Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13 |
К 9 октября 2008 года почти во всех залах Музея Н.К. Рериха в Новосибирске произошла смена выставок.
Сменилась часть экспозиции в зале С.Н. Рериха. Выставлены выполненные на холсте репродукции картин «Гроза», «Надежда» (1940), «Спасаясь от бури» (1953), «Священная флейта. IV» (1968) и другие.
Через всё творчество Святослава Николаевича проходит стремление возвысить человека над обыденностью: «Украсим нашу жизнь, понесём весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой».
С.Н.Рерих в своей живописи не просто мечтает о лучшем. Он вытесняет безобразное и заполняет человеческие души и окружающий мир красотой и светом. Картины побуждают зрителя к осмыслению действительности и выражают отношение художника к жизни и его представление о предназначении человека на Земле.
Живопись Святослава Николаевича Рериха — это необыкновенная светоносность красок, культ цвета. Необычность цветовой гаммы его работ продиктована не только яркостью индийской природы, — таково восприятие художником жизни вообще. Святослав Николаевич говорил: «Цвет даёт жизнь. Гармония в цвете подобна гармонии в музыке. Она оказывает то же воздействие; она вызывает те же реакции...»
В каминном зале Музея открылась экспозиция, посвящённая первому Музею Рериха, основанному в 1923 году в Нью-Йорке самим художником. Столь велики были масштабы созданного и свершённого на пятидесятом году жизни художника.
Начался Нью-йоркский музей с 315 картин Н.К. Рериха и постоянно пополнялся работами других мастеров, а также тибетской библиотекой, научными коллекциями. Р.Рудзитис пишет о Музее: «Творчество Рериха является духовным ядром Музея, но в своей направленности Музей стремится стать выразителем ценностей всей мировой культуры и наследия великих творцов человечества».
В 1924 году начали подбирать картины для секции американского искусства, которые впоследствии превысили сотню. Были созданы разделы панамериканского, итальянского, шведского, испанского, финского, восточного искусства, искусства других народов. Из научных собраний Музея значительным явлением была Тибетская библиотека Музея из 330 томов священных книг Тибета, «Канджур» и «Танджур», и религии бонпо. Эти книги привезла из Тибета экспедиция Рериха. Восточный зал, в котором размещалась библиотека, был специально оформлен в восточном стиле тибетским художником Дон-Друпом. Отдельные залы были посвящены светочам мира - Св. Сергию, Св. Франциску, Спинозе, Маха-Бодхи, что составило прообраз Музея религий. Архивные помещения хранили различные материалы, привезенные из Центрально-азиатской экспедиции. Торжественные собрания и концерты проходили в особом зале, носящем имя Николая Рериха. Постоянно росло и количество картин самого Мастера. Из одной только экспедиции Н.К.Рерих привез около полутысячи произведений Тибетско-Гималайской серии. Эти картины были выставлены в залах Елены Рерих.
За первое десятилетие существования Музея его посетило около 250 тысяч человек. Среди почетных советников и попечителей Музея состояли Свен Гедин, Рабиндранат Тагор и его братья, Масарик, Эйнштейн, Келлог, Милликен, Джагадис Боше и другие деятели науки и искусства.
В залах Н.К. Рериха – две переэкспозиции. Раннее творчество художника, до этого представленное выставкой серии древнерусского зодчества, теперь отражено в некоторых картинах славянской серии. Это «Поморяне. Утро» (1906), этюд для картины «Древняя жизнь» (1904), «За морями земли великие»(1910), «Поцелуй земле» (1912), картины с эскизами костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и балету И.Ф. Стравинского «Весна священная», другие полотна.
Н.К.Рерих раскрывает не столько действие или конкретное историческое событие, сколько чувство, душевное состояние древних людей. Снять с явлений жизни покров временного и раскрыть её непреходящую сущность, раскрыть Лик Вечного — такие задачи ставит перед собой художник в славянской серии картин.
Одна из основных тем художника и философа – женский подвиг, преображающая сила красоты, всеохватного женского сердца. С 9 октября эта тема представлена репродукциями картин «Песнь утра» (1920) и «Песнь водопада» (1937), «Язык птиц» (1920), знаменитым триптихом «Жанна Д’Арк» (1931).
…«Женщина должна настолько подняться сама духовно и нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь и мужчину за собою, - писала Е.И. Рерих. - Помните картину Н.К. «Та, которая ведет»? Так, женщина должна занять место жрицы и вдохновительницы. И не есть ли это величайшая задача – одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? Но начинать нужно именно с самих себя, потому и наш призыв к женщинам должен прежде всего быть призывом к самоусовершенствованию, к осознанию своего достоинства, своего истинного великого назначения как самого основания Бытия и стимула творчества и Красоты».
На третьем этаже разместилась – всего на несколько дней – экспозиция конвертов, посвященных новосибирской тематике. Любопытно проследить, какие именно здания Новосибирска занесены в «почтовую память» . Это Памятник революционерам (1958), Западно-Сибирский филиал Академии наук СССР (1958), Театр оперы и балета (1960), Вокзал (1961), Аэровокзал (1962), Театр юного зрителя (1964), Аэровокзал (1966), ГПНТБ (1968), Городок СО АН ССР (1969), Красный проспект (1969), Концертный зал (1969), Дом работников речного флота (1969), Гостиница «Сибирь» (1971), Дом политпросвещения (1971), Государственный цирк (1972), Центральный универмаг (1973), Дом на Красном проспекте (1973), Площадь Гарина-Михайловского (1974), Кинотеатр Маяковского (1974), Государственный академический театр оперы и балета (1976), Речной вокзал (1976), Дом связи (1977), Здание исполкома областного Совета народных депутатов (1978), Аэропорт (1980), Государственный академический театр оперы и балета (1981), 50 лет Новосибирскому ордена Трудового Красного Знамени институту инженеров железнодорожного транспорта (1982), Областной комитет КПСС (1985), Театр юного зрителя (1986), Станция метро Речной вокзал (1988), Вознесенский кафедральный собор (1990). Театр «Красный факел» (2008), Музей Н.К. Рериха (2008).
Вскоре после праздника выставка конвертов переедет в здание УФПС (Главпочтамт).