-то очень важное, значимое и самое необходимое. Полотна Чюрлёниса впечатляют зрителя торжественностью формы, оригинальностью и необычностью. Они как вестники, зовущие человека следовать по единственно возможному эволюционному пути — нравственного самосовершенствования. |