…Нужно помнить, что смирение есть спутник удачи. Мир Огненный, ч.3, § 52 |
Пусть будет каждое препятствие ступенью, ведущею к Тебе...
Н.Д. Спирина
|
На протяжении всех лет строительства Музея Н.К. Рериха в Новосибирске (с 1997 по 2007 год) мы рассказывали в нашем журнале об этапах этой народной стройки. Причастные к строительству музея хорошо помнят, что оно началось и проходило в тяжелейший для страны период, в переломный момент развития нашего государства. Трудности и испытания того времени выявили истинных и преданных друзей Сибирского Рериховского Общества. Сейчас это уже история, об отдельных эпизодах которой экскурсоводы рассказывают посетителям музея.
Многие знают о мечте Наталии Дмитриевны Спириной — после завершения строительства Музея Н.К. Рериха построить рядом с ним часовню, посвящённую величайшему святому Руси Сергию Радонежскому. Это был её завет нам. В октябре 2007 года музей был официально открыт, и через пять лет, в октябре 2012 года, Сибирское Рериховское Общество приступило к строительству часовни. Краткие сообщения об этом давались в журнале. Считаем, что история строительства часовни должна быть зафиксирована, ибо это не просто новый этап деятельности СибРО — это новая ступень рериховского движения в Сибири — Россазии.
Задолго до того, как появилась возможность приступить к реализации замысла нашего руководителя, мы начали обдумывать, какой должна быть часовня, и собрали воедино всё, что было сказано Наталией Дмитриевной об этом будущем строении. Читая записи бесед на эту тему, сделанные сотрудниками в разные годы, можно проследить, как с течением времени развивался образ часовни, меняясь в деталях, в чём-то уточняясь и дополняясь.
Подготовка к строительству велась в двух направлениях. Из всех доступных источников были собраны и изучены работы Н.К. Рериха по интересующей нас теме: изображения храмов на его полотнах, эскизы часовни Святого Сергия на станции Барим близ Харбина, а также нереализованного харбинского проекта часовни Венценосным Мученикам.
Одновременно молодой новосибирский архитектор Анастасия Коровина, уже сделавшая ряд проектов для СибРО на Алтае, погрузилась в литературу о храмовых строениях Древней Руси, вникая в их особенности, анализируя и делая эскизы.
Размышляя над видом часовни, перебирая варианты, мы чувствовали, что чего-то пока недостаёт, не хватает какого-то последнего довода, который убедил бы всех, что часовня должна быть именно такой. К тому же это строение надо не только вписать в небольшое пространство музейной территории — оно должно завершить создание культурного комплекса, объединяющего Музей Н.К. Рериха, Колокол Мира и часовню Преподобного Сергия. Все сооружения, находящиеся в непосредственной близости друг от друга, должны гармонично сочетаться, образуя единый архитектурный ансамбль.
Как это часто бывает, решение пришло неожиданно. Владимир Фёдорович Чалков — опытный профессионал-строитель, консультирующий нас по вопросам строительства и многие годы помогающий СибРО в осуществлении разных проектов, — рассматривая эскизы и проработки, задумчиво произнёс: «Вы думаете о виде часовни? А мне всегда казалось, как само собой разумеющееся, что она должна быть такой, какую держит в руке Преподобный Сергий. Вот Он её держит — и вот она сходит на Землю... А как по-другому?»
И все мгновенно поняли — вот оно, решение! Образ древнерусского белокаменного храма с фасадом, разделённым на три части пилястрами1, переходящими в закомары2, шлемовидная форма купола — всё сразу определилось. С энтузиазмом принялись за разработку проекта.
Мы, конечно, предполагали, что препятствия этому строительству обязательно будут, и немалые, ибо вся деятельность Сибирского Рериховского Общества — тому свидетельство, но то, с чем пришлось столкнуться в этот раз, трудно было объяснить даже с точки зрения здравого смысла.
Часовню нужно было расположить так, чтобы обеспечивался противопожарный проезд вокруг музея. Это обстоятельство определяло местоположение сооружения на расстоянии полутора метров от ограждения музея, что было меньше утверждённых в городе норм отступа от границ территории3. Этот вопрос можно было решить путём обычного согласования с владельцами соседних участков. Казалось бы, какая разница соседям, на три или полтора метра от забора будет отстоять часовня, находящаяся не на их территории? Но на наше обращение к Товариществу собственников жилья соседнего дома председатель ТСЖ после трёхнедельной проволочки прислал отказ, объясняя его тем, что «60 процентов собственников жилья категорически против возведения Мемориала святого Сергия Радонежского». Таким образом, формально ценой вопроса стали полтора метра, приближавшие часовню к ограждению. Что касается сути происходящего, то её точно выразила в строках своего стихотворения Валентина Рябова из г. Камня-на-Оби:
...В Часовню метился удар,
Чтоб не сошла со длани
Святого Сергия...
Е.Г. Петренко, директор Одесского Дома-Музея Н.К. Рериха, взволнованно писала: «Как прекрасна часовня! Как вписывается она в ансамбль музейный! Какая простая форма, как по проекту Н.К. Рериха, — любимый псковский стиль. Кому может мешать такое строение?»
