Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
28 апреля в Музее Н.К. Рериха прошла заключительная в этом сезоне встреча музыкального лектория. «Лирическая вселенная Георгия Свиридова» - так она называлась. В этот день музыка Свиридова звучала в исполнении юных пианистов Маши Волчек, Маши и Вали Лаптевых (причём одну из пьес Валя разучила специально для лектория только вчера!). Солистка Светлана Абрамова познакомила зрителей с романсами Свиридова на стихи Пушкина. Выступали, конечно, Эльвира и Анатолий Полонские. В видеозаписи рассказывал о своей судьбе и музыке и сам композитор. Началась встреча не совсем обычно. Поскольку Свиридов много писал для голоса, первым прозвучал в записи именно хоровой фрагмент. Множество голосов сливались, соединялись где-то в вышине, словно образуя музыкальный купол над нашей многострадальной и прекрасной родиной. «Россия имеет свою судьбу, - говорил композитор. – Как один писатель сказал: Россия – трудная земля. Трудная земля. Много испытаний. Иногда такое впечатление создаётся, что мы искупаем какой-то старый грех. Такие трудные испытания. Но народ… я не могу отчаяться в нём. Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди. (…) Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжая свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее». | |
Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже Курской губернии. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Будучи сторонником большевиков, отец погиб, когда Георгию было 4 года. Когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. Ещё в начальной школе мальчик сильно увлёкся литературой и музыкой. Причём первым его инструментом стал исконно русский, народный - балалайка. Мальчик талантливо подбирал музыку на слух и был принят в местный ансамбль народных инструментов. Позже он поступил в Курскую музыкальную школу, а в 16 лет решил продолжать обучение в Ленинграде. В городе знакомых у Георгия не было, поэтому житейски ему приходилось очень трудно, но стремление к музыке преодолевало всё. В Центральном музыкальном техникуме он занимался сначала по классу фортепиано, а потом перевёлся на композиторское отделение. Самым известным сочинением юного композитора стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.
Недоедание и напряжённая работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учёбу и уехать на некоторое время в Курск, на родину. Набравшись сил, летом 1936 года Свиридов возвращается, поступает в Ленинградскую консерваторию. Особенно тесная творческая связь установилась у него с педагогом Дмитрием Шостаковичем. Окончание учёбы в консерватории выпало на 1941 год. Георгий Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья и в составе Ленинградской филармонии был эвакуирован в Новосибирск, где жил до 1944 года, писал военные песни и музыку для спектаклей. Затем прееехал в Москву. За время своего творчества композитор был удостоен различных наград и званий (в том числе – орден Ленина и звание народного артиста СССР). В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Последнее десятилетие творческой деятельности вплоть до своего ухода в 1998 году Георгий Свиридов посвящает в основном музыке для песнопений и молитв. «Когда я думаю о музыке, мне вспоминается, что она исполнялась в соборах и церквях… Мне хочется, чтобы к ней было такое же святое, такое же трепетное отношение, чтобы в ней искал, а главное, находил ответы наш слушатель на самые важные, самые сокровенные вопросы своей жизни, своей судьбы…» «Сложный предмет – время. Не знаю, существует ли оно вне человека? Художник имеет право жить в каком-то другом времени, и он даже обязан иногда жить в другом времени. И из этого своего времени видеть происходящее». «Я не мудрец и не могу никому давать советы. Не могу… Но мне кажется, надо самостоятельно стараться разобраться во всём. Русским надо осознать себя как народ. (…) В области экономики, культуры, науки, искусства Россия достигла исключительных результатов. (…) Россия – это таинственное такое образование, общность людей, природы, исторической судьбы. И, наконец, Россия – как некая лирическая величина. То, что она для меня значит, и что словом определить я не могу». «Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа. Вот для меня что такое Россия». | |