Делите все на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Мир Огненный, ч.2, 457 |
9 октября в новосибирском Музее Н.К. Рериха к 135-летию со дня рождения Н.К. Рериха открывается новая выставка – «Русь богатырская». Приглашаем новосибирцев и гостей города на праздничные мероприятия, которые начинаются с 12 часов. Вход в Музей в этот день – свободный.
- 12-00. «Вестник». Поэма о Николае Рерихе. Слайдпрограмма.
- «Грани Культуры». Выступление Н.Д. Спириной (в аудиозаписи).
- Торжественное вручение Знамени Мира и Культуры участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Презентация конверта с изображением картины Н.К. Рериха «Ярослав Мудрый.»
- «Русь богатырская». Открытие выставки репродукций картин Н.К. Рериха.
- 14-00. Концерт классической музыки. Исполнители - студенты Новосибирской государственной консерватории и учащиеся специальной музыкальной школы (колледжа).
- Экскурсии по залам Музея Н.К. Рериха.
О серии картин Н.К. Рериха «БОГАТЫРСКИЙ ФРИЗ»
Серия живописных полотен под названием «Богатырский фриз» создана Николаем Константиновичем Рерихом в 1910 году по заказу промышленника Ф.Г. Бажанова для оформления интерьера столовой его дома в Петербурге. В 1964 году «Богатырский фриз», повреждённый во время блокады Ленинграда, был передан на реставрацию в Государственный Русский музей, где и находится в настоящее время.
По традиции, существовавшей в конце XIX — начале XX века, столовые декорировались натюрмортной живописью: изображением дичи, фруктов, овощей; допускались охотничьи или пасторальные сцены. Рерих пошёл по другому пути, обратившись к русскому фольклору.
Художника всегда манила старина славянская, старина древней Руси — то, что скрыто за далями веков. Он очень хорошо знал и любил историю своего Отечества. «Человеку, не умеющему понимать прошлое, нельзя мыслить о будущем», — любил повторять Рерих. Особую ценность представляло для него народное искусство, фольклор, в котором он видел духовное богатство России. Призывая современников собирать и изучать произведения народного творчества, Н.К. Рерих стремился как можно полнее перенести красоту народных творений на свои полотна.
Фриз состоит из семи крупных панно и нескольких панно декоративного характера, с растительным мотивом.
Открывают фриз два панно, расположенные с обеих сторон от входной двери — это «Боян», прославленный народный сказитель, воспевающий события старины, и «Витязь», внимающий его пению.
Центральное место в декоративном фризе занимает «Садко» — самое большое по размерам полотно, отличающееся от других не только по содержанию, но и по колориту — яркому, радостному, здесь доминируют синие, белые, красные цвета. В праздничном духе написан стоящий на берегу Великий Новгород с крепостными стенами, башнями и чудесными храмами. На пристани слева дружно разгружаются торговые ладьи. Сказочно прекрасны купеческие корабли, расписанные причудливыми узорами. На весело плывущей по синим водам Волхова ладье мы видим Садко в нарядных одеждах, умевшего и торговлей заняться, и гуслями царя морского потешить.
Слева от дверного проёма находились два больших полотна — «Вольга Святославович» и «Микула Селянинович». В былинах имена этих богатырей нередко стоят рядом. Так, известна «Повесть о Вольге и Микуле».
Вольга Святославович — один из самых древних среди былинных богатырей. Пересекающиеся линии копий, богатырские кони, силуэты всадников — всё это придаёт композиции динамизм и напряжённость и помогает представить время, когда богатыри должны были быть в постоянном дозоре, чтобы охранять рубежи родины.
Былину о Микуле Селяниновиче Н.К. Рерих называет «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства». Художник изобразил его сильным, могучим. Движение в этой композиции направлено по диагонали из глубины к зрителю. Богатырь словно вырастает из-под земли позади лошади и плуга, он будто неотъемлемая часть самой земли.
За спиной богатырей — вся Русь-матушка с её необозримыми просторами и царственным величием грозового неба. Эти панно привлекают красотой и богатством цветовой гаммы. Сочетания белого, розового и золотого преобладают в одеждах героев. Сине-лиловые и голубые дали создают особую атмосферу далёкой древности.
Большой оконный проём обрамляли два панно, связанных единой сюжетной линией, — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник». Под ними располагалось длинное полотно «Городище».
Илья Муромец — олицетворение народного заступника, защитника земли русской. Действие разворачивается на фоне русской природы, огромной панорамы с белокаменными строениями и крепостными стенами, увиденными словно с высоты небес. Соловья-разбойника художник изобразил в избушке на курьих ножках, которая словно подчёркивает его обречённость.
В целом весь фриз по своему образному строю воспринимается как богатырская симфония в живописи, как гимн красоте народного подвига; это настоящая поэма в красках, посвящённая легендарному русскому прошлому.
Картины раскрывают богатство духовной жизни русского народа. В героях былин воплощён высокий нравственный идеал. Рерих, показывая «строгий, суровый и истинно прекрасный лик родного народа», воспел его ум, трудолюбие, талант, его силу и мощь.
В своих статьях художник писал о том, что русскому народу суждено великое будущее, что он является оплотом мира и прогресса всего человечества. Об этом же говорят и картины Рериха.