В сложившейся ситуации для СибРО оставался единственный выход — пройти публичные слушания в мэрии Новосибирска, обосновав своё решение перед группой специалистов, привлечённых мэрией. Фактически это означало пройти через арбитражный суд. Потянулись дни, напряжение которых описать трудно: близилась зима, следовательно, заканчивался строительный сезон, у наших друзей могла уйти возможность помочь со стройкой, а мы собирали документы... На подготовку нужных для этой процедуры бумаг потребовалось больше месяца, далее следовало мучительное ожидание даты заседания, которую наконец назначили на 19 сентября.
Все противники строительства должны были быть оповещены о дате слушаний, и в мэрию необходимо было представить официальные извещения, подтверждённые подписями жильцов. Нам пришлось озаботиться и этим.
Отправляясь на публичные слушания, мы знали, что мысли и всех сибровцев, и многих друзей в этот час также были сконцентрированы в обращении за Высшей Помощью. Молитвы к Святому Сергию и другим Небесным Покровителям шли из разных городов и стран; молились и у раки Преподобного в Троице-Сергиевой Лавре.
Вряд ли наши оппоненты осознавали, что делают, заявляя свой «категорический протест», вряд ли устыдятся они этого впоследствии, — сделав своё тёмное дело, они предпочли не выявлять себя в открытых прениях. Ни один голос не раздался на публичных слушаниях против решения строить часовню в указанных границах! Более того, представитель мэрии, проводивший заседание, сказал: «Может быть, пройдёт время и мы будем говорить о защите этого строения как архитектурного памятника».
Выйдя из зала заседания, мы тут же позвонили нашим сотрудникам в Музей Н.К. Рериха в Верхнем Уймоне, чтобы сообщить о результате, а в ответ услышали ликующие голоса: «Мы были уверены в победе! Из музея было видно, что над Теректинским хребтом всё это время стояла радуга!» Излишне говорить о том, что и электронная почта, и телефоны СибРО в этот и последующие дни работали с повышенной нагрузкой, передавая радостную весть.
К сожалению, искусственно созданное препятствие отодвинуло начало работ на октябрь. Зная климатические условия Сибири, мы понимали, что время для строительных работ упущено, и, считая, что уже не успеем выполнить всё запланированное, мечтали о том, чтобы погода позволила хотя бы залить фундамент. «Как фундамент?! — воскликнул Владимир Фёдорович. — Будем делать всё в одно касание!» И вскоре во дворе музея появился маленький строительный вагончик и закипела работа. Мы не знаем, по каким критериям наш друг привлекал строителей для этой работы, но эти люди понимали, где они строят и что они строят. Контакт с прорабом Д.Е. Потаповым и рабочими С.А. Мининым, А.Г. Барбашовым, В.В. Медведевым, О.А. Старковым и А.В. Половниковым у нас установился сразу. Трудно представить чистоту, которая была обеспечена ими при этом строительстве, а ведь было и рытьё глубокого котлована, и вывоз земли, и цистерны с бетоном — словом, всё как на обычной стройке. Только здесь было сложнее — ведь строительство велось на предельно малом пространстве двора действующего музея, который ни на день не был закрыт для посетителей.
Строители познакомились с экспозициями музея, в книжном салоне приобрели несколько репродукций картины Н.К. Рериха «Святой Сергий», объяснив, что «это и для себя, и в подарок».
Ранее в одном из номеров журнала мы рассказывали, как 18 июля 2002 года в основание центральной колонны новосибирского Музея Н.К. Рериха была заложена капсула с землёй из мест, связанных с Сергием Радонежским и Серафимом Саровским. Для этой цели В.Е. Житяев привёз землю из Сарова, а А.М. Писарев — из Троице-Сергиевой Лавры.
Расскажем, что произошло 9 октября 2012 года, когда в музее Рериха отмечался День Культуры. Именно в этот день в котловане под будущей часовней рабочие должны были залить фундаментную плиту. Буквально за несколько минут до этого давний друг СибРО Людмила Васильевна Лада принесла предметы из святых мест: землю из Варниц — родины Преподобного Сергия Радонежского, масло, воду и соль из Иерусалима — города, связанного с земной жизнью Иисуса Христа. Приостановив заливку бетона, мы передали рабочим эти дары, и они были заложены в основание строения.
Никогда раньше сибровцы так часто не обращались к Интернету, уточняя прогноз погоды. Небо хмурилось, налетал дождь, шёл снег, и сердца замирали. «Гоните все дожди к нам!» — звонили из Новокузнецка. «Пусть ранние холода придут на Алтай!» — раздавалось из Верхнего Уймона. «Не волнуйтесь, успеем!» — доносилось из разных мест.
Каждый день и операторы СибРО, и другие сотрудники фиксировали хронику строительства. Пренебрегая опасностью сорваться с лесов или оледеневшей лестницы, они взбирались на перекрытия растущего строения, стараясь не упустить ни одной детали. Строители смирились с ежедневными нашествиями сибровцев с камерами и фотоаппаратами как с неизбежностью. Иногда даже говорили: «Что-то вы сегодня совсем мало снимали».
Фотографии летели в Америку, Германию, Прибалтику, Казахстан, Украину, их показывали на «круглых столах» в разных городах — так множилась, объединяя друзей, радость за это строительство. «Не верится, но свершилось! И не могло не свершиться. Такой напор мыслей с разных концов!» — откликалась Маргарита Николаевна Валл из Вольфсбурга. «Наконец-то мечта стала явью! Как здорово продвигается стройка! На глазах созидается такое чудо!» — радовался Евгений Бушуев, работающий сейчас в Ярославле. «Радостно видеть, как быстро растёт Часовня. Уже начинает проявляться её величественный, статный, мощный облик», — писали Оксана и Анатолий Михи из Екатеринбурга. «Родные наши, пусть всё творится во благо! Доброго всем здоровья, благоприятной погоды! Ждём новых вестей по строительству ЧАСОВНИ», — долетела весть из Комсомольска-на-Амуре. «Часовню из-за забора уже видно! Скоро будет видно отовсюду!» — констатировал Сергей Орлов из Осинников. «Какая же РАДОСТЬ видеть наяву Постройку — этот Великий Символ!» — такой была реакция Татьяны Елиазаровны Аксёновой из Америки. И это только малая часть откликов, полученных из разных уголков земли.
23 октября, в день рождения Святослава Николаевича Рериха, в кладку стен часовни были заложены реликвии, имеющие непосредственное отношение к нашим Учителям — членам семьи Рерихов, Б.Н. Абрамову, Н.Д. Спириной. В этот день ещё цвели розы, на которых уже лежал снег...
Вскоре работы, запланированные для этой бригады, были выполнены, и мы тепло простились с полюбившимися нам строителями. Оставалось сделать последнее, что намечалось в этом сезоне, — поставить купол, который изготавливался на специализированном предприятии в г. Трёхгорном Челябинской области. К первым числам декабря купол был готов, но возникли новые волнения. Как известно, сварочные работы могут вестись при температуре не ниже двадцати градусов мороза; до сих пор температура держалась в нужных нам пределах, но со дня на день ожидалось усиление морозов. Конечно, установку купола можно было отложить до весны, но так хотелось закончить весь цикл запланированных работ!
9 декабря, накануне памятного дня Наталии Дмитриевны Спириной, поздно вечером сотрудники СибРО Игорь Михайлович Щербаков и Александр Васильевич Садовой привезли купол часовни. «Ставить купол будем завтра!» — решительно сказал В.Ф. Чалков, и утром следующего дня к музею был доставлен монтажный кран и прибыла бригада рабочих. 10 декабря купол был установлен. Теперь уже в Новосибирске присутствующие при монтаже наблюдали на небе явление зимней радуги. К вечеру этого же дня температура воздуха начала быстро понижаться, перейдя тридцатиградусную отметку, и такие морозы держались до конца декабря. Но мы успели...
Так в конце 2012 года был завершён первый этап строительства часовни Сергия Радонежского. Весной мы приступим к отделочным работам. Параллельно начнётся завершающий цикл — оформление внутреннего пространства часовни и её внешнего облика. Но об этом рассказывать пока рано.
Весь 2012 год, с его напряжённой разноплановой работой в двух музеях Сибирского Рериховского Общества, проходил под знаком строительства часовни Св. Сергия — это была доминанта всех наших дел и устремлений.
Какими словами выразить благодарность всем, кто, узнав об этом строительстве, откликнулся и внёс свою лепту! Помощь пришла не только от наших давних друзей из разных городов, она поступила и от тех, чьи имена мы слышали впервые. Спасибо, дорогие друзья! Благодарим вас, наши уважаемые единомышленники! Все имена мы вписываем в почётную книгу строительства часовни, как и во время возведения Музея Н.К. Рериха.
«Цепь измеряется по своему слабому звену, а крепость духа по времени наинапряжённейшему»4, — сказано в Записях Бориса Николаевича Абрамова. Наши дорогие друзья, с которыми вместе столько преодолено, спасибо, что вы есть! Будем в таком же единении трудиться и дальше, монолитно противостоять всем натискам уходящего старого мира, выполняя то, что нам заповедано. Может ли быть радость больше той, которую все мы испытали! Будем всегда вместе — во всех веках, во всех мирах. Поблагодарим наших Старших, объединивших нас для благого дела.
Пусть мемориал, создающийся по замыслу Н.Д. Спириной у стен Музея Н.К. Рериха в Новосибирске, в который мы вкладываем всю нашу надежду и веру в Высшие Силы, будет выражением нашей общей любви и благодарности Великому Учителю Света за Его Труды по созиданию Новой Страны.
«Отче Сергий, Дивный, с Тобою идём, с Тобою победим!»
1 Пилястра — четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.
2 Закома́ра (от др.-русск. «комара» — свод) — в древнерусской церковной архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружной части стены.
3 Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 г. «О правилах землепользования и застройки г. Новосибирска».
4 Грани Агни Йоги. 1954. 97.