Начиная что-либо, всегда предпосылайте удачу, страшная разрушительная сила заключается в сомнении и недопущении. Рерих Е.И. Письмо от 23.02.1937 |
В августе 2007 года вдова художника Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко передала в дар музею Н.К. Рериха в Новосибирске 51 картину художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко. Благодаря сотрудничеству между Музеем Н.К.Рериха в Новосибирске и Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая у барнаульских зрителей появилась возможность увидеть эти необыкновенные картины.
Предлагаем вашему вниманию фотографии с окрытия выставки и фрагмент выступления, рассказывающий о группе "Амаравелла", в которую входил Виктор Тихонович.
«ПАНОРАМЫ ВСЕЛЕНСКОЙ КРАСОТЫ»
В России на рубеже XIX — XX веков возникло новое направление научно-философской мысли — русский космизм. Это было время, когда рождались идеи К.Э. Циолковского о единстве Вселенной, появилась ноосферная концепция В.И. Вернадского о разумности Космоса, работы А.Л. Чижевского о влиянии космоса на социальные явления планеты. Вселенная всё больше открывала свои тайны. Учёных волновали мысли о Вечности, о бесконечности мирового пространства и месте в нём человека.
Новое направление захватило и искусство. В творчестве художников, музыкантов, поэтов нашла воплощение идея единства человека и Космоса. Чувство неразрывной связи человека и Вселенной отражено в музыке А.Н. Скрябина, поэзии В.В. Хлебникова, картинах В.В. Кандинского, Н.К. Чюрлёниса, Н.К. Рериха. Люди искусства создавали образы иных миров. Последние данные науки, новая музыка, поэзия, философия свидетельствовали о том, что появилось Новое Космическое сознание.
В 1923-1927 годах сложилась первая в нашей стране группа художников-космистов — «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), состоящая из шести человек. Среди них был Виктор Тихонович Черноволенко, с творчеством которого мы сегодня познакомимся. Это позднее их стали называть художниками-космистами, сами себя они называли интуитивистами. Интуиция во многих случаях опережает точное знание и даёт представление о тайнах Иного Бытия, иной Реальности, находящейся за гранью чувств обыкновенного человека.
Из «Манифеста» группы «Амаравелла» мы узнаём, что некоторой долей интуиции должен обладать и зритель: «Произведение искусства должно само говорить за себя человеку, который в состоянии услышать его речь. Научить этому нельзя… Восприятие наших картин должно идти не путём рассудочно-формального анализа, а путём вчувствования и внутреннего сопереживания — тогда их цель будет достигнута».
Художники «Амаравеллы» были первыми, кто начинал разрабатывать тему «Человек и Космос». Но их интересовали не технические достижения: их волновали духовные и эстетические аспекты освоения космоса, а именно: человек, постигающий иные каноны прекрасного; они хотели знать, конечен или бесконечен наш феноменальный мир и что находится там, дальше, за последней чертой конечного мира?
Выход в бесконечность для человеческой мысли неминуем. Но это требует расширения сознания. Художники-космисты готовят наше сознание к принятию и осознанию Беспредельности, их произведения заставляют задуматься о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии, о жизни на других планетах.
В 1926 году произошло важное событие в жизни амаравельцев: в Москву приехал выдающийся русский художник и общественный деятель Николай Рерих. С ним были его супруга Елена Ивановна и старший сын Юрий. Рерих внимательно и доброжелательно ознакомился с их картинами, предложил участвовать в международной выставке в Америке, беседовал с ними на серьёзные темы. Эта встреча сыграла решающую роль в становлении и судьбе группы «Амаравелла».
Впоследствии, когда космическое искусство оказалось под запретом, все члены группы, кроме Черноволенко, который работал в то время на Дальнем Востоке, были арестованы. Спустя десятилетия они были реабилитированы.
Виктор Тихонович Черноволенко родился в марте 1900 года в Москве. До призыва в Красную Армию работал в оперном театре в качестве статиста. В годы гражданской войны служил начальником пулемётной команды лыжного батальона в Томске. После ранения был комиссован. Вернувшись в Москву, он был вынужден оставить занятия живописью, в течение ряда лет работал в отделе снабжения, сначала на московском заводе "Каучук", потом начальником отдела крупного горнорудного комбината на Дальнем Востоке. В годы Отечественной войны работал на оборонном заводе в Москве. В послевоенные годы, вплоть до выхода на пенсию, занимался административно-хозяйственной работой на разных предприятиях.
Только после выхода в 1960 году на пенсию В.Т. Черноволенко полностью посвятил себя творчеству. Наступила «оттепель», искусство космистов снова получило право на жизнь, и стало возможным наконец заняться любимым делом. Расцвет его таланта приходится на последние двенадцать лет жизни: за это время им было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин. Известность к Виктору Тихоновичу пришла уже после его ухода из жизни в 1972 году.