Мысли на каждый день

Нужно именно углублять путь доброжелательности. Утверждена она как сущность нашего бытия. Не забудем этот талисман ни на час.

Мир Огненный, ч.1, § 118

"Мочь помочь - счастье"
Журнал ВОСХОД
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Имена, вошедшие в историю эволюции человечества
ЗАВЕТЫ ЛОМОНОСОВА*

Автор: авторы одной статьи   Сидоров Юрий



Теги статьи:  Ломоносов

Юрий СИДОРОВ, профессор, доктор технических наук, г. Санкт-Петербург

* Фрагменты из статьи, опубликованной в газете «Советская Россия» 15.11.2011 г.

Памятник М.В. Ломоносову
у здания Московского университета

Заметка М.В. Ломоносова о необходимости
преобразования Академии наук

Михайло Васильевич Ломоносов! Только при упоминании этого имени сердце наполняется гордостью за Россию, за русский народ, из самых недр которого вышел этот самородок, слава России, гений из села Холмогоры.

280 лет назад, в январе 1731 года, с санным обозом из Холмогор Архангельской губернии приехал в Москву русский паренёк. Приехал, чтобы учиться, познавать новое и направлять свои знания на пользу России. Кто бы мог тогда предвидеть в этом пареньке будущего великого учёного, основателя Российской академии наук и Московского университета?! А ведь состоялось! Кто бы мог тогда подумать, что Ломоносов обогатит физику, химию и математику такими открытиями, которые обозначат переворот в мировой науке? Ломоносов явился охранителем и генератором развития русского языка, именно после него язык русский стал великим. И литература многим ему обязана, его поэтический стиль нов и мощен, русская поэзия с него и началась. Потом уже были Державин и Пушкин.

Как справедливо считает писатель и учёный Арсений Замостьянов, «не поняв и не полюбив Ломоносова, невозможно познать и полюбить Россию. А как любил Родину Ломоносов! Любил, потому что познал её — от крестьянской избы до императорских дворцов, от церковных сводов Славяно-греко-латинской академии до кабаков».

Ломоносов ощущал Россию как континентальную державу, на этом основывался его патриотизм, страстный, но в то же время прагматический.

Ломоносов никогда не упивался собственной учёностью, он мечтал о лучшей доле для своей страны. Так уж был он устроен: личный успех не приносил ему счастья, если не содействовал укреплению державы и народному просвещению.

Смысл своего творчества — в науке, в поэзии — он видел в служении народу, общественному благу.

Любовь к Отечеству, работа на его благо — вот первый завет Ломоносова.

Когда мы встречаем разнообразно одарённую личность, на память приходят слова «человек эпохи Ренессанса», «истинный представитель эпохи Возрождения». Но у русского народа есть более точное и близкое по духу определение — образован как Ломоносов. Это личность необъятного ума, уверенно, по-хозяйски себя чувствовавшего в точных и гуманитарных науках. Первый русский академик, он, как никто другой, мог и умел наслаждаться творчеством —
в уединении, под бездной звёзд. Но только творчества ему было недостаточно. Пожалуй, главной его страстью было просвещение. Не только для себя, но и для близких. Как сын крестьянина-помора, он знал беды и скромные радости людей труда, знал и понимал их тягу к знаниям, к открытию нового в этом мире. И Ломоносов был не только гениальным учёным, но и великим популяризатором науки и нисколько не стеснялся этой роли. Он понимал, что если «врата учёности» открыты только для немногих избранных, то они ведут в тупик. Нельзя быть просвещённым в одиночку, только братство людей придаёт высокий смысл науке. Это принцип Прометея.

Мы не знаем, чувствовал ли себя Прометеем Ломоносов, осознавал ли, что приносит народам с неба на землю божественные дары просвещения. Но благодаря Ломоносову русский литературный язык (и русский научный язык!) стал потенциальным достоянием миллионов, а это уже сопоставимо с дарованием огня. Потенциальным, потому что при жизни Ломоносова немногие из наших предков владели основами русского письменного.

Именно Ломоносов подготовил реформу русской стилистики, осуществлённую впоследствии А.С. Пушкиным. Именно Ломоносову принадлежит честь реформы русского стихосложения, начатой В.К. Тредиаковским. Он, Ломоносов, заложил основы того, что впоследствии Пушкин назвал «народностью литературы и искусства».

Итак, второй завет Ломоносова — просвещение, несение знаний людям.

Пишу о Ломоносове, а на память упорно приходят строки другого русского пророка, Фёдора Ивановича Тютчева:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

He случайно мне эти строки не дают покоя: Ломоносов — это громокипящий знаниями и идеями, организаторскими и нравственными подвигами кубок богов, который они навсегда подарили человечеству.

Русский язык Ломоносов считал основой нравственного воспитания. Он понимал, что без выработки национального литературного языка нельзя говорить ни о науке, ни о литературе. Поэтому развитие общедоступного литературного языка было важнейшей задачей на протяжении всей его жизни. Он первым в России читал лекции на родном языке, что считалось дерзостью. Современники даже запомнили дату такой первой лекции по физике — 20 июня 1746 года. Это было событием!

В 1743 году Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике» и адресовал его не церковной касте, а всему русскому народу.

Обережение и развитие русского литературного языка — третий завет Ломоносова.

Системность, масштабность мышления проявлялись у Ломоносова и в других сферах. Ему совершенно было чуждо понятие «науки для науки». Он постоянно подчёркивал, что наука должна отвечать задачам, стоящим перед страной. Им же впервые введено понятие «народного хозяйства». Развитию приложений науки для нужд страны посвящены работы Ломоносова по географии, метеорологии, геологии, металлургии. Им введён термин «экономическая география». Он составил проект «экономического лексикона», который должен был содержать сведения о сельском хозяйстве и промышленной продукции отдельных районов России, о строительных материалах, горной промышленности и т.д.

Итак, четвёртый завет Ломоносова — всеобъемлющее рассмотрение явлений, системный подход к развитию науки в интересах хозяйства страны.

Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к русскому народу особенно сказались в его трудах по истории. Взгляды Ломоносова на историю складывались в острой борьбе с так называемой немецкой школой, представители которой фальсифицировали русскую историю, принижали историческую роль русского народа в мировой истории. Любовь к своему народу соединяется в мировоззрении Ломоносова с проповедью мира между государствами. В трагедию «Тамира и Селим» он включил строки, бичующие корыстные интересы, приводящие к завоевательным войнам.

Он был очень русским человеком, но с огромным уважением относился к иностранным коллегам, отвергал национальную исключительность кого-либо, всегда был за мирное сосуществование народов и государств.

Пятый завет Ломоносова — борьба с фальсификациями истории, с враждебностью и нетерпимостью между народами.

Блестящую страницу в историю науки вписал Ломоносов исследованиями в области теоретической оптики, разработкой научных основ цветоведения и астрофизики, а также метеорологии.

Ключевым в исследованиях он считал соединение теории и практики. От опыта к теории и от неё к опыту — вот путь научного познания мира по Ломоносову. Сейчас это доказано веками научных исследований. «Истинный химик должен быть теоретиком и практиком», — писал, в частности, Ломоносов. Он был решительным сторонником освобождения науки от религии.

Практика — критерий истины, наука должна служить нуждам страны — шестой завет великого учёного.

Со школьных времён я помню висящий в классе портрет Ломоносова и его слова на плакате: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». В советские годы математика была в почёте. Огромное внимание уделялось шахматам, основанным на расчётах, на логических построениях. А ведь без этих навыков, без знания математики и логики технический прогресс невозможен.

Ломоносов ратовал за внедрение математических методов в изучение химии, физики, геологии, вообще точных методов исследования естественных процессов. Одной из руководящих идей у Ломоносова была мысль о необходимости внедрения в практику геологических исследований точных методов и понятий химии, физики и математики.

Использование точных методов исследования проблем естествознания — седьмой завет Ломоносова.

Ломоносов проявлял большой интерес к исследованиям полярных областей и Северного морского пути. К разрешению проблемы Северного морского пути он подошёл с точки зрения интересов морского дела в России и освоения Крайнего Севера, подчёркивал важность продолжения этого пути в политическом и хозяйственном отношении. Наиболее важной его работой в этой области является «Краткое описание различных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Иными словами, и здесь Ломоносов показал себя стратегом, решавшим сложные задачи развития народного хозяйства России.

Повышенное внимание к изучению и освоению северных сухопутных и морских территорий — восьмой завет Ломоносова.

Велика заслуга Ломоносова как в создании Московского университета, так и в отстаивании права обучения в нём не только детям дворян, но и детям трудового народа. Он считал, что образование должно быть всем доступно, невзирая на сословные границы. «К наилучшему прохождению школьных наук приобщаются чаще всего мальчики из простонародья, более же знатные чуждаются этих знаний», — писал Ломоносов. За этим признанием — не только стремление к массовому, истинно народному просвещению. Дело и в том, что представители низших сословий меньше были заражены «низкопоклонством» перед иностранщиной. В них Ломоносов видел опору просвещения и экономики России.

«Стараюсь защитить идеи Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали своё достоинство», — писал Ломоносов, готовясь к несостоявшейся беседе с Екатериной II. Вот на таких людях и держалась великая Россия!

Доступность образования для всех — девятый завет Ломоносова.

Создавая Российскую академию наук, пробивая при этом косность, твердолобость и рутинность мышления императорского двора, Ломоносов более всего хотел, чтобы с помощью академии извлекалась польза Отечеству, чтобы иностранные специалисты не верховодили в ней, а наравне с отечественными трудились на благо России.

Ломоносова любая наука, любое производство интересовали только в комплексе со стратегией развития страны.

Десятый завет Ломоносова — лучшие умы России и зарубежных стран в стане Академии наук должны трудиться сообща в интересах русского народа.

Трудно назвать все области знаний и человеческой деятельности, в которых гений Ломоносова не сказал бы нового слова. Упомяну ещё, что он возродил в России забытое с XII века искусство мозаики. Из 40 мозаик Ломоносова и его мастерской сохранилось 23
(в Русском музее, Государственном Эрмитаже, в Музее Ломоносова в Петербурге, в Историческом музее в Москве и др.).

К сожалению, многие научные выводы Ломоносова опередили своё время и при жизни его не были поняты и востребованы. Материалистическое мировоззрение учёного, его патриотизм, неустанная борьба за широкое распространение просвещения и научных знаний среди народа почти всегда встречали сопротивление со стороны правящих кругов. Представители дворянской либеральной науки, травившие великого учёного и просветителя при жизни, после смерти постарались представить его как поборника самодержавия и реакционных религиозных устоев.

К великому сожалению, и в наши дни на Ломоносова продолжают нападать недруги России и русского народа, умалять его заслуги... Расчёты их напрасны. Россия выдержит, как при жизни своей выдерживал удары Михайло Васильевич Ломоносов.

Время всё расставило и, если потребуется, вновь расставит на свои места. Будет жить Россия, будет помнить Ломоносова и поступать «по Ломоносову»! Многие в его время хотели видеть Россию слабой, податливой, а он противостоял, не сдавался. И нам велел поступать так же.

Могила его на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге не забыта потомками. Не зарастает к ней народная тропа. Тропа к Гению, равного которому не было и нет до сих пор. И уже вряд ли будет. Вспомним Пушкина, который глубоко чтил учёного и говорил, что Ломоносов «обнял все отрасли просвещения... Он всё испытал и всё проник»:

Перед гробницею святой
Стою с поникшею главой...

19 ноября исполняется 300 лет со дня рождения академика М.В. Ломоносова. 300 лет! Все эти годы он был и остаётся с нами, остаётся в нашей благодарной памяти благодаря делам своим. Прекрасным и мудрым делам. Он наш Учитель и советчик, наш друг и современник.

Время показало, что Создатель столько вложил энергии и любви в Михайлу Васильевича Ломоносова, что ещё многие-многие поколения будут пользоваться его открытиями и выводами почти во всех областях человеческой мысли и деятельности. Он самим своим существованием и жизнью показал всему миру добродетельное могущество и великие перспективы России.

Неужели же мы, наследники великого гражданина и учёного, не сделаем всё для спасения, сохранения и укрепления любимой Родины нашей?!

Рассказать о статье друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Назад в раздел : Имена, вошедшие в историю эволюции человечества