Признательность есть оправа справедливости. Община, 211 |
Сборник «Притчи, бывальщина Уймонских староверов» составлен Раисой Павловной Кучугановой. Это издание из серии брошюр, выпущенных для Музея истории и культуры Уймонской долины.
Здесь сказки, сложенные народом о радости трудолюбия и заботы о ближнем, о высшей справедливости, которая всегда настигает и наказывает лукавство, о том, что «каждое дело надо с молитвой ладить». Здесь «бывальщины» - народные воспоминания о проявлении в обычной жизни непознанных сил, памятных рассказчикам. А есть и такие истории, где с юмором показано, как за пышными сказочными поворотами стоит самая простая суть. Одни сюжеты узнаваемы и перекликаются с широко известными сказками, другие очень самобытны. Часто истории наполнены мудрым дружелюбным терпением, когда традиционно отрицательные персонажи не наказываются, а с юмором перевоспитываются. Вот, например, сказка, где девушка, пожелавшая было обратиться к недобрым силам ворожбы, направляется знающей «бабушкой» к самому естественному и достойному исходу.
Девица Марьюшка и молодец Иванушка
Полюбила красна девица Марьюшка молодца Иванушку, но не знает, как открыться ему, как подступиться к нему. Пришла она к бабушке-знахарке и просит: «Помоги мне, бабушка, приворожи молодца Иванушку».
Та ей отвечает: «Если, мол, исполнишь моё пожелание, то приворожу его к тебе. Для ворожбы мне надо чёрного ворона, но чтобы сидел у тебя на руке доброю волею».
Долго не было Марьюшки, но когда пришла, сидел у неё чёрный ворон на руке, и сидел доброй волею. Послала её бабушка за медведем-батюшкой. Ушла она дальше прежнего, пришла домой, а Медведко-то за ней идёт, идёт доброй волею.
Бабушка наказыват: а теперь, мол, иди и приведи Иванушку. Зазаботилась Марьюшка: «Как же я его приведу, зверей-то я лаской привела». Бабушка молвила: «Дело твоё, любишь, так приведи». Прошло время, смотрят люди, а Иванушка да Марьюшка вместе идут: доброй волею пришёл Иванушка